Домашнее задание для родителей по лексической теме "Посуда"

Разделы: Логопедия


Примерный словарь.

Существительные: поднос, половник, солонка, маслёнка, хлебница, сахарница, дуршлаг, чашка, кружка, стакан, кастрюля, чайник, сервиз, железо, стекло, фарфор, глина, пластмасса, картон, чугун, сталь.

Глаголы: накрывать (на стол), подавать, ставить, убирать, складывать, сушить, вытирать, чистить, разбить, склеить, купить, продать.

Прилагательные: чайная, столовая (посуда), глубокие, мелкие (тарелки), большие, маленькие (ложки), острый, длинный – короткий (нож), круглый, прямоугольный, квадратный (поднос), гладкий, гранёный (стакан), стеклянный, глиняный, фарфоровый, железный, чугунный.

Наречия: горячо – тепло, холодно – жарко, грязно – чисто, вдребезги.

Задание 1. Родителям рекомендуется:

рассмотреть вместе с ребенком посуду, показать, где дома хранится посуда (в шкафу, в буфете, в столе, в серванте); объяснить ребенку ее назначение, например: «Это глубокая тарелка. В нее наливают суп, борщ».

рассмотреть посуду, объяснить, что посуда бывает кухонная, столовая, чайная; уметь называть части посуды. Например, вот чайник. У него есть ручка, чтобы держать чайник, крышка, чтобы закрывать чайник, носик с отверстием, чтобы удобно было наливать чай, стенки и донышко.

Задание 2. Дидактические игры:

- «Один – много» (закрепление в речи детей множественного числа имен существительных)

Например, взрослый говорит об одном предмете, а ребенок называет этот предмет во множественном числе: тарелка – тарелки, кастрюля – кастрюли, ложка – ложки, вилка – вилки, стакан – стаканы, половник - половники и т.д.

- «Назови ласково» (образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов).

сковорода – сковородочка, тарелка – тарелочка, стакан – стаканчик, чашка – чашечка, поднос, сервиз, половник, солонка, маслёнка и т.д.

- «Сосчитай посуду» (согласование существительного с числительным)

Один нож, два ножа, три ножа, четыре ножа, пять ножей, шесть ножей и т.д.

Можно взять слова для счета – стакан, половник, вилка, ложка и т.д.

- «Какая бывает посуда?» (образование относительных прилагательных)

Посуда из стекла – стеклянная; из металла – металлическая; из фарфора – фарфоровая; из глины – глиняная, из пластмассы – пластмассовая и т.д.

- «Как называется?»

Посуда для сахара – сахарница, для соли - …, хлеба, супа, молока,

- «Найди общее»

Чашка и кружка – они круглые, гладкие, устойчивые, белого цвета,; из них можно пить, у них есть ручка.

- Найди разницу»

Чашка и кружка – чашка сделана из фарфора, а кружка – из железа; чашка бьётся, а кружка – нет; фарфор плохо проводит тепло – из чашки хорошо пить чай, не обожжёшь губы кипятком; железо быстро нагревается, и горячий чай из кружки сразу пить нелься, можно обжечься.

- Отбери правильно»

Ребёнок отбирает картинки с изображением чайной или столовой посуды; бьющейся и той, которая не бьётся; сделанной из одного материала.

Задание 3. Отгадать загадки о посуде.

- Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)

- Из горячего колодца через нос водица льётся. (Чайник)

- Ходит он из края в край, режет чёрный каравай. (Нож)

- Из меня посуду тонкую, нежно-белую и звонкую
Обжигают с древних пор, называюсь я … (Фарфор)

Задание 4. Пословицы и поговорки.

- Посуда бьётся - к счастью.

- Без труда не отмоешь добела.

- Не пытайся налить с верхом.