Рабочая программа курса внеурочной деятельности в 1-м классе "Физика для малышей"

Разделы: Физика

Программа курса внеурочной деятельности по физике «Физика для малышей» в 1-ом классе разработана на основе рекомендаций УМК «Планета знаний» в соответствии с государственным образовательным Стандартом начального общего образования I поколения и с учетом Стандартов II поколения. Программа нацелена на решение приоритетной задачи начального общего образования – формирование универсальных учебных действий (УУД): общих учебных умений, обобщенных способов действий, ключевых умений, обеспечивающих готовность и способность ребенка к овладению компетентностью «уметь учиться».

Развитие организационных умений осуществляется через проблемно-диалоговую технологию освоения новых знаний, где учитель – режиссер учебного процесса, а ученики совместно с ним ставят и решают предметную проблему.

Интеллектуальные умения предполагают развитие наглядно-образного мышления, свойственного детям младшего школьного возраста.

Развитие оценочных умений позволяет ребенку в каждой конкретной ситуации самому выбирать, как поступить, и оценивать поступки.

Развитие коммуникативных умений формирует способность договариваться с людьми, согласуя интересы и взгляды для успешной совместной деятельности.

Цель программы – формирование у младших школьников основ проектной деятельности.

Одной из ведущих технологий реализации программы является игра.

В основу программы положены принципы формирования у обучаемых первичного познавательного интереса к физической науке, понимания окружающего мира и взаимосвязи природных явлений.

Содержание программы предполагает решение следующих задач:

• освоение знаний о простейших физических законах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики;
  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации, необходимости физически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Программа составлена на основе пособия «Большая книга научных опытов, игр и экспериментов» (пер. с англ. В.Н. Булгакова. – М.: Астель : АСТ, 2009. 142 с.). В качестве дополнительной литературы использовано учебное пособие И.Я. Ланиной «100 игр по физике» (кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1995. – 224 с.); книга Е.П. Левитана «Малышам о звездах и планетах» (М.: Педагогика, 1986. – 128 с.). В качестве интерактивного оснащения используется сборник дисков СD из серии «Школьная программа на домашнем компьютере. Веселые уроки».

Программа содержит 33 занятия продолжительностью 35 минут каждое в соответствие с триместровой системой обучения.

Тематическое планирование составлено с учетом приобретения первоклассниками элементарных представлений о свойствах воды как источника жизни на Земле; воздуха, понятия тепла как формы энергии; света; магнетизма; электричества; строения Солнечной системы.

Темы занятий

1. Электризация объектов
  2. Построение электроскопа
  3. Проводники и диэлектрики
  4. Эффект электричества в воде

VII. Творческие отчеты по индивидуальным проектам (2 занятия)

VIII. Загадочное небо

1. Все о Солнце
  2. Сколько звезд на небе
  3. Солнечная система
  4. Наша голубая планета
  5. Почему Луна бывает разная
  6. Подробности о планетах

IX. Итоговое занятие

Примерное содержание занятия «Электризация объектов»

Цель занятия: формирование элементарных представлений об электризации трением и о существовании двух видов электрических зарядов.

Ход занятия

I. Демонстрация опытов по электризации на примере воздушного шара. Потребуется: воздушный шар, несколько кусочков мелко порезанной бумаги, стена, водопроводный кран, кусочек шерстяной ткани.

Технологический процесс:

1. Надуйте воздушный шарик.
  2. Интенсивно потрите его шерстяной тканью.
  3. Поднесите шарик близко к кусочкам бумаги.
  4. Потрите шарик во второй раз.
  5. Поднесите шарик к стене.
  6. Откройте воду в кране.
  7. Потрите шарик в третий раз и держите его близко к текущей воде.
  8. Меняйте позицию шарика, не отводя его далеко от воды.
  9. Потрите шарик и подержите его рядом с волосами.

Обсуждение результатов:

1. Кусочки бумаги прилипают к шарику.
  2. Шарик прилипает к поверхности стены.
  3. Поток воды изменяет направление, следуя за движениями шарика.
  4. Волосы поднимаются и тянутся к шарику.

Почему так получается?

Шарик становится наэлектризованным после того, как его потрут шерстяной тканью. Он приобретает силу, которая притягивает к себе предметы.

II. Рассказ легенды об открытии электризации.

Дочь знаменитого философа древности Фалеса Милетского пряла шерсть янтарным веретеном, изделием финикийских мастеров. Как-то, уронив веретено в воду, девушка стала обтирать его краем своего шерстяного хитона и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок. Думая, что они прилипли к веретену, потому что оно все еще влажное, она принялась вытирать его еще сильнее. И что же? Шерстинок налипало тем больше, чем сильнее натиралось веретено. Девушка с удивлением рассказала об этом отцу. Фалес понял, что причина в веществе, из которого сделано веретено. В первый же раз, как к пристани Милета подошел корабль финикийских купцов, он накупил различных янтарных изделий и убедился, что все они, будучи натерты шерстяной материей, притягивают легкие предметы.

III. Формирование представлений о двух знаках электрического заряда. На первом этапе предполагается психологическое переключение деятельности. Упражнение «Муха»: первоклассники по линованной в клеточку бумаге рисуют знаки «плюс» и «минус». Далее демонстрируется серия опытов по приобретению телом положительного и отрицательного заряда: эбонитовая палочка, потертая о шерсть – положительный заряд; стеклянная палочка, потертая о шелк – отрицательный заряд.

IV. Применение электричества в практической жизни. Используется интерактивная игра, помещенная на диске «Мурзилка. Кем быть?», в ходе которой происходит обсуждение профессии журналиста. Журналист использует в своей работе такие устройства, как диктофон, фотоаппарат, микрофон, компьютер. Игра способствует не только формированию представлений о практическом применении электричества, но и профессиональной ориентации первоклассников.

V. Развитие познавательного интереса. Демонстрация опыта по вращению линейки, помещенной на корпусе лампы накаливания, под действием наэлектризованной эбонитовой палочки.