Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня. Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов

Разделы: Начальная школа


Цель: развитие умения распознавать однокоренные слова, находить в слове корень.

Задачи: наблюдение за единым написанием корней при сопоставлении звучания и написания корней в родственных словах; сочетание орфографической и речевой подготовки; обогащение словарного запаса детей посредством изучения концепта “Лес, весна”; активизация познавательной деятельности учащихся, испытывающих трудности в обучении.

Оборудование: на классной доске запись: тема урока и правило “Корни родственных слов пишутся одинаково”, картины с изображением леса, весны, подснежников; “Толковый словарь живого великорусского языка” В.И. Даля; рисунки с изображениями фигурок сказочных героев “Лесовичка”, “Весны”, карточки с заданиями и тестами; карточки с пословицами, поговорками о весне.

Ход урока

1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

Учитель: Прозвенел звонок, начинается урок!

Дети: Слушаем внимательно, работаем старательно.

Дети записывают число, классная работа в тетрадях.

2. Минутка чистописания

Над лесами в синеве
Пролетела буква -Э-
Это птичка весной
Возвратится домой.

– Найдите закономерность, продолжите ряд букв, написав красиво:

Э э Э э э Э э э э …

3. Словарная работа

Учитель: Сегодня на уроке мы понаблюдаем за природой в лесу. Скажите, какое сейчас время года? (Зима.)

– Какое время года наступит через несколько дней? (Весна.)

– Назовите весенние месяцы.

Дети: Март, апрель, май.

Учитель: В каком слове есть безударная гласная? Давайте проверим её.

Дети: В слове апрель гласная непроверяемая, значит слово является словарным.

Запись слова с комментированием.

Учитель: Прочитайте пословицы (на карточках). О чём они?

Дети: О весне.

Учитель: Объясните их смысл.

Пословицы и приметы:

  • Как не злись метелица, всё весной повевает.
  • Вода потекла, весну принесла.
  • Весна цветы рассыпает, зима снег простилает.
  • Синие облака в апреле – к теплу и дождю.

– Обратите внимание на подчеркнутое слово.

Работа со словарным словом, запись слова с комментированием.

Учитель: Кто может объяснить смысл слов – повевает, простилает?

(При затруднении обращаемся к словарю.)

4. Сообщение темы урока

Учитель: Действительно скоро весна. Рассмотрите картинки.

Учитель: Перед вами лес. Он готовится встретить весну. На уроке мы соберем родственников леса. А какие слова в русском языке называют родственными?

Дети: Родственными называются слова, которые имеют общую часть и общее значение.

Учитель: Закрепим свои знания, выполнив тест.

См. Приложение 1.

Учитель: Продолжим работу с лесом. Лес поможет нам разгадать один важный секрет корней родственных слов.

Тема урока записана на доске: “Правописание корней родственных слов”.

Учитель: Скажите, как ласково можно назвать лес?

Дети: Лесок.

Учитель: Запишите это слово.

(У доски работает ученик, записывая слово с комментированием, оставляя “окошки” в опасных местах.)

– О каком способе избежать ошибки вы должны помнить? Внимание, могут встретиться орфограммы. (На доске сигнал “Внимание!”.)
– Шум, зверёк, гриб – …. (какой?)

Дети: Лесной.

Учитель: Человек, ухаживающий за лесом.

Дети: Лесник.

Учитель: Небольшой редкий лес, отделённый полянами от других участков леса.

Дети: Перелесок.

Учитель: Как назовем сказочного персонажа, проживающего в лесу.

Дети: Лесовичок.

На доске запись:

Л…сок, л…сной, л…сник, п…р…лес…к, л…с...в…чок.

Учитель: В каких словах в корне есть орфограммы, а в каких нет? Почему?

Дети: В слове перелесок буква гласного в корне ударная, значит в корне слова нет орфограммы. В словах лесок, лесной, лесник, лесовичок в корне буквы гласных находятся в безударной “слабой” позиции, в корнях этих слов орфограммы есть.

Учитель. Как вы думаете, сможем ли мы вставить гласные буквы в “окошки”?

Дети. Можно предположить, что пишется гласная “е”, как в слове перелесок.

Учитель. Узнaем правило правописания корней.

Прочитаем правило: “Корни родственных слов пишутся одинаково”. (На доске запись)

Учитель. Помня правило, вставьте буквы в окошки, подчеркните.

– Ребята, с помощью текста учебника, мы собрали родственников слова “лес”.

Предлагаю вам заглянуть на страницы “Толкового словаря живого великорусского языка” Владимира Ивановича Даля. Он записал в своём словаре : лес…к, куда часто ходят брать грибы, ягоды; л…сняк – мелкий, густой лес, опушка, кустарник. Л…с…вик также лесной житель. О местности, обильной лесом, написал – л…сист…я. Л…с…вщ…к – лесной страж, сторож.

(На доске карточки с родственными словами, гласная в “слабой” позиции обозначена “окошком”)

Учитель: Можно ли эти слова назвать родственными ?

Дети: Эти слова родственные, т.к. они объясняются словом “лес”, значит в корнях слов и безопасные, и опасные места обозначаются буквой е.

4. Физкультминутка

Руки подняли и покачали,
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В сторону руки,
Плавно помашем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем-
Крылья сложим назад.

5. Актуализация знаний

Учитель: Прочитайте предложение:

Дед Егор в густом л..су
Встретил рыжую л…су.

Вставьте пропущенные буквы. Покажите на веере. Почему такой выбор?
Объясните орфограммы. Являются ли эти слова родственными? Спишите предложения.

Учитель:

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною”.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

– При таянии снега в лесу много воды, а значит и влаги. Только сойдет снег, как появляются первые цветы и деревья одеваются в листву.

Слова вода и влага можно ли считать близкими родственниками? Почему?

Дети: Слова вода и влага близкие по значению, но не родственные. У этих слов разные корни.

Корень слова – главная, значимая часть. Подберём однокоренные слова.

Учитель: Используя лабиринт, пройдите путь, собирая на пути однокоренные слова к слову –вода-. Путь раскрасьте цветным карандашом.

– Где закончился ваш путь у цветов или у дома?

– Прочтите все слова, которые встретились на пути, объясните выбор буквы правилом “Правописание корней”

– Молодцы, однокоренные слова к слову вода нашлись.

– Следующее задание: подобрать однокоренные слова к слову влага.

С помощью учителя по ситуации:

влажность, влажный, влажить (поливать), увл…жать (делать мокрым), вл…гомер (прибор для измерения влаги).

– Объясните выбор буквы правилом “Правописание корней”.

Обратите внимание: “Корень считают одним и тем же, а слова родственными, если е и ё, г и ж заменяют друг друга”.

6. Тренировочные упражнения

А)– Какие цветы появляются сразу из-под снега с приходом весны?

Задание: запишите родственные слова к слову –подснежник– по правилу правописания корней, оставляя “окошки” в других частях слов.

– Перед вами тексты, которые помогут в выборе и записи “родственников” для слова –подснежник-. Дополнительное задание: выделите в родственных словах корень.

* * *

Проплясали по сн..гам
Снежные метели.
Сн..гири сн…говикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся сн..жки,
Режут лёд сн…гурки.

* * *

Когда тепла так для цветенья мало,
Когда сн…га не полностью сошли,
Пробив заснеженное покрывало,
Подснежники неярко зацвели.

* * *

Снег не растаял,
вьюги могут мести,
Кто же заставил тебя расцвести?
Мерзнешь и тянешься к солнцу один,
Средь снежной пустыни
Ты сейчас господин.

Дети: Выделяем корни -снег- и -снеж- . “Корень считают одним и тем же, а слова родственными, если е и ё, г и ж заменяют друг друга”. В словах звуки [г], [ж] чередуются.

7. Работа с текстом (резерв)

Учитель: Подумайте и скажите, какая будет нынешняя весна?

Дети: Весёлая, звонкая, теплая, солнечная, красивая и т.д.

Физкультминутка

Весна

К нам весна шагает Дети идут по кругу,
Быстрыми шагами. Высоко поднимая колени.
И сугробы тают под её ногами. Приседают и садятся на корточки.
Чёрные проталины Наклоны к правой и левой
На полях видны. Ногам, руки на поясе.
Видно очень тёплые Бег на носочках по кругу.
Ноги у весны.

Учитель: Рассмотрите картину и послушайте мой рассказ.

Скоро весна. Сквозь тучи проглянет голубое чистое небо. По земле побегут звонкие ручейки. Пение ранних пташек заполнит мир, весенняя музыка придёт на смену долгому зимнему молчанию и завыванию ветра. Дни станут длиннее и светлее.

Не страшно будет выходить на улицу: не закружит тебя вьюга, не засыплет снегом глаза. Больше всего радуются весне ребята. Можно снять тяжелые шубы, надеть резиновые сапоги и весело ходить по лужам, пускать кораблики.

Вскоре из-под земли выглянут первые робкие зеленые травинки, набухшие почки на деревьях лопнут, и появятся изумительные зеленые листочки. На смену белому и серому придёт зеленый и голубой цвета.

Учитель: Ребята, скажем хором: “Весна, приходи!”

– У вас на партах карточки с текстом. Спишите его, вставляя подходящие по смыслу слова, решая орфографические задачи. В выделенных словах обозначьте корень.

“В…сна … в лес. Дерев?я …… тяжелые сн..говые шубы. Раздвинуло солнышк… сизую туч?ку. Под его луч..ми ….… сне… . В…да кругом. Вот – вот на деревьях ……….. поч?ки. Ч..дная к..ртина!”

Слова для справок: спешит, сбросили, тает, лопнут.

– Коллективная проверка текста.

8. Домашнее задание

Упр. 287.

9. Итог урока

Учитель: Что интересного и нового вы узнали? Что понравилось? Как вы думаете, все ли секреты письма мы сегодня раскрыли?

– Спасибо, ребята, за работу! Молодцы!

Используемая литература:

  1. Соловейчик М.А. Я иду на урок в начальную школу. Русский язык.
  2. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки.
  3. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Русский язык. Правила и упражнения.
  4. Троицкая Н.Б. Нестандартные уроки и творческие занятия.