Интегрированный урок литературы и физической культуры по теме "Гармония слова и танца" (по лирике Афанасия Фета)

Разделы: Внеклассная работа


27 января 2011 года в ПУ был проведен интегрированный урок литературы и физической культуры на тему “Гармония слова и танца”. Данный урок был высоко оценен представителями электрогорской печати, телевидения, да и самими учащимися и преподавателями. Корреспондент газеты “Электрогорские вести” (№4 (654) от 3 февраля 2011 года Яковлева Татьяна писала: “27 января в ПУ-34 состоялся бал, исполненный в лучших традициях XIX века. …в литературной композиции постарались открыть мимолетные порывы души, просветленность переживаний, проникновенный лиризм поэта в постижении природы… а в вальсе ученики постарались донести гармонию и музыкальность в мелодике стиха…”. Наши ученики шутят: “В городе снежный “завал”, а у нас снова бал…”. На электрогорском телевидении было рассказано о нашем необычном уроке, продемонстрированы фрагменты урока.

Оборудование:

  • портреты и фотографии А.А. Фета;
  • вазы с живыми и искусственными цветами;
  • стенгазеты с изображениями цветов;
  • танцевальные пары в бальных костюмах;
  • магнитофон с записями песен.

Участники: преподаватель литературы, преподаватель физической культуры (1–2); ведущие (1–10); чтецы (1–9); танцевальная группа (1–10).

Ход урока
(звучат отрывки из песен о цветах)

Преподаватель литературы: Сегодня на уроке мы не только прочитаем стихотворения Афанасия Фета о цветах, но и расскажем легенды, связанные с ними; посмотрим, как танцуют вальс цветов учащиеся нашего ПУ. Фета интересуют “поэтические события” в жизни природы: розы грустят и смеются, тонко позванивает колокольчик в цветнике, раскидывает ветви пушистая весенняя борьба, и первый ландыш из-под снега просит солнечных лучей. А.К. Толстой писал о Фете: “Я наконец познакомился с его книгой – там есть стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером, где запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, в лунный свет или луч утренней зари, переливается в звук…”. Фет считал, что цветы красноречивее людей. Он и сам был вечно влюблен, поэтому именно ароматами хотел возместить скудность слова; отсюда у него – “пахучая рифма”, “речи благовонные”.

Преподаватель физической культуры: Недаром говорят, что самое большое наше богатство – здоровье. Только здоровый человек выглядит красивым, счастливым и способен замечать красоту окружающего мира. Каковы же секреты красоты и здоровья? Они известны всем – правильное питание, физические нагрузки, умение ухаживать за телом и одеждой, хорошее настроение и доброжелательность. Для меня лично эталоном красоты являются люди, профессионально занимающиеся спортом. В них чувствуется уверенность, здоровье, красота, успех, удовлетворение от жизни. Поэтому наш урок не просто рассказ о прекрасных цветах в лирике Афанасия Фета, но и о том, как совместить красоту, пластику и грацию тела на фоне словесного изображения природы поэта в форме вальса. Мечтайте, дерзайте и будьте красивыми всегда и везде, даже наедине с собой!

Преподаватель литературы: Мир Фета похож на добрую старую русскую сказку. И прав Афанасий Афанасьевич говоря, что во всем надо видеть хорошее, уметь наслаждаться – и тогда будешь счастлив. Сколь бедны, оказались бы мы, не будь на Земле цветов.

Чтец (1):

С полей несется голос стада,
В кустах малиновки звенят,
И с побелевших яблонь сада
Струится сладкий аромат.

Цветы глядят с тоской влюбленной,
Безгрешно чисты, как весна,
Роняя с пылью благовонной
Плодов румяных семена.

Сестра цветов подруга розы,
Очами в очи мне взгляни,
Навей живительные грезы
И в сердце песню зарони. (“Цветы”.)

(Демонстрируется “Вальс цветов” в исполнении учащихся ПУ)

Преподаватель литературы: Кроме цветов в природе есть другие свидетельства ее совершенства: солнце, звезды, лазурь океана и лунный свет, зори и сумерки, горные ущелья и полноводные реки. И все же… сколь мрачным и строгим было бы тогда все живое на Земле, и не мог бы человек, наверное, радоваться и страдать, так как сердце его осталось бы пустым и черствым, не ведающим красоты. Цветы рассказывают о своей жизни только тем, кто их понимает. Человеку не хватит, наверное, всей жизни на то, чтобы понять сокровенные тайны цветов (звучит отрывок из песни о колокольчике).

Ведущий (1): Колокольчик по латыни “кампанула”, это означает “маленький колокол”. Гулял как-то епископ Паулиний по лугу, любовался красотой земли и неба, цветов и трав, и всего мира Божьего. Он был уже старый человек, но умел радоваться малому и удивляться привычному, как ребенок. И так прекрасен, показался ему Божий мир, что упал на колени епископ, возблагодарил Господа и попросил дать средство восславить Его и мир - Его творение. И тут епископ услышал тихий звон. Это ветер перебирал синие цветочки колокольчики, и они позванивали еле слышной музыкой. “Это знамение Божье”, - понял Паулиний и поспешил домой. Вернувшись, повелел сделать из меди большой цветок колокольчика, повесить на крыше собора и звонить, когда приходит время службы. Так был изобретен первый церковный колокол. Это итальянская легенда. Если бы в наши дни решили установить, какой цветок может считаться символом России, то за первое место поспорили бы два цветка: ромашка и колокольчик. Еще во времена языческой Руси славяне отгоняли злых духов звуком медных бубенчиков. Они формой похожи на луговые колокольчики, но больше напоминают цветок желтой кубышки. Легенды об их происхождении не сохранилось – очень уж давно дело было.

Преподаватель литературы: Не зря поэт пристально смотрит на каждую былинку, каждый листок, каждого воробья, каждый колокольчик, так как природа проходит через влюбленное и вечно творящее сердце поэта и запечатлевается в его лирических строках. Поэт не только выражает природу, но и сама природа выражает себя в поэте. Ради этого Фет и растирал краски на своей палитре, ради этого присматривался, и прислушивался, и приникал к деревьям, и кустам. Афанасий Афанасьевич показал в этом стихотворении, как похожи колокольчик – цветок и колокольчик – звонок, хотя это два разных предмета, то есть два разных значения объединены в одном слове. “Вообще ему близко все гибкое, нежное, летучее, “трепещущее”.

Ведущий (2): Афанасий Фет вслед за Толстым дал понять, что природа дает человеку “высшее наслаждение жизни”:

Ночь темна, как дух бесплотный,
Теплый воздух онемел;
Но как будто мимолетный
Колокольчик прозвенел.

Тот ли это, что мешает
Вдалеке лесному сну
И, качаясь, набегает
На ночную тишину?

Или этот, чуть заметный
В цветнике моем и днем,
Узкодонный, разноцветный,
На тычинке под окном? (“Колокольчик”)

Ведущий (3): Стихотворение построено на контрасте двух представлений – звукового и зрительного, рожденных одним словом – омонимом: “колокольчик”. В первой строфе возникает тема звука: “мимолетный колокольчик прозвенел…” Вторая строфа развивает звуковую тему: “набегает на ночную тишину”. Слова “набегает” и “качаясь”, еще слитые со звуком, дают уже и зрительные представления о металлическом колокольчике. Это смешение перерастает в третьей строфе в зрительный образ цветка. Но и последние строчки содержат в себе память о теме звука, заданной в первой строфе. Само слово “колокольчик” появляется всего один раз, рождая одновременно и звуковое и пространственное представление. Здесь удивительное единство ощущений проявляется не в целом стихотворении, а всего в одном слове, которое становится смысловым ключом произведения (звучит отрывок из песни “Ландыши”).

Ведущий (4): Ландыш любили и до сих пор любят все народы. И связывали его, как правило, с хорошим: с весной, любовью – и с кладами. Когда король франков Хлодвиг принял христианство, вся нечисть тамошних земель восстала за благочестивого короля и его воинов. Пришлось им сражаться не только с алеманами и вестготами – враждебными франкам народами, но и драконами, да вампирами. Одна такая битва выпала на долю святого Леонарда, сподвижника Хлодвига. Битва была страшная. Три дня и три ночи боролся с драконом святой Леонард. Наконец чудище, еле живое, уползло в чащобу зализывать раны. Больше о нем не слышали ничего. Святой Леонард сильно пострадал в этой битве. Раны от когтей и зубов дракона сочились кровью, которая капала на землю. Посмотрел на это Господь с небес и подумал: негоже, чтобы кровь святого человека просто так землю пятнала. И по Божьему слову вырос на месте упавших капель чудный цветок. Белые лепестки его чисты, как помыслы и дела святого Леонарда. А красные ягодки, образующиеся на месте цветов, похожи на капли крови из ран святого. Чтобы христиане помнили, что рядом с Добром существует Зло, Господь сделал эти ягоды ядовитыми: не забывайте о драконе, притаившемся в соседней чаще или в человеческой душе! Ибо со Злом людям надобно сражаться непрестанно. В более поздней легенде ландыши – слезинки, которыми растение оплакивает проходящую весну. По русской легенде, ландыш – это слезинки царевны Волховы, которую отверг новгородский купец Садко ради красавицы Любавы.

Чтец (2):

О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!

Как первый луч весенний ярок!
Какие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!

Как дева в первый раз вздыхает –
О чем – неясно ей самой, –
И робкий вздох благоухает
Избытком жизни молодой. (“Первый ландыш”.)

Ведущий (5): (звучит песня “Миллион алых роз” в исполнении Аллы Пугачевой) Во времена Овидия римляне верили, что роза вселяет мужество, и потому надевали на воинов вместо шлемов венки из роз, а на щитах выбивали изображение розы. Розами усыпался и путь возвращавшихся с войны победителей, украшались их колесницы. Роза вручалась как орден за проявленное геройство. Венками из роз украшали невесту, убирали дверь, ведущую в ее дом, лепестками осыпали брачное ложе. Розы ставили в чаши на пиршествах, украшали ими колонны и стены парадных залов, розовой водой наполняли фонтаны.

Чтец (3):

Полно спать: тебе две розы
Я принес с рассветом дня.
Сквозь серебряные слезы
Ярче нега их огня.
Вешних дней минутны грозы,
Воздух чист, свежей листы…
И роняют тихо слезы
Ароматные цветы.

Ведущий (6): Римский жестокий император Нерон заплатил бочкой золота за розы, выписанные зимой из Александрии. Император Гелиогабал, желая поразить своих гостей щедростью, приказал осыпать пирующих розами, и многие из приглашенных погибли от удушья. Клеопатра в день приезда Марка Антония приказала устелить на пол-аршина розовыми лепестками полы приемного зала и подала ему бокал вина, в котором тоже плавали лепестки. Родиной розы считают Персию. Эта страна в древности именовалась Гюлистаном, страной роз (гюль – значит “роза”.) Там этот цветок был символом безответной любви. Соловей, рыдавший над розой, погибал, потому что гордая красавица не отвечала ему взаимностью. “Слышишь, как всюду весною раздается лишь сладостный шепот радости и любви: это шелест соловья, читающего Книгу роз!” - восклицал семь веков назад Саади.

Чтец (4):

У пурпурной колыбели
Трели мая прозвенели,
Что весна опять пришла.
Гнется в зелени береза,
И тебе, царица роза,
Брачный гимн поет пчела.

Вижу, вижу! Счастья сила
Яркий свиток твой раскрыла
И увлажила росой.
Необъятный, непонятный,
Благовонный, благодатный
Мир любви передо мной.

Если б движущий громами
Повелел между цветами
Цвесть нежнейшей из богинь,
Чтоб безмолвною красою
Звать к любви, когда весною
Темен лес и воздух синь, –

Ни Киприда и ни Геба,
Спрятав в сердце тайны неба
И с безмолвьем на челе,
В час блаженный расцветанья
Больше страстного признанья
Не поведали б земле. (“Роза”.)

Ведущий (7): (звучит песня “Желтые розы” в исполнении Вадима Казаченко) На Востоке живет легенда о желтой розе. В 612 году Магомет, уходя на войну с израильтянами, взял у своей жены Айши клятву, что она останется ему верна. Но Айша увлеклась молодым персом. Возвратясь из похода, Магомет приказал жене опустить красную розу в дворцовый источник: если она не изменит цвета, Айша невиновна. Айша подчинилась, но каков был ее ужас, когда вынутая из источника красная роза оказалась желтой. С тех пор желтая роза предупреждает о фальши, измене. (Звучит песня “Белые розы” в исполнении Юрия Шатунова). Белая роза считалась символом сохранения тайны. По древнему мифу, бог любви Купидон подарил ее врачу и хранителю молчания Гиппократу, чтобы тот не разглашал тайну похождений Венеры. Если белая роза красовалась в зале пиршеств, все знали, что произнесенные здесь слова будут сохранены в тайне: “Под розой сказано”.

Чтец (5):

Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил свое чело,
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло.

Но в дуновении мороза
Между погибшими одна,
Лишь ты одна, царица роза,
Благоуханна и пышна.

Назло жестоким испытаньям
И злобе гаснущего дня
Ты очертаньем и дыханьем
Весною веешь на меня. (“Осенняя роза”.)

(Демонстрируется “Вальс цветов” в исполнении учащихся ПУ)

Ведущий (8): Роза – символ завершенности, полноты и совершенства. Подобно лотосу на востоке, один из самых символических цветов. Символ вечно меняющегося и открывающегося новыми гранями мира. С ней ассоциируется идея мистического центра (Роза мира), сердца, Венеры, сада Эроса, рая Данте, возлюбленной. Символические значения розы являются производными от ее цвета, формы и количества лепестков. Белая и красная розы имеют соответствующие алхимические значения. Голубая роза является символом невозможного. Золотая роза – знак абсолютного успеха. Круглая роза по значению соответствует мандале. Роза оконных витражей ассоциируется с кругом, колесом или солнцем как символом Христа. Роза с семью лепестками ассоциируется с принципом семиричности: семь дней недели, семь планет, семь соответствующих им металлов, семь степеней совершенства, как в Ars Symbolica И. Босха имеет 5 или 10 лепестков, что выражает духовное таинство человека через пифагорейскую пентаду и декаду.

Чтец (6):

За вздохом утренним мороза,
Румянец уст приотворяя,
Как странно улыбнулась роза
В день быстролетный сентября!

Перед порхающей синицей
В давно безлиственных кустах
Как дерзко выступать царицей
С приветом вешним на устах.

Расцвесть в надежде неуклонной –
С холодной разлучась грядой,
Прильнуть последней, опьяненной
К груди хозяйки молодой! (“Сентябрьская роза”.)

Ведущий (9): Принцип духовной любви, целомудренной красоты, интеллектуальной красоты, совершенства – это роза в христианстве (эмблема Христа и Девы Марии, Царицы небесной). Как знак духовной любви символизирует триаду Любви, Терпения, Мученичества Богоматери. Богоматерь называют розой без шипов. Согласно святому Амвросию, в раю роза была без шипов. После падения человека на розе появились шипы, чтобы напоминать человеку о его падении, в то время как запах и красота самих цветов продолжают напоминать ему о рае. (Звучит песня “О Черных и Красных розах” в исполнении Вадима Казаченко). Ее цвета: красный (цвет огня), означает милость, духовность (лепестки), очищение и освобождение от грехов, мученичество, а белый – означает чистоту, добродетель, девственность, любовь к Богу. Венки из роз, изображаемые на головах ангелов, святых или умерших, означают небесную радость. У Афанасия Фета самый любимейший цветок – роза, в котором он видел совершеннейшее создание природной красоты. Поэтому свою “страстную розу” Фет отождествляет с красотой женского тела – подобно тому, как древние греки посвящали розу совершеннейшей из женщин, богине красоты и любви Афродите (“звучит песня “Букет” в исполнении А. Барыкина).

Ведущий (10): Легенд о георгине нет, так как в Европе он появился поздно. Индейцы называют его акокотли, а на английском языке им нет названия. Стоят, как гвардейцы на параде, равняются на своего генерала – на солнце. Словно в почетный караул выстроились. Один английский путешественник, увидев их, воскликнул: “Они приветствуют нашего короля!” Поэтому индейские акокотли назвали георгинами – в честь правившего тогда в Англии короля Георга. В Европу георгины переехали в конце XVIII века – в Испанию, однако к Георгу в Испании были равнодушны и называли заморские цветы далиями, в честь некоего Даля, который вывел георгин с двумя рядами лепестков. В Россию они попали лишь в XIX веке, и заморское слово георгины наш народ переиначил в егорьевы цветы – в честь любимого Георгия Победоносца, победившего злого Змея (имя Георгий в народе превратилось в Егорий).

Чтец (7):

Вчера – уж солнце рдело низко  –
Средь георгин я шел твоих,
И как живая одалиска
Стояла каждая из них.

Как много пылких или томных,
С наклоном бархатных ресниц,
Веселых, грустных и нескромных
Отовсюду улыбалось лиц!
Казалось, нет конца их грезам
На мягком лоне тишины, –
А нынче утренним морозом
Они стоят опалены.

Но прежним тайным обаяньем
От них повеяло опять,
И над безмолвным увяданьем
Мне как-то совестно роптать. (“Георгины”.)

Преподаватель литературы: “Для всех прикасающихся к лирике Фета через столетие после ее создания важна прежде всего ее одухотворенность, душевная пристальность, нерастраченность молодых сил жизни, трепет весны и прозрачная мудрость осени, – писал Л.Озеров. – Читаешь Фета – и сдается: вся еще твоя жизнь впереди. Сколько доброго сулит идущий день. Стоит жить! Таков Фет.

Преподаватель физической культуры: Фет был убежден, что красота – это реально существующий элемент мира. Да, действительно, красота его стихов и движение в ритме вальса – не просто жизнь, а очищение и возвышение наших душ, дарующих радость и счастье. Сегодня мы преобразовали ваши души духом музыки, вальса, словотворчеством поэта Афанасия Фета.

Позвольте зачитать стихотворение “Грезы о лете”, написанные мною этим летом:

Снова будут сниться снежной зимой
Многоцветье флоксов, высаженных строй.
Наш цветущий сад – райский уголок,
Желтая рудбекия, лилий островок.

Фиолетовый клематис, плетущийся наверх,
Мальва разноцветная, красива, как на грех.
Эхинацея розовая, кореопсис золотой,
Дельфиниум красавец с небесной голубизной.

Белый, махровый, удивительный жасмин,
Гортензия, любящая воду, как дельфин.
Агератум синий хозяину очень нравится,
Как и сальвия пурпурная – такая красавица!

Купальница оранжевая – весны подарок,
Тюльпанов красных наряд очень ярок.
Гладиолусы одни наряднее других,
Взметнулись ввысь, соцветий приоткрыв нагих.

“Веселые ребята” – георгины радостные, однолетки,
Всех цветов радуги – стоят как малые детки.
Энотера – яркий, лимонный цветок ночной,
Горит фонариками в тишине дачной.

“Анютины глазки” или виолы неприхотливы,
Украшают дорожки и клумбы, глядя приветливо.
Георгины – многолетки – королевская знать,
Малиновый, красный, розовый, ах, какая стать!

Ромашки “морская раковина” – просто гиганты,
Малиновые, розовые, белые – есть и другие таланты.
Астры прекрасны разные, махровые и простые,
Фиолетовые, розовые, красные, белые, и… голубые.

Монарда – это мята с малиновым цветком.
Есть запах, вкус, можно выпить с чайком.
Вербейник желтыми свечками, как букет стоит,
Роза бордовая каждым лепестком на тебя глядит.

Ирис вдоль дорожки, но рядом с сараем.
Хризантемы махровые, розовые и малиновые
Радуют глаз осенью соцветий невинными.
Аквилегия везде растет без привилегий.

Маку разрастаться не дают цветы – коллеги.
Гвоздика турецкая рассеялась по саду.
Цветет, озорница, где надо и не надо.
Хоста с лилиями ужилась рядом.

Папоротник вырос сам в награду,
Диво-дивное смотрит в ограду.
Лилейник ярко-желтый на солнце горит,
О теплом, но коротком лете нам говорит.

Малопа ветвистая с цветами розовыми
Наполнит клумбу впечатлениями новыми.
Львиный зев стоит как солдат, во фронт
В форме парадной, он любит всякий грунт.

Цинния алая красавица цветет все лето,
Приходите полюбоваться на чудо это.
Лилии “Розовое облако” не аристократы,
Цветки у них некрупные, но милые девчата.

Вот желтые гиганты, тигровых линий ряд,
Лепестки их в черных крапинках над землей парят.
С бархатными лепестками лилии бордовые,
Бутоны смотрят в небо, так им очарованы.

Есть лилии азиаты пахучие, чудесные.
Зимой им неуютно, ведь они не местные.
Самая дорогая лилия розовая – подарок судьбы
Муж вручил на тридцатую годовщину свадьбы.

Маттиола стелется сиреневым туманом,
Запахом фиалки обволакивает, как дурманом.
Астры осенние, малиновые, кустовые,
Цветут до самых морозов, смелые такие.

После снов таких наступает покой,
Снова ждешь теплого лета снежной зимой.
Открываешь вечером свой фотоальбом
И веселый хоровод цветов заходит в дом.

И важнее, и целительней нет процедуры
Для души, лица и даже для фигуры.

Преподаватель литературы: Цели и задачи нашего урока выполнены. В заключение хочется сказать, что в наше время невозможно представить урок литературы без текстов и стихотворений А.С. Пушкина. Благодаря нашему национальному гению мы сегодня говорим на русском литературном языке. Послушайте песню “Цветок” на слова А.С. Пушкина. Автор музыки учащийся 2 курса Деревягин Евгений, а помогут ему учащиеся 1 курса (звучит песня под гитару, приложение 1)

Использованная литература

  1. Вовк О.В. Энциклопедия знаков и символов/ О.В. Вовк. – М.: Вече, 2006.
  2. Лаврова С.А. Царство флоры. – М.: Белый город, 2009.
  3. Моложавенко В.С. Тайна красоты: Книга о цветах. – М.: Педагогика – Пресс, 1993.
  4. Фет А.А. Стихотворения /Сост., вступ. ст., прим. А. Тархова. – М.: Правда, 1983.
  5. Фет А.А. Стихотворения. Анализ текста. Основное содержание. Сочинения / Авт. – сост. О.Ю. Юрьева. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005.
  6. Энциклопедия символов, знаков, эмблем (Сост. В. Андреева и др). – М.: Локид; Миф, 2000.

Приложение 1 (видео), Приложение 2

Приложение 3 в форме фотографий (фото 1–7)