Технология организации автоматизированного тестирования по информатике

Разделы: Информатика


Тестовый контроль знаний учащихся в последнее время приобрел большую популярность. Преимущества тестов очевидны:

а) возможность проводить контроль в массовом порядке;

б) объективность оценивания;

в) высокая точность получаемых результатов.

Но наряду с достоинствами этому виду контроля присущи и некоторые недостатки:

а) возможность угадывания правильного ответа;

б) легко списать правильный ответ;

в) не развивается устная и письменная речь ученика;

г) не учитываются индивидуальные особенности учащихся и т.д.

Эти недостатки преодолеваются путем увеличения числа вариантов, правильной организации работы (каждый учащийся должен работать с индивидуальным листом с тестовым заданием, на отдельном компьютере). В поисках верного ответа школьник рассуждает, значит, речь, хотя и внутренняя, все-таки развивается. Для того чтобы учитывать индивидуальные особенности учащихся, возможно в одном тесте использовать задания разной сложности. При этом если ученик претендует на высокий балл, он должен выполнить задания повышенной сложности. Таким образом, большинство недостатков тестового контроля в той или иной степени преодолимо.

Тестирование используется для оперативной проверки качества знаний учащихся с возможностью машинного ввода ответов и автоматизированной обработки результатов с заранее заданными параметрами качества. При всех ограничениях и недостатках тестовая технология является быстрым и надежным способом проверки уровня и степени подготовки учащихся путем решения несложных заданий, выбора варианта ответа или добавления слов, формул, терминов и пр. Главное - тестовая технология позволяет собирать статистический материал, который может накапливаться в памяти компьютера. Технология оценивания - рейтинговая или отметочная, по организации - автоматический контроль, контроль учителя, самоконтроль.

В каждом классе (7-11) я разработала серию тестов, позволяющих провести контроль знаний пройденной темы, крупных разделов, а также изученного курса.

Для повышения эффективности тестирования и проверки его результатов я использую с 2004 года автоматизированную систему TEST, которая позволяет исключить момент списывания, так как компьютер выбирает вопросы в случайном порядке. Система "TEST" является свободно распространяемым бесплатным программным обеспечением. Система сама подводит результат тестирования и формирует отчет, который можно сохранить в текстовом формате. Ознакомившись с отчетом, ученик имеет возможность увидеть свои ошибки и получить рекомендации по их исправлению. Я постоянно пополняю свою копилку интерактивных тестов, создавая их сама с помощью конфигуратора системы. Ниже приведены вопросы для тестов <Приложение1> с вариантами ответов и ответы <Приложение2> по следующим темам:

Наименование темы
  Основные понятия информатики, современные информационные технологии, вычислительная техника.
  Техническое обеспечение ПК, характеристики устройств ПК.
  Программное обеспечение ПК. Понятие алгоритма. Свойства, структурные схемы алгоритмов. Алгоритмические языки программирования.
  Операционные системы, оболочки и среды.
  Средства обработки графической информации, разработки мультимедиа.
  Текстовые редакторы и издательские системы, текстовый процессор Microsoft Word.
  Табличные процессоры. Табличный процессор Microsoft Excel.
  Понятие базы данных. Модели данных. Понятие о СУБД. Язык описания данных. Запросы и их типы.
  Интегрированные системы. Системы искусственного интеллекта. Экспертные системы.
  Компьютерные сети: локальные, глобальные, сети INTERNET, корпоративные сети. Службы INTERNET.
  Информационная безопасность, основы защиты информации.