Организованность тела – хороший звук

Разделы: Музыка


Цель: Правильно организовать группы мышц участвующие при извлечении звука.

Задачи:

  • Добиться качественного звука;
  • Показать метод на примере упражнений и пьес;
  • Предупредить профессиональные заболевания.

Этапы урока:

  1. Организационный (подготовка к занятию).
  2. Теоретический (знакомство с основными методами организации группы мышц при игре).
  3. Практический (применение на практике полученных знаний: специальные упражнения без инструмента, игра упражнений и пьес с использованием метода организации).
  4. Заключительный (выводы урока, подведение итогов).

План урока

Введение - важность участия всего тела в извлечении звука.

Организация тела - специальные упражнения на приведение группы мышц в тонус без инструмента. С инструментом.

Работа над пьесами - использование группы мышц в различных приемах игры.

Работа над гаммой - упражнения на напряжение расслабление.

Заключение. Выводы.

Ход урока

Введение:

Гитарная школа в России имеет много проблем, одна из основных: сила и качество извлекаемого звука. Гитара - относительно тихий инструмент, тем не менее, она - концертный инструмент. Но добиться на ней хорошего, качественного звука трудная задача. Многое зависит от качества инструмента, но, по мнению В.А. Гуттерман, хорошего звука можно добиться на любом инструменте, если правильно организовать тело исполнителя и соблюдать слуховой контроль.

Организация тела - специальные упражнения на приведение группы мышц в тонус (без инструмента).

Контакт со струной. Ощущение струны, а затем извлечение звука; участвуют группы мышц.

Работа над пьесой:

Э.Джулиани "Прелюд" ре-минор.

Контроль правой и левой руки. Использование веса руки при исполнении приема баррэ, ощущение локтя.

Работа над пьесой:

В.Козлов "Баллада о Елене" [5]

Помощь всей руки при исполнении приема vibrato. Работа над пассажем: перемещение локтя. Значение взгляда в конечную точку пассажа.

Работа над гаммой "Си бемоль-мажор". Упражнение на напряжение-расслабление. Значение расслабления. Качество звука.

Заключение. Выводы.

Обсуждение

Смысл предлагаемого метода в организации групп крупных мышц в исполнительском процессе. Метод прост: когда ребенок (да и любого возраста человек) сутулится, то, если провести тыльной стороной ладони по позвоночнику - четвертый грудной позвонок слегка выпирает. Нужно два больших пальца упереть по обе стороны позвонка и попросить ребенка слегка опереться на них - спина выпрямится. Затем убрать пальцы. Сосредоточить внимание ребенка на этой точке, где были пальцы педагога. Плечи опущены. Попросить ученика, в этом положении, вытянуть руку вперед, не замыкая локоть. Опереться на упомянутую точку. Пальцы вытянутой руки подогнуть, как-будто держит теннисный мячик. Педагог просит ученика пошевелить пальцами и по-сопротивляться пальцам педагога. Педагог проверяет тонус руки.

Тоже происходит при игре на гитаре. Только ученик сопротивляется струнам и мысленно опирается на точку в спине.

При работе над пьесами нужно помнить, что слуховой контроль - это еще контроль собранности тела. При vibrato, баррэ используется вес всей руки. [1], [2] Аккорды со сложной аппликатурой стоит отрабатывать, бросая руку вниз, и снова ставить аккорд - так развивается координация движений и мышечная память. В пассажной технике используется метод удар-расслабление в медленном темпе. Удар гораздо быстрее и точнее, чем обычное нажатие пальца, сокращается время падения пальца, но удар должен обязательно заканчиваться расслаблением, чтобы не накапливалось статическое напряжение мышц, которое приводит к переутомлению. Можно потренироваться играть пассаж пунктирным ритмом, с обязательным расслаблением на длинной ноте. При игре важно ощущать подушечками пальцев струны в обеих руках. Звук управляем, когда ощущается рукой.

При игре "форте" звук должен ощущаться мышцами спины и поясницы. Атака звука идет не в ладонь, а почти параллельно струнам, то есть должен быть толчок струны. По силе звука apoyando и tirando не должны отличаться - музыкант должен уметь пользоваться любой динамикой. [1] При игре гамм и пассажей нужно их проигрывать в среднем темпе с подготовкой: один палец сыграл, а следующий быстро встал и приготовился играть новый звук. Получается эффект легкого стаккато. [2]

Штефан Рак использует в работе "антитехнику", то есть игра обратной стороной пальцев с помощью разгибательных движений. Он считает, что возвратные движения должны быть также тщательно отработаны, поскольку эти мышцы развиты слабее, а это проигрыш в скорости движений пальцев. Андрес Сеговия считает, что какой бы ни была постановка, звук должен быть чистый, яркий и хорошо контролируемый. Светлана Анатольевна Юдина - многократно высказывалась, что даже при игре пианиссимо звук должен быть плотный, летящий и хорошо-слышимый. Пианиссимо - это фортиссимо, но далеко! Это касается хорошего нажатия в левой руке и толчка в правой.

Позволяются некоторые "тонические" телодвижения при игре, правда их нужно контролировать и не доводить до абсурда. Когда готовится виртуозный пассаж, желательно даже остаться в последней его точке, и, даже, зафиксировать положение тела. (оно может быть почти лежа на полу) [4] Дело в том, что большая культура звука достигается, когда ему нечего не мешает. [3] Он хорошо слышен, предслышен и ощутим.

Михаил Богуславский - практически неподвижно сидит и добивается уникального по красоте звучания рояля.

На мастер-классе скрипачей демонстрировали интересный вариант исполнения пассажей. В левой руке нужно делать удар в гриф при полной свободе руки, после которого моментальное микрорасслабление. Удар требует меньше усилий, чем нажим, имеет очень высокую скорость в 5-10 раз больше чем при обычном нажатии, имеет высокую точность (ее следует отработать) и оказывает высокое давление в момент контакта со струной. Важно - чтобы кисть была свободна! После этого расслабить палец, но так чтобы остался звук. Можно поиграть пунктир, где короткая нота - напряжение, а длинная - удар и отдых, расслабление. Можно играть короткие группы нот, где идут инерционные удары и расслабление на длинной ноте. Желательно, чтобы верхняя нота пассажа (если хотите играть дальше чисто) была сыграна 3-м пальцем, но не 4-м, так как будет разрыв с дальнейшим текстом и тяжело управлять собой дальше. (интересно, что при исполнении разных артикуляционных штрихов смычком, используются все пять пальцев правой руки)

При работе над фразами можно их еще и петь. Пение раскрепощает и налаживает дыхание, а также помогает правильно выстроить динамику во фразе. [4] Также оно помогает внятно играть.

Заключение

Эти упражнения проводятся периодически, примерно раз в месяц у опытного музыканта, так как ошибки нужно исправлять и вовремя их найти. Для ребенка, хотя бы часть этих упражнений, нужно делать на каждом уроке. Это улучшит внимание ученика. И разнообразит занятия, так как приемов организации организма много. Принцип у них примерно один: каждая часть тела не отделена от всего организма, а это часть, в которой задействован весь организм.

СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ковба, В.В. Вопросы методики преподавания игры на классической гитаре. [Текст] / Ковба, В.В.. - Челябинск, 2006.
  2. Дункан, Ч. Искусство игры на классической гитаре. [Текст] / Чарльз Дункан; перевод и редакция П. Ивачева. - Красноярск, 2004.
  3. Фейнберг, С. Е. Пианизм как искусство [Текст] / С. Е. Фейнберг. - М.: Классика XXI, 2001.
  4. Коган, Г. Работа пианиста [Текст] / Г. Коган. - М.: Классика XXI, 2004.
  5. Волшебный мир шести струн. [Текст, ноты] / составители Е. Белова, А. Карелин. - М.: Издательский дом В. Катанского, 2000.