Лингвистический турнир знатоков русского языка "В мире слов" (работа с одаренными детьми)

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Ход занятия

“Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…”.
А.Н.Толстой

I. Слово ведущего

Лингвистика – это наука, изучающая законы русского языка, и сегодня мы еще раз убедимся в том, что велик и богат наш русский язык.

В лингвистическом турнире знатоков русского языка участвуют две команды. Они продемонстрируют свои умения, знания, смекалку и эрудицию.

II. Разминка “Дружная семейка”.

1 команда

  1. Антоним к слову “временный”.
  2. Часть слова без окончания.
  3. Что у зайца позади, а у цапли впереди?
  4. Что стоит посередине земли?
  5. Чем кончается день и ночь?

2 команда

  1. Сколько звуков в слове “якорь”?
  2. Часть слова, стоящая перед корнем.
  3. Антоним к слову “временный”.
  4. Безударная гласная в слове “плясать”.
  5. Слово с удвоенной “м”.

III. Конкурс “Темная лошадка”.

Задание: У каждой команды лежат на столе слова. Надо составить с этими словами предложение.

1 команда

Окуни, простой.

Пряди, соли.

2 команда

Белила, мели.

Пили, атлас.

IV. Конкурс “Грамматические игры”.

Задание: Отгадайте фразеологические обороты.

1 команда

Из …вон плохо.

Мастер на все….

Сидеть сложа….

Где … зимуют.

Из …кожи вон лезет.

2 команда

… нос не в свои дела.

Спит с … глазами.

Вставлять… в колеса.

Как … снег на голову.

Наговорить с три … .

V. Упражнение-энергизатор.

Задание: Назвать слова в середине которых стоит “три”, “сто”.

VI. Конкурс “Это удивительное имя существительное”.

Задание: Команды должны в течение трех минут образовать от данных.

Существительных формы родительного падежа множественного числа.

1 команда

  1. Ботинки
  2. Туфли
  3. Чулки
  4. Мандарины
  5. Сапоги
  6. Граммы
  7. Носки

2 команда

  1. Свечи
  2. Яблоки
  3. Солдаты
  4. Очки
  5. Земли
  6. Басни
  7. Наволочки

VII. Конкурс “Водой не разольешь”.

Задание: Фразеологические обороты замените одним словом.

1 команда

  1. Как снег на голову.
  2. Морочить голову.
  3. Мозолить глаза.
  4. Обвести вокруг пальца.
  5. Куда Макар телят не гонял.

2 команда

  1. Пропустить мимо ушей.
  2. Наговорить с три короба.
  3. Минута в минуту.
  4. Кожа да кости.
  5. При царе Горохе.

VIII. Конкурс капитанов.

Задание: Из слова “картофель” составить имена существительные.

IX. Конкурс “Грамотеев”.

Задание: Каждой команде надо исправить ошибки в предложениях.

1 команда

  1. Повар посолил суп солью
  2. Он обратно опоздал на урок.
  3. Я хочу рассказать за новую книгу.

2 команда

  1. В поселке возвели несколько новых домов.
  2. У Юры жил молодой котенок.
  3. Люба кормила кошку рыбой. Она ее любила.

X. Конкурс “Шифровальщики”.

Задание: Даны зашифрованные пословицы. Отгадайте, какие здесь пословицы.

1 команда

Пожнешь, что, то, посеешь, и.

Не поймаешь, слово, не, воробей, вылетит.

Провожают, по, встречают, одежке, уму, по.

2 команда

А, человек, друзьями, живет, корнями, дерево.

Не вырубишь, и, пером, топором, что, написано.

Ложь, лучше, сладкая, горькая, правда, чем.

XI. Игра “Третий лишний”.

Задание: Исключите лишнее слово. Как можно назвать оставшиеся слова?

1 команда

  1. Огонь, дым, пламя.
  2. Алфавит, азбука, чистописание.

2 команда

  1. Бросать, кидать, ловить.
  2. Шалун, тихоня, озорник.

XII. Конкурс “Проверим память”.

Задание: Посмотреть несколько секунд на предложения, запомнить, написать на листке.

1 команда

Что ты?

Я плыву.

Лень мне.

Один – воин.

2 команда

Птица поет.

Делу время.

Вода в решете.

Слово-серебро.

XIII. Подведение итогов.