"Русская красавица". Праздник русской березки с использованием русских народных песен и картин русских художников для учащихся школы I ступени

Разделы: Внеклассная работа


Цель: способствовать воспитанию любви к родной природе через стихотворные произведения, музыку, картины известных русских художников о березе.

Задачи:

  • расширять знания ребят о березе;
  • формировать бережное отношение к природе;
  • развивать интеллектуальные способности и активную позицию юных патриотов.

Оборудование:

  • ноутбук
  • мультимедийный проектор
  • экран
  • Презентация “Русская красавица” (Приложение)
  • Русские народные костюмы для выступающих
  • Выставка детских рисунков
  • Выставка поделок из березы
  • Музыкальное сопровождение: П. И. Чайковский “Апрель”, песня А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной “На лугу, на лугу зеленешеньком”, песня Г. Струве "Моя Россия", слайд фильм на песню Л. Семеновой “Кто березку причесал”, “Ай, да березка” Сл. Ж.Агаджановой, муз. Т.Потапенко.

Песню Г.Струве "Моя Россия" можно получить у автора статьи.

Ход праздника

Слайд

Ведущий в русском народном костюме.

Здравствуйте, дорогие гости. Я приветствую вас на празднике, посвященном, дереву символу нашей Родины.

По всем странам славится
Стройная красавица:
Белые одежки, золото – сережки,
С расплетенною косой,
Улыбается росой.

– Надеюсь, вы уже догадались, о каком дереве идет речь? (О березе.)

– Образ России немыслим без русской березки, в ее честь сложено много песен, стихов. Белоствольная, то немного задумчивая, то ясная, кипучая. Кто не восхищался светло-изумрудной зеленью распускающихся листочков березки, изящностью ее белых стволов, увенчанных зеленой косынкою. А ее осенний золотой наряд так украшает хмурый пейзаж! Какое великолепное зрелище представляет береза в зимнем серебристом уборе!

Слайд 2
Ведущий в русском народном костюме.

– М. И. Глинка – великий русский композитор жил за границей и когда возвращался домой, остановил свой экипаж, вышел и низко поклонился березе.

Слайд 3
Ведущий. И сегодня мы встречаем русскую красавицу.

Под музыку П. И. Чайковского “Апрель” появляется “Березка” (девочка в белом платье с зеленым венком на голове), за ней появляется мальчик.

Береза.
– Я, березка, пришла к вам в гости. Вы отгадали очень сложную загадку обо мне. Значит, вы обо мне много знаете. И сейчас мы это проверим. А как вы по внешнему виду определяете, что это дерево – береза?

Мальчик.
– Березу можно отличить от других деревьев по белой коре

Береза.
– Да, по белой коре. А разве моя кора – чисто белая?

Мальчик.
– Нет. На ней есть черные черточки, которые называются чечевичками.

Береза.
– А зачем они мне нужны?

Мальчик.
– Они нужны тебе, чтобы дышать.

Береза.
– А еще меня называют няней ели. Я укрываю под своими ветвями молоденькие побеги ели, и они не гибнут от заморозков и солнца. Скажите, а умею ли я плакать?

Мальчик.
– Да. Это происходит весной во время сокодвижения, нерадивые ребята наносят тебе раны, из которых сочится твой сок. Ранки не замазывают, и ты погибаешь. 

Слайд 4
Ведущий.

– Ребята, послушайте экологическую сказку “Плач березы”.

Стоял летний солнечный день. Дул легкий ветерок. Он качал высокие травы и волновал речную гладь, шелестел в ветвях одинокой березы.

Зимой березу обдували холодные ветры, засыпали тяжелые снега, осенью дожди сбивали желтую листву, и только летом она отдыхала. Сочные травы нежно касались ее ствола, птицы вили гнезда в мягкой листве. Береза перешептывалась с соснами и елями.

По лесу шел мальчик, он собирал грибы. Грибов было много. Мальчик часто наклонялся за ними и очень устал. Он увидел одинокую березу. Он присел под березу, прислонился к стволу и уснул в ее тени. Ему понравилось место, и, желая его запомнить, он достал ножик и на стволе березы вырезал свое имя. Замерла береза от боли. Горькие слезы потекли по ее стволу. Затрепетала она от раны, потянулась к мальчику, прося защиты. Но не было помощи. Тогда рванулась она ветвями к соснам, елям, но и они молчали, поникнув вершинами. Еще сильнее заплакала береза, а через некоторое время пожелтела и осыпалась листва, засохли ветки, почернел белый ствол. Только имя мальчика огромными буквами сияло на нем.

– Ребята, как вы думаете, почему погибло дерево? Как надо относиться к окружающей нас природе? (Дети отвечают.)

Слайд 5
Ученик 1.

По капельке, по капельке,
По маковой росинке.
Березы в роще плакали,
Роняли вниз слезинки.

Ученик 2.

Не руби березы белой
Не губи души лесной.
Не губи и зла не делай,
А особенно весной.
Не губи, не тронь березы,
Обойдись с ней по-людски.

Ученик 3.

А иначе брызнут слезы,
Сам засохнешь от тоски.
Пусть береза, как невеста,
Бережет свою красу,
Ей не в печке жаркой место,
Место ей всегда в лесу!
(Стихотворение В. Бокова.)

Слайд 6
Ведущий.

Друзья, как же больно бывает березке, когда мы с ней неправильно обращаемся. Как вы думаете, как можно помочь березке?

А ученики из моего класса участвовали в проекте “Березкины слезки”. Лесники из НП “Мещера” предоставили нам специальную смесь для замазывания ранок у березки. Ребята развешивали листовки и замазывали ранки. Как это происходило, вы можете увидеть на слайде.  

Слайд 7
Девочки в русских народных сарафанах инсценируют песню А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной “На лугу, на лугу зеленешеньком
  1. На лугу, на лугу, зеленешеньком, 
    Там березка стоит одинешенька.
    Низко березонька наклонилася,
    Горько березонька зажурилася.
  2. Ты скажи, что с тобой приключилося,
    Отчего головой ты склонилася.
    Люди недобрые повстречались мне,
    Ветви зеленые обломали мне.
  3. Мы лечили березку зеленую,
    И водицей поили студеною.
    Стала березонька зеленешенька,
    Стала кудрявая, веселешенька.

Береза.

– Это просто здорово, что вы мне помогаете! Мои друзья: зайцы, лоси, рябчики, глухари, тетерева, которые питаются моими почками будут очень довольны. Я могу быть полезна вам. Своими почками да листочками я людей лечу, в бане веничком парю.

Ведущий. Значит, береза – это еще и лекарственное растение.

Ученик 4.

На полянке, на пригорке,
Под окном, среди полей
Белокурая березка –
Символ Родины моей.

Ученик 5.

Ты до того, березонька, красива
И в жаркий полдень,
И в часы росы,
Что без тебя немыслима Россия,
И я немыслим без твоей красы.

Слайд 8
Ребята исполняют песню “Моя Россия” Г. Струве Видео слайд 9
Ученик 6.

Белый ствол, чуть поникшие ветки.
Задушевный, задумчивый взор.
Тихо дремлют родные березы,
Украшая России простор.

Ученик 7.

Своей красотой неброской,
Во всех краях, во все года
Родные русские березки
Сердца пленяют навсегда.

Ученик 8.

Березка моя, березонька.
Березка моя белая,
Береза кудрявая!
Стоишь ты, березонька,
Посередь долинушки.
На тебе, березонька,
Листья зеленые,
Под тобой, березонька,
Трава шелковая

Ученик 9.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы,
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы. (С.Есенин)

Ученик 10.

Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березу русскую.
Под ветром низко клонится
И гнется, но не ломится! (А. Прокофьев)

Слайд 10
Ведущий.

– Много прекрасных песен сложено про березу, много написано замечательных стихотворений. Но и русские художники не забыли о ней.
– Давайте вспомним наиболее знакомые картины русской природы, где запечатлена березка.

(Просмотр презентации “Береза на картинах русских художников”. Во время показа слайдов звучит стихотворение Татьяны Лавровой “Березы”.)

Светло на сердце от берез
Высоких, стройных, в рощах скрытых.
Тепло от их весенних слез,
От их стволов, дождем умытых.
Сережек шелест поутру
Нас веселит и лечит душу,
И мы готовы на ветру
Хоть вечность их напевы слушать.
Стоят березы в тишине,
Дают простор земным твореньям.
Их нежный облик дарит мне
Любовь в минуты вдохновенья.

Друзья, кто из вас может назвать, какие картины известных художников вы запомнили?

(Взрослые и дети называют известные им картины с изображением березы.) 

Слайды 11–25
Ведущий. А вы знаете, что русские люди отмечали через семь недель после Пасхи праздник русской березки – Троицу. Девушки в красивых сарафанах украшали березку разноцветными лентами, пели русские народные песни. Слайд 26
Просмотр слайд фильма “Кто березку причесал”, слова А. Горской, музыка Л. Семеновой.

Ученик 11.

Чуть пригрело солнце откосы,
И стало в лесу потеплей,
Березка зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
И столько задумчивых песен
Поется в народе о ней.
Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей.

Ученик 12.

Это дерево мир освещало,
Соблюдать чистоту помогало,
От болезней от разных лечило,
В его почках целебная сила.

Ученик 13.

У природы главнейших два цвета
В свой наряд взяло дерево это:
Зелень пестрого майского луга
И полей белизну, когда вьюга.

Ученик 14.

Его в праздник весны завивали,
О нем Пушкин, Есенин писали.
Оно в песнях народных воспето
И в стихах Афанасия Фета.

Ученик 15.

По земле век за веком шагает,
Его сушь и жара не пугают,
Не боится оно и мороза.
Что за дерево это? (Береза).

Слайд 27
Ведущий.

Ребята, а вы знаете, какие удивительные поделки делают из березы?
А хотите увидеть эти поделки и узнать об их назначении. Давайте послушаем экскурсовода (подготовленного ученика).

Экскурсовод.

Береза наше, "российское" дерево, оно очень близко каждому русскому человеку.
Береста – уникальный природный материал, его применяли для изготовления различных предметов, необходимых в быту: корзинок и коробов, туесков, солонок, хлебниц, шкатулок, а также украшений и даже рыбацких челнов.
– А как вы думаете, почему береза имеет такое широкое распространение?
– Кора березы обладает очень сильными антисептическими свойствами. Она содержит особое вещество, которое используется в медицине для пропитки бинтов. Известно, например, что в березовом лесу воздух в несколько раз стерильнее, чем в операционной. Эти бактерицидные свойства обусловили применение берестяных изделий для хранения продуктов. В них хранили, например, молоко, которое могло не прокисать две недели, а также рыбу, мясо, грибы, которые тоже долгое время оставались свежими. В крупе и муке, хранящейся в берестяном туеске, никогда не заведется жучок, кроме того, береста обладает свойством забирать из этих продуктов излишнюю влагу.
Некоторые даже приспособились хранить в бересте меха (шубы, шапки), тем самым предохраняя их от моли. А в последнее время берестяные туески применяют даже для хранения донорской крови!

Слайды 28–36 Просмотр презентации “Русская береста”.
Ведущий.

Друзья, а вы знаете, что березка может предсказывать погоду? Что вы об этом знаете?

  • Если осенью листья берез начнут желтеть с верхушки, то весна будет ранняя.
  • Если же листья начнут желтеть снизу – поздняя.
  • Береза перед ольхой лист распустит – лето будет сухое, ольха перед березой – мокрое.
Слайд 37
Инсценировка – танец “Ай, да березка” Сл. Ж.Агаджановой, муз. Т.Потапенко Слайд 38
Ученик 16.

Когда березку стройную
Ты встретишь на пути,
Ты на нее, пожалуйста,
Вниманье обрати.
Не найти ее красивей,
На радость нам она растет.
В ней образ матери – России
Неувядаемый живет

Ведущий.

– Мы услышали много интересного и полезного о березе. Надеюсь, что вы все это запомните и будете применять в своей жизни.  

Слайд 39

Источники информации.

Сайты в Интернете:

  1. http://www.berestok.ru/articles/11-krasotaberesty.html
  2. http://drevospas.stylink.ru/inside.html?action=razdely_prod&act=prod&ids=12&pid=6&id=23&idt=6
  3. http://sheg-school1.edu.tomsk.ru/files/File/bikanova%20ekolkog%20kopilka%20puteschestvije%20po%20lesu%20.doc
  4. http://withlightsteam.com/wp-content/uploads/2010/09/Birch-Trees.jpg
  5. http://www.stihi.ru/pics/2009/04/13/1182.jpg
  6. http://img-fotki.yandex.ru/get/12/grushenka42.0/0_4beb_2f96c84f_XL
  7. http://img-fotki.yandex.ru/get/5908/weboxotnik.1a/0_527f9_2a735c2_XL
  8. http://karat773.ru/post135712317/
  9. http://www.berestok.ru/articles/11-krasotaberesty.html
  10. http://s-f-k.forum2х2.ru/t961-topic
  11. Зверев И.Д. “С любовью к природе”. Дидактический материал по природоведению для начальной школы, М.: Педагогика, 1976. – 163 – 164 с.