Использование интерактивных тренажеров на уроках биологии и во внеурочной деятельности

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)

Загрузить презентацию (524 кБ)


В настоящее время система независимого тестирования стала важным направлением модернизации контрольно–оценочного процесса и повышения качества обучения в отечественном образовании. Одним из основных и несомненных достоинств тестирования является минимум временных затрат на получение надежных итогов контроля. Тестирование становится основной формой сдачи экзаменов. Повышение качества знаний учащихся немыслимо без хорошо отработанных навыков. Реализации этих целей способствует использование на уроках биологии и во внеурочной деятельности учителя всевозможных тренажеров. Тренажеры – это оригинальная методика оценки знаний, умений и навыков учащихся и их целенаправленная тренировка в процессе многократного повторного решения тестовых заданий. Опросы школьников говорят о том, что они активно работают с интернет-тренажерами. Результаты проверки знаний в школе показывают значительную эффективность их использования. Традиционно так же применение для подготовки к ЕГЭ тренажеров на печатной основе. Все больше возможностей для широкого применения пособий – тренажеров появляется у педагога в связи с компьютеризацией школ, оснащением кабинетов интерактивными досками. Сейчас в продаже имеются диски с разнообразными тренажерами, однако их не всегда можно приобрести, и они стоят денег. Этой продукции недостаточно для творчески работающего учителя. Актуальным становится создание интерактивных тренажеров по разным темам, с учетом индивидуальных особенностей своих учеников и т.д. Появляется возможность использования их на разных этапах урока, для фронтальной или индивидуальной работы учащихся, для самостоятельной работы вне урока, для ликвидации пробелов, накопления опыта решения элементарных задач. Самостоятельная работа с тренажерами повышает активность учащихся в процессе обучения предмету, позволяет работать в индивидуальном, комфортном темпе. Интересно, что ребята всех возрастов с удовольствием работают с тренажерами. Для школьников такая работа создает ситуацию успеха, а учитель преследует свою цель: довести до автоматизма навыки и активизировать мыслительную деятельность, освоить обязательный уровень знаний, умений и навыков. Использование тренажеров возможно на обобщающих уроках, когда важно не только систематизировать знания и умения учащихся, но и акцентировать внимание на важнейших моментах изучаемой темы, необходимых для восприятия последующих тем или курсов биологии. Использование иллюстраций в таких пособиях дает дополнительную возможность для запоминания материала учениками “визуалами”. Ведь по статистике только 5 % учащихся – аудиалы, т.е. хорошо воспринимают информацию с помощью слуха. Поэтому многие дети испытывают трудности при ответах на вопросы или решении задач просто потому, что не видят перед глазами ее условия или не могут представить себе совокупность упомянутых в ней предметов. Кроме того, иллюстрации, используемые для создания тренажера, прекрасно дополняют рисунки учебника, что повышает наглядность урока, делает пособие незаменимым, при объяснении нового материла, помогает понять сложный материал в случае самостоятельного его изучения ребенком.

В своей работе, для создания тренажеров, я использую возможности программы Power Point. Я стараюсь использовать их не только для отработки навыков, но и с целью обучения. Предлагаемый тренажер “Пищеварительная система человека”, создан с применением триггеров, гиперссылок и технологического приема “анимированная сорбонка”. Этот прием использован на слайдах № 5,9,15,17,26. Данные слайды легко превращаются в интерактивные таблицы для фронтальной работы класса. На этапах актуализации знаний, контроля или их закрепления можно предложить учащимся выписать в тетрадь номера и названия органов пищеварительной системы, обозначенные этими номерами. Далее легко организовать проверку, так как по щелчку мышью по прямоугольнику с номером, появляется правильный ответ. Этими же слайдами может воспользоваться ученик, работающий индивидуально, самостоятельно.

Прием “анимированная сорбонка” предназначен для заучивания определений, терминов, дат, иностранных слов, теорем и т.д. Раньше, используя прием сорбонки, педагоги на одной стороне карточки записывали понятие, слово, дата, а на другой – ответ. Ученик перебирал карточки, пытался дать ответ и тут же проверял себя. Анимированный вариант сорбонки, современный, в духе времени, поможет сделать этот процесс запоминания более привлекательным и разнообразным. Объектами запоминания могут быть не только слова, даты, термины, но и формулы, карты и другие наглядные объекты.

В пособии использована простая навигация, и переход на нужные страницы осуществляется при помощи управляющих кнопок. Так со слайда “Содержание” при помощи управляющих кнопок “настраивание” можно перейти на слайды с интересующей информацией. Кнопка “домой” позволяет вернуться к слайду “Содержание”. Кнопка “далее”, предполагает переход к следующему слайду, а управляющая кнопка “назад” – к предыдущему слайду. На некоторых слайдах презентации имеется кнопка дополнительных сведений, она адресует ученика к дополнительному материалу по изучаемому объекту. Это позволяет несколько расширить материал самостоятельно изучаемого параграфа учебника. Иллюстративный и текстовый материал тренажера поможет акцентировать внимание ученика на важнейших моментах изучаемой темы. Слайды № 28 – 36 предложат школьнику самостоятельно проверить усвоенный материал, так как содержат тестовые вопросы с выбором варианта ответа. Чтобы визуализировать верный или неверный ответ на вопрос, использован триггер. При нажатии на верный вариант ответа появляется персонаж с надписью “правильно!”, если вариант ответа был неверным – ученик будет видеть тот же персонаж, но с другой надписью – “неверно!” На слайде №34 и 35, для проверки правильности ответа достаточно нажать мышкой на прямоугольник с надписью “проверка”.

Для применения данного тренажера фронтально лучше всего иметь в кабинете интерактивную доску (любой модификации), но при ее отсутствии, можно управлять слайдами и с учительского компьютера, транслируя презентацию на простой экран. Для индивидуальной работы учащихся на уроке с данным пособием необходимы персональные компьютеры. Тренажер можно использовать и для работы вне урока индивидуально: например для подготовки к экзамену или во время болезни ребенка, при дистанционном обучении дома.

При создании тренажеров в программе Power Point можно воспользоваться разнообразными эффектами (презентация1). Можно создать слайды с подсказками (слайд№3) или с выставлением баллов за ответ (слайд № 4,5,6).