В гости к Лесовичку

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Коррекционная педагогика


Цели:

  • систематизировать и обогатить знания детей о животных и растениях леса;
  • воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает;
  • развивать речь учащихся, расширять и активизировать словарный запас.

Ход занятия

I

– Ребята, мы получили телеграмму, в которой нас приглашают в гости. Послушайте ее: «Дорогие, друзья! Приглашаю вас в мой удивительный дом. Здесь вас ждет много вопросов, загадок, интересных открытий!» Но вот беда! Имя автора этой телеграммы рассыпалось на слоги. Давайте попробуем его собрать.

(ЛЕСОВИЧОК)

– А как называется дом Лесовичка? (лес)

– Ребята, к нам гости. (Входят девочки 6 класса) Это Нюша и Маруся. Они отправятся с нами. Но Лесовичок пускает только тех, кто умеет себя вести в лесу.

НЮША и МАРУСЯ:

– Мы умеем! Мы даже правила лесные знаем! (Чтение правил. Дети соглашаются или нет.)

  1. Как хорошо в лесу! Можно нарвать огромный букет цветов, наломать веточек деревьев и поставить их в вазочку!
  2. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите!
  3. Наконец-то можно покричать, пошуметь и, главное, никому не мешать!
  4. Старайся не шуметь, а то лес испугается, и мы не узнаем ни одной тайны.

– Теперь можно идти. А что нужно сказать, когда приходишь в гости? Давайте поздороваемся.

Здравствуй, лес, дремучий лес
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!

– Вот мы входим в лес, и что мы слышим? (Фонограмма «Голоса птиц».)

– Знаете ли вы птиц, которые живут в лесу? Мы сейчас проверим.

  1. Я по дереву стучу.
    Червячка достать хочу.
    Хоть и скрылся под корой,
    Все равно он будет мой. (Дятел)

– А какую пользу приносит дятел? (Дятел – лесной доктор. Своим клювом он чистит кору деревьев от вредных насекомых)

  1. Эта птица не вьет гнезда, не высиживает свои яйца, а подбрасывает их в гнезда других птиц. (Кукушка)

– А есть ли польза от этой птицы? (Ест волосатых, ядовитых гусениц, которых другие птицы не едят. Бывали случаи, когда всего несколько кукушек спасали большие леса от опасных вредителей.)

  1. Всю ночь летает,
    Мышей добывает.
    А станет светло –
    Спать летит в дупло. (Сова)

– Что вы знаете о сове? (Сова – хищная птица. Она питается насекомыми, мышами и даже зайцами. Одна сова спасает в год почти тонну хлеба и уничтожает за год 1000 мышей.)

ФИЗМИНУТКА:

Игра «Сова». Правила игры: «Сова» засыпает. «Мышки» меняются местами. «Сова» должна угадать, кто изменил свое место.

  1. – Перед вами цепочка букв. Если вы будете внимательны, то найдете в ней название птицы, которая тоже встречается в нашем лесу.

СОНОСИНИЦАСТРА (синица)

– Зимой часто видите этих птичек у своих окон? (Свои гнезда синицы устраивают в дуплах деревьев, которые сделал дятел или в старых трухлявых пнях. Летом питаются насекомыми, а зимой прилетают к нашим домам за помощью.)

  1. – Разгадайте ребус и вы узнаете какая птица тоже встречается в наших лесах.

Ребус: 40А.

– Как подает голос сорока? (трещит, стрекочет) Благодаря сороке, жители леса узнают о приближении хищника или человека и могут позаботиться о своей безопасности.

– Какие из этих птиц живут у нас круглый год, а какая прилетает весной, а зиму проводит в далекой жаркой Африке? (Кукушка) Как называются такие птицы?

II

(В руках у учителя оказывается шишка)

  1. Кто с высоких темных сосен
    В ребятишек шишку бросил?
    И в кусты через пенек
    Промелькнул, как огонек? (Белка)

– У нас тоже есть белочка. Она что-то хотела вам рассказать.

Я – белка, веселый зверек,
По деревьям скок да скок.
Но зимой я меняюсь,
В шубу серую переодеваюсь.
Меньше приходится прыгать, скакать,
Силы надо беречь, сохранять.
Всю осень дупло утепляла,
Пуха, соломки туда натаскала.
К зиме готовила запас:
Грибы, ягоды, орехи.
Чтоб зимой не голодать.
Где ж в мороз еду достать?

– В одном дупле белочка никогда не хранит запасы, а раскладывает их в разные дупла.

Давайте поможем нашей белочке разложить 7 грибочков в 2 дупла. Как это можно сделать?

  1. – Разгадайте ребусы и вы увидите очень сильных и красивых обитателей леса. (Лось. Тигр.)

(Лось – самый крупный из всех оленей. Зимой он кормится сосновыми шишками, разгребает копытами снег в поисках мха. Лось хорошо плавает и летом часто заходит в воду, чтобы полакомиться водными растениями. Тигр – самая большая и сильная из всех диких кошек. Он охотится на кабанов, оленей, лосей.)

  1. – Соберите разрезные картинки и угадайте лесных жителей. (Лиса. Заяц. Рысь.)

– У кого из этих животных появилось прозвище Патрикеевна?

– Лиса Патрикеевна получила свое прозвище в честь князя Патрикея, жившего 600 лет назад и прославившегося своей хитростью и изворотливостью.

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода кора.

Меньше тигра, больше кошки,
На ушах – кисточки-рожки,
С виду – кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь.

  1. – Прислушайтесь, ребята! Кто-то плачет!

«Ох, и не любят меня люди! Говорят, что злой я, всегда голодный. Ни одной сказки, где бы я был добрым, не придумали! И голос у меня страшный, и характер скверный. Неужели, и правда от меня никакой пользы?» (Волк)

(Волк, который нападает на овец и других домашних животных приносит людям вред. Но в лесу он чаще охотится за больными и слабыми животными. Уничтожая слабых и больных зверей, волк спасает других животных от голода и болезней. Его называют «санитаром леса». Волк очень хитрый и умный зверь.)

  1. – Какой же лес без этого героя?

Кто в лесу глухом живет,
Неуклюжий, косолапый.
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет он лапу? (Медведь)

(Бурый мишка ест много и часто – орехи, ягоды, желуди, мед, птиц и их яйца, нападает на лосей и оленей, иногда на домашних животных.)

ФИЗМИНУТКА:

Игра «Медведь». Правила игры: Дети хором произносят слова. Последнюю строчку говорит один человек. «Медведь» должен угадать его по голосу.

Как под горкой снег, снег,
И на горке снег, снег,
И под елкой снег, снег,
И на елке снег, снег,
А под снегом спит медведь.
– Тише, тише, не шуметь!

III

– НЮША и МАРУСЯ приготовили для нас кроссворд. Разгадав его, мы узнаем, что в лесу растет.

  1. В белом сарафане
    Стояла на поляне.
    Летели синицы,
    Сели на косицы. (Береза)

– Если ранней весной поранить ствол березы, то из надреза по каплям начнет сочиться прозрачный, сладковатый на вкус сок. Это очень вредно для растения! Оно лишается своих запасов, необходимых для роста и цветения!

  1. Что же это за девица
    Не швея, не мастерица.
    Ничего сама не шьет,
    А в иголках круглый год. (Ель)

  2. Похожа я на елку,
    Но длинней иголки. (Сосна)

  3. Из крошки-бочки вылез,
    корешки пустил и вырос.
    Стал высок я и могуч,
    Не боюсь ни гроз, ни туч. (Дуб)

– Посмотрите, какие кривые ветви у дуба. Это происходит потому, что дуб очень любит свет, и его побеги меняют направление роста несколько раз за сезон, в зависимости от освещения. Дубы бывают до 50 м высотой.

  1. Ребус (ШИПОВНИК)

– Какое из этих растений отличается от всех других?

IV

– НЮША и МАРУСЯ, ребята приготовили для вас загадки. Догадайтесь, о чем они?

И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят. (Грибы)

– Отгадайте их загадки и соберите грибы в корзину. (Герои отгадывают загадки и кладут грибы в корзину. Дети следят, чтобы в корзину попали съедобные грибы.)

  1. Нет грибов дружней, чем эти,
    Знают взрослые и дети.
    На пеньках растут в лесу,
    Как веснушки на носу. (Опята)

  2. Этот красавец на беленькой ножке
    Он в красненькой шляпке,
    На шляпке горошки. (Мухомор)

  3. Коричневой шляпкой приветствую вас.
    Я скромный грибок безо всяких прикрас.
    Под белой березкой нашел я приют.
    Скажите, ребята, меня как зовут? (Подберезовик)

– Подберезовик растет среди берез. А как назовем такую рощу?

  1. Вот растет девица бледная,
    Ее обходит даже еж,
    Для здоровья очень вредная –
    Лучше ты ее не трожь! (Бледная поганка)

  2. В лесу осеннем в сентябре
    В скучный день дождливый
    Вырос гриб во всей красе,
    Важный, горделивый.
    Под осиной его дом,
    Шляпа красная на нем.
    Многим этот гриб знаком.
    Как его мы назовем? (Подосиновик)

  3. – Срежешь гриб и вскоре увидишь: ножка его на срезе потемнела. А у этого не темнеет никогда. Даже когда его высушишь. Может поэтому и получил гриб свое название? (Белый гриб)

V

– Удивительное место лес! Но он иногда плачет. А плачет он тогда, когда люди делают ему больно. Они вырубают леса, разводят костры и оставляют их без присмотра. Что происходит? Лесной пожар – страшное зрелище. Гибнут деревья и травы, птицы, звери, насекомые. Вместо красавца-леса остается черная пустыня. И только тот, кто любит природу, никогда не сделает лесу больно.

Все, с кем мы сегодня встретились, хотят узнать, любите ли вы природу? Они приготовили вам задание, которое называется «Это делают любители природы». Если вы согласны, то крикните «ДА», а если не согласны – топаете ножками.

– Разоряют птичьи гнезда.
– Уничтожают несъедобные грибы.
– Сажают деревья.
– Ломают ветки деревьев.
– Подкармливают птиц зимой.
– Не оставляют в лесу костры без присмотра.
– Разоряют муравейники.
– Ставят капканы.
– Жгут прошлогоднюю траву.
– Кто природу губит,
Тот свой край не любит.
– Птиц, зверей оберегаем,
И всегда им помогаем!

– Пришла пора прощаться. Скажем Лесовичку и его друзьям «спасибо» и пообещаем никогда не делать лесу больно.

Солнце прячется в тумане,
Лес дремучий, до свидания!
Защитил ты нас от зноя,
Напоил живой водою,
Дал здоровья, свежих сил
И гостинцем угостил.
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем.
Добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес!
Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и звери, и птица.
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным своим друзьям!

– Давайте хором прочитаем русскую пословицу:

ЛЕС – БОГАТСТВО И КРАСА, БЕРЕГИ СВОИ ЛЕСА!