"Брошенный друг" (по произведению Л.Н. Толстого "Лев и собачка")

Разделы: Начальная школа


Урок проведен по учебнику Л.А.Ефросининой «Литературное чтение». Программа «Начальная школа XXI века».

Цель урока: литературоведческий анализ художественного текста, знакомство с произведением Л.Н.Толстого «Лев и собачка».

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • развивать навыки правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения целыми словами;
    • совершенствовать навык деления текста на части, озаглавливать их;
    • обогащать и уточнять словарь учащихся;
    • углубить знания о творчестве Л.Н.Толстого.
  • Развивающие:
    • развивать речь и логическое мышление учащихся.
  • Воспитывающие:
    • воспитывать доброе отношение к животным, учить понимать чужую боль;
    • воспитывать вдумчивого читателя.

Оборудование урока:

  • Текст произведения.
  • Толковый словарь русского языка.
  • Рассказы Л.Н.Толстого, с которыми дети знакомились ранее.
  • Сердца разного размера (Приложение 1).
  • Компьютерная презентация (Приложение 2).

Литература:

  1. Козлова Г.И. Справочный материал о писателях, изучаемых в начальных классах. Сыктывкар, 1992.
  2. Неусыпова Н.М. Толковый словарик русккого языка. М. «Просвещение», 1989.

План урока:

1. Организационный момент.

1 мин

2. Упражнения, направленные на отработку произношения и правильного чтения.

5 мин

3. Знакомство с новым произведением:

а) Прослушивание аудиозаписи.
б) Беседа на восприятие.
в) Чтение рассказа учащимися с анализом прочитанного.

20 мин

4. Динамическая пауза.

1 мин

5. Составление плана.

4 мин

6. Обобщающая работа (кроссворд по произведениям Л.Н.Толстого).

6 мин

7. Домашнее задание.

3 мин

8. Итог урока, рефлексия.

4 мин

9. Организованный конец урока.

1 мин

 

45 минут

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Упражнения, направленные на отработку произношения и правильного чтения

Упражнения заранее написаны на доске. Дети читают их хором.

1) Чтение слов с закрытым слогом с четким проговариванием:

Кот- рот- вот
День-пень-тень
Лось-нос- вёз

2) Чтение цитаты «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его». (Слайд 1).

3)Чтение слов слева направо и наоборот:

Как коп шелк
Дед боб шорох

4) Чтение стихотворения (первый раз «про себя», второй – вслух, выразительно). (Слайд 2).

Бедная собака – бросили её.
Старая собака – где её жильё?
Злой хозяин, вредный, выгнал за порог!
Перед нею, бедной, нет уже дорог.

В последнее время на улицах города и сёл бродят бездомные собаки. Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. Ещё несчастнее наши друзья, посаженные в клетки для увеселения людей. Все вы были в зоопарке и видели, какими грустными глазами смотрят звери, лишенные свободы. Даже лев – царь зверей выглядит не могучим хищником, а домашней кошкой. Рассказ ученика  о львах. (Слайд 3).

3. Знакомство с новым произведением

– Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Л.Н.Толстого. (Слайд 4). Откройте учебник. Как называется рассказ?
– О чём может сказать заголовок?
– Читаем слово под заголовком (быль). Что оно обозначает?
– История, о которой рассказывает Толстой, произошла очень давно в далёком от берегов России городе Лондоне. Может быть, об этой истории ему рассказал какой-нибудь моряк, который там бывал. Кто знает. Но дело в том, что сострадание сохранилось в нём до конца жизни. Какие чувства рождаются при чтении этого рассказа? В какие моменты они возникают?

а) Прослушивание аудиозаписи.

– Почему лев умер?
– Есть ещё герои в этом произведении?
– Понравились они вам? Почему?

б) Чтение рассказа детьми по абзацам с анализом прочитанного.

1 абзац.
– Кто показывал зверей за деньги?
– Почему нет конкретного героя?
2 абзац.
– Почему используется слово собачонка, а не собачка, собака?
– Прочитайте, как человек ловил собачонку?
– Почему «ухватил»?
– Человек хотел сделать доброе или злое дело?
– Расскажите теперь своими словами, как собачка оказалась в зверинце?
3 абзац.
– Прочитайте, как собачка чувствовала себя в клетке?
– Как вы думаете, страшно было собачке оказаться в клетке со львом?
– Подтвердите это словами из текста.
– Как вы думаете, почему лев не тронул собачку?
4 абзац.
– В чём проявлялась забота льва по отношению к собачке?
– Почему лев только иногда играл с собачкой?
5 абзац.
– Появляется барин. Почему собачка не радуется хозяину?
– Почему хозяева зверинца решили отдать собачку барину обратно?
6 абзац.
– После болезни собачка умерла. Прочитайте, как ведёт себя лев?
– Почему лев затих?
7 абзац.
– Как хозяин отреагировал на горе льва?
– Почему лев лежал 5 дней?
– Подумайте, для чего писатель рассказал нам эту историю?

в) Беседа по иллюстрации.  (Слайд 5)

К какому моменту она относится?
Как выглядят животные?
Что бы вы подписали под иллюстрацией?
Как вы думаете, почему художник не изобразил клетку?

4. Динамическая пауза

5. Составление плана

Чтение-«разведка». (Подготовка к составлению плана).

– На какие 3 части можно разбить этот текст? Как озаглавить каждую часть?

1) Встреча в клетка.
2) Дружба животных.
3) Смерть друзей. (Слайд 6).

Выразительное чтение учащимися каждой части.

6. Обобщающая работа (кроссворд по произведениям Л.Н.Толстого) (Слайд 7).

Дети зачитывают отрывки из разных произведений Л.Н.Толстого, остальные отгадывают название произведения, определяют основную мысль.

7. Домашнее задание

– Придумайте окончание рассказа «Лев и собачка», чтобы оно было радостным. Нарисуйте плакат, посвященный защите животных.

8. Итог урока. Рефлексия

– Мы познакомились с рассказом «Лев и собачка», вспомнили, что читали раньше. Что бы вы хотели сказать автору этих рассказов?
– А у нас в классе есть такие ребята, которые умеют жалеть наших младших братьев? Могут их защитить в нужный момент?
– Значит, у этих детей большое и доброе сердце. «Всё доброе на Земле от Солнца, всё хорошее – от человека».
Учащиеся, которых назвали дети, получают сердечко.

9. Организованный конец урока

– Всем большое спасибо за работу!

Список литературы:

  1. Гвоздарёв Ю.А. «Язык есть исповедь народа» М. «Просвещение», 1993.
  2. Горбушина Л.А. «Обучение выразительному чтению младших школьников». М. «Просвещение», 1981.
  3. Козлова Г.И. «Справочный материал по анализу художественного текста» Сыктывкар, 1992.
  4. Ладыженская Т.А. «Речевые уроки». М. «просвещение», 1995.
  5. Чуприкова Н.И. «Умственное развитие и обучение». М. АО «Столетие», 1995.