Игра-путешествие "В Изумрудный город"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: развивать познавательный интерес, закреплять умение на основе игр-экспериментов делать выводы, ориентироваться на территории д/с по плану, воспитывать интерес к художественной литературе.

Материал: план «Путь к Гудвину» (А3, в конверте), книжки А. Волков «Волшебник изумрудного города» по количеству детей (подарки). Выставка «А.М. Волков – 120 лет со дня рождения»: портрет, краткая биография, книги с иллюстрациями различных художников, иллюстрации к произведениям. Ширма-«Изумрудный город», трон, ларец. Куклы: Страшила, Дровосек, Лев. Атрибуты для игр-экспериментов, картинки с цветами.

Предварительная работа: знакомство с биографией и творчеством А.М. Волкова, история создания «Волшебника Изумрудного города». Изготовление кукол: Страшилы, Дровосека. Разучивание «Песенки Эли и её друзей». Составление карты путешествия. Исследование вопроса «крыса», составление рассказа об объекте исследования.

ХОД ИГРЫ

Дети старшего дошкольного возраста приглашаются в музыкальный зал, где их встречает ведущий (В.) Подводят детей к оформленной выставке.

В.: Здравствуйте, ребята! Давайте посмотрим на материалы выставки. Узнаёте ли вы, кто изображён на портрете?

Ответы детей.

В.: Правильно, а какие произведения здесь представлены?

Дети рассматривают книги и иллюстрации, отвечают на вопросы. Обращается внимание на разные иллюстрации одного и того же произведения.

Под шум ветра в зал входит девочка Эли (Э.)

Э.: Здравствуйте, ребята. Меня занесло к вам в Детский сад ураганом, но я очень хочу домой, это моё самое заветное желание. Но я не знаю, куда идти. Но я знаю, что вернуться домой мне поможет Великий Волшебник Гудвин.

В.: Ребята, а где живёт Великий Волшебник Гудвин?

Дети (Д.): В Изумрудном городе.

В.: А как нам добраться в Изумрудный город и не сбиться с пути, выбрать правильную дорогу? Что может помочь нам?

Ответы детей.

В.: Правильно. Добраться можно по карте. А где же нам её взять.

Ведущий обращает внимание, что под дубом лежит большой конверт, предлагает открыть. Там находится карта «Путь в Изумрудный город».

В.: Вот видите, теперь мы, используя карту, Эли может попасть в Изумрудный город.

Э.: Но я не умею находить путь по карте!

В.: Ребята, а давайте поможем Эли!

Дети соглашаются, рассматриваем карту и определяем куда сначала надо идти. Выходим на улицу и подходим к огороду. Там стоит пугало(кукла).

Э.: Здравствуй, огородное пугало!

Страшила (С.): Здравствуйте, дети, здравствуй, Эли! Меня зовут Страшила. Я здесь недавно, но мне очень скучно, т.к. я не могу ничего придумать и не знаю чем мне заняться. Ведь у меня нет мозгов, а в голове – солома. А куда вы идёте?

Э. и д.: Мы идём к Великому Волшебнику Гудвину. Он исполнит заветное желание Эли.

С.: А моё заветное желание Вы знаете?

Д.: Получить мозги.

С.: Да, правильно. Но чтобы исполнилось это желание, мне Великий Волшебник Гудвин задал отгадать загадки, а я не могу отгадать, ведь в голове у меня солома!

Э.: А мы с ребятами тебе поможем отгадать загадки, давай, загадывай!

С.: Если знаете отгадки, то покажи на грядке!

Загадки:

Раскололся тесный домик
На две половинки,
И посыпались в ладони
Бусинки-дробинки.

(Горох)

Белые поросятки
Прилегли на грядке

(Кабачки)

Летом – в огороде
Свежие, зелёные,
А зимою – в бочке
Крепкие, солёные.

(Огурцы)

Выросла травка –
К пище приправка.
Её пожитки –
Душистые нитки.

(Укроп)

С листьями, а не книжка,
Кругла, а не пышка,
С водой, а не болото,
Скрипит, а не ворота.

(Капуста)

Скинули с Егорушки
Золотые пёрышки –
Заставил Егорушка
Плакать и без горюшка.

(Лук)

Красный нос
В землю врос,
А зелёный хвост с наружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос.

(Морковь)

Был зелёный плод –
Не просился в рот.
Положили в лёжку –
Он сменил одёжку:
Красную надел –
Для еды поспел.

(Помидор)

Редьке – сестра,
А на вкус не остра
И растёт лепёшкой
С жёлтой одёжкой.

(Репа)

С.: Спасибо вам ребятки, отгадали все загадки. Теперь Великий Волшебник Гудвин подарит мне мозги. Вы мне помогли, а я вам помогу. Но сначала полейте мой огород.

Игра-эксперимент: Кто больше перенесёт воду  соломинкой и пипеткой».

2 команды (равное число игроков). У каждой команды стакан с водой и пустой стакан. Ребята по очереди каждой команды наполняют водой соломинку (пипетку) и выливают воду в пустой стакан.

Подводятся итоги.

С.: Теперь идите в «Лес» к Дровосеку, а то дальше дороги я не помню.

Эли, ведущий и дети определяют по карте как добраться до Дровосека. В «Лесу» стоит избушка на курьих ножках, в которой находим Дровосека (Др.)

Э.и д.: Здравствуй. Дровосек! Мы идём в Изумрудный город.

Др.: Здравствуй, Эли. Здравствуйте ребята! Вы идёте к Великому Волшебнику Гудвину! А знаете ли Вы моё заветное желание?

Д.: Ты хочешь, чтобы Гудвин подарил тебе сердце.

Др.: Да. Но чтобы мне получить его, я должен выполнить задание Гудвина.

Э.: Мы поможем тебе, только скажи, что надо делать?

Др.: Вы знаете, чего больше всего я боюсь и почему?

Ответы детей, что боится воды, т.к. сделан из железа. А железо в воде ржавеет, поэтому он всегда носит с собой маслёнку.

Др.: О как здорово, что вы это знаете! Но мне дано задание объяснить, перебраться через реку, но вы знаете – я боюсь воды. А потом не знаю, вдруг я утону?

Игра-эксперимент «Почему не тонут корабли?», где дети выявляют зависимость плавучести предметов от размера, формы и веса.
Материал: таз с водой; предметы: деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые, пробка, пластилин, перья; спичечные коробки, упаковка из-под яиц, фольга, стеклянные шарики, бусинки.

В.: Какие предметы не утонут?

Варианты ответов детей.

Проводим эксперимент.

Вопросы:

– Какие предметы тонут?
– Все ли они лёгкие?
– Одного ли размера?
– Одинаково ли держатся на воде?
– Что произойдёт, если соединить предмет, который плавает, с предметом, который тонет?

Прикрепляем небольшой кусочек пластилина к трубочке для коктейля, чтобы она плавала стоя. Добавляем пластилин, пока трубочка не утонет. Потом, наоборот, снимаем пластилин.

Вопрос: Сможем ли мы сделать так, чтобы трубочка плавала у самой поверхности? (Трубочка плавает у поверхности, если пластилин расположен равномерно по всей длине).

Вопрос: Плавает ли пластилиновый шарик в воде? (Тонет). Будет ли плавать пластилин, если слепить из него лодку? Почему?

Дети пробуют смастерить лодку из разных предметов: из спичечной коробки, фольги из коробки из под яиц и т.д.

Давайте в нашей лодки расположим груз в носу лодки. Что будет?

Вывод: распределить груз можно равномерно.

Др.: Теперь я не боюсь переправиться через реку. Хоть сам я утону, но на лодке я переплыву реку. Спасибо вам за помощь, хотя задание было не из лёгких! Я скажу, что вам теперь надо идти ко льву, но будьте осторожны, проходя «маковое поле».

Проходим к клумбе, где лежат различные карточки цветов полевых и садовых. Дети выбирают карточку с любым полевым цветком. Проверяем правильность выбранных карточек.

Проводится подвижная игра «Маковое поле». Те у кого картинка – мак – те салки. «Цветы» бегают по площадке, кого «мак» осалил, тот «засыпает». Игра заканчивается, когда большинство «цветов» «заснуло».

Э.: Давайте ребята, отправляться дальше, а не то мы все здесь заснём и не дойдём до Гудвина.

По карте определяем, что надо зайти в Детский сад в уголок природы. Там стоит клетка с крысой, не  вдалеке сидит Лев (Л.).

Э. и д.: Здравствуй, Лев! Ты что дрожишь как осиновый лист?

Л.: Я боюсь.

Э.: Да кого же ты боишься?

Д.: Мышей, крыс.

Э.: Ты не бойся, ребята сейчас тебе расскажут о крысе.

По желанию, 1 – 2 рассказа.

Л.: О, оказывается мыши и крысы совсем не страшные. Вот спасибо вам, теперь мне Гудвин подарит…

Д.: Храбрость.

Л.: Вы совсем уже рядом с Изумрудным городом, спешите!

По карте возвращаемся в музыкальный зал, там стоит ширма «Изумрудный город», трон, на котором сидит Гудвин (Г.), рядом с ним – ларец.

Г.: Здравствуйте, ребята и Эли. Я уже знаю, что вы справились со всеми моими заданиями и помогли Эли попасть ко мне, Страшиле получить мозги, Дровосеку обрести сердце, а Льву – храбрость. Теперь мне осталось вас поблагодарить, но если вы отгадаете, что храниться в ларце, то подарки ваши.

Игра-фокус «Секретное письмо». Детям предлагается лист бумаги, где слово «книга» написано в зеркальном отображении. Чтобы прочитать, детям предлагается предметы, из которых они должны выбрать то, при помощи которого они могут прочитать письмо. Предметы: фольга, блестящая ложка, зеркало, пластмассовая пластинка.

Г.: Вы быстро справились с письмом и прочитали, что это слово – книга.

Гудвин открывает ларец и дарит книги детям. Эли прощается с детьми и отправляется домой.

Г.: Я с вами прощаюсь, Эли вернулась домой, все желания я исполнил, но если захотите со мной увидеться ещё, то возьмите эту книгу и почитайте. До свидания!

Дети уходят в группы с подарками под « песенку Эли и её друзей».

В статье использованы рисунки Владимирского к произведению А.Волкова «Изумрудный город»