Викторина "А знаете ли вы Ломоносова?"

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Цели и задачи урока:

  • Расширить кругозор учащихся о Великом земляке – Ломоносове М.В.
  • Показать роль М.В. Ломоносова в становлении русской науки.
  • Выделить разносторонние направления научной деятельности М.В. Ломоносова.
  • Показать актуальность Ломоносовских открытий, воспитание интереса к науке.

Ход мероприятия

Викторина проходит с использованием ИКТ в виде игры.

В викторине могут участвовать ученики 8-11-х классов.

За две-три недели до проведения мероприятия учащимся дается задание найти и прочитать все о Ломоносове. (Детство. Обучение в Москве. Обучение за границей. Открытия. Памятники Ломоносову. Географические объекты, носящие имя Ломоносова.) Слабым ученикам можно распределить, эти разделы для каждого. Кто-то готовит только детство, кто-то только открытия, кто-то только памятники и т.д.

1. Организационный момент.

Класс делится на 4 группы по 4 человека. (Слабые ученики объединяются по темам. Один кто изучал детство Ломоносова, другой открытия, памятники и т.д.)

Жюри 5 человек.

За каждый правильный, развернутый ответ 3 балла.

За правильный ответ с небольшими дополнениями 2 балла.

За правильный ответ 1 балл.

На мультимедийной доске правила викторины. (слайд № 2)

Следующий слайд с пронумерованными ячейками. (слайд № 3)

Есть ячейки при выборе которых, ваши очки могут удвоиться или наоборот потеряться.

Каждая ячейка имеет соответствующий цвет. (Желтый, зелёный, синий, красный)

2. Вводное слово учителя.

И так ребята мы начинаем с Вами викторину “ А знаете ли Вы Ломоносова?”

Нашу викторину я хочу начать со слов Белинского: “На берегах холодного моря, подобно северному сиянию. Блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление! Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате. Что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие не противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему прекрасному и великому не менее всякого европейца”

Я представляю Вам наше жюри.

Проведем жеребьевку. Прочитайте, пожалуйста, правила нашей викторины и начнем играть. На обдумывание вопроса 5 секунд, после 5 секунд прозвучит звуковой сигнал и участник своей группы, в порядке очереди, согласно жеребьевки должен дать ответ.

3.Основная часть.

  1. Наблюдая за какой планетой Ломоносов сделал открытие мирового значения (Венера)
  2. В какой области наук Ломоносов стал профессором в 1745 году (химия, Академия наук и художеств)
  3. Что, по словам Ломоносова, изучать следует, что она ум в порядок приводит (математика)
  4. Что Ломоносов называл корпускулами (молекулы)
  5. Какой оптический прибор изобретенный Ломоносовым, носит его имя (“ночезрительная” труба)
  6. Какое древнее искусство возродил Ломоносов благодаря своим занятиям химии (мозаика)
  7. Несмотря на присущую ему энциклопедичность, Ломоносов своей главной профессией, считал… (химию)
  8. Что хотел узнать Ломоносов, наблюдая за прохождением Венеры по диску Солнца (наличие у Венеры атмосферы)
  9. Зачем Ломоносов снарядил экспедицию в Сибирь в 1761 году (уточнить географический атлас над которым он работал)

  1. Что хотел отразить Ломоносов в большом атласе Российской империи (природные богатства, народонаселение, пути сообщения, промышленность.)
  2. В каком году имя Ломоносова впервые появилось на карте .(1849 год. Мыс на западном берегу реки Амур.)
  3. Где в 1913 году Г.Я. Седов дал название горному хребту имени Ломоносова (Арктика. Северный Ледовитиый океан)
  4. На этом острове дважды встречается имя Ломоносова (Шпицберген)
  5. В 1911 году, в честь двухсотлетия Ломоносова село Денисовка было переименовано. (с. Ломоносово, около Холмогор)
  6. Как раньше назывался г. Ломоносов в Ленинградской области, где были сделаны важнейшие открытия Ломоносова (Ораниенбаум)
  7. На каком небесном теле можно встретить имя Ломоносова. (Луна. Кратер Ломоносова)
  8. На каком острове гора носит имя Ломоносова. (Новая Земля)

  1. Вензель, какой российской императрицы, выгравирован на памятнике Ломоносову в Архангельске (Елизавета Петровна)
  2. Где находится мост Ломоносова (Санкт-Петербург)
  3. По замыслу автора какой момент изображает памятник Ломоносову в Архангельске (Любование северным сиянием)
  4. Деньги, на какой памятник Ломоносову были собраны по “всенародной переписи” (в Архангельске)
  5. Где находится этот памятник Ломоносову (С-Петербург)
  6. Автор памятника Ломоносову в Архангельске (И.П.Мартос)
  7. Где находится этот памятник Ломоносову .(Москва.Воробьевы горы)
  8. По легенде именно здесь держал свой путь Ломоносов из Холмогор в столичным знаниям. Где установлен этот памятник. (Ярославское шоссе)

  1. Как называлась родная деревня Ломоносова (Мишанинская)
  2. К какой народности принадлежал Ломоносов (Поморы)
  3. Кем по роду занятий был отец Ломоносова (Рыбаком)
  4. Кто был первым учителем Ломоносова (Иван Шубный)
  5. Две книги, которые Ломоносов называл вратами учености. (Грамматика -Смотрицкий ,Арифметика –Магницкий.)
  6. Зачем Ломоносов изучал в детстве старообрядческие религиозные книги  (Его тянуло к знаниям, а других книг не было.)

По окончании викторины жюри подводит итог, награждаются победители.