Упражнение в правильном построении предложений с однородными членами

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (434 кБ)


Цели урока: Закрепить понятие “Однородные члены”; развивать умение правильно употреблять в речи предложения с однородными членами; отрабатывать умение строить предложения с однородными членами; развивать орфографическую зоркость; способствовать формированию навыков красивого письма; развивать речи детей, умение сравнивать и делать вывод.

Ход урока

1. Организационный момент.

Начинаем урок русского языка.

2. Сообщение темы урока.

У. Прошу обратить внимание на экран. Слайд №2.

У. Рассмотрите схемы. Что в них общего? Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Д. На экране изображены схемы предложений с однородными членами.

У. Сегодня мы продолжаем исследование темы “Однородные члены предложения”, будем упражняться в правильном построении предложений с однородными членами. Слайд №3. Постараемся, чтобы наша речь была красивой, четкой, без лишних слов-повторений.

3. Проверка домашнего задания.

У. А краше наша речь становится, когда мы умеем точно, грамотно употреблять пословицы и поговорки в определенных жизненных ситуациях. Сейчас мы проверим, какие пословицы и поговорки вы подобрали по нашей теме и как вы их понимаете.

Д. В этой пословице есть однородные ... Эта пословица о ...

У. С остальными пословицами и поговорками поработаем на следующих уроках.

4. Введение в тему. Актуализация знаний.

У. А теперь попробуйте угадать тему пословицы по моему описанию. О каких отношениях я говорю? Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Д. Дружба.

У. Правильно, дружба. Рассмотрите росчерк слова ДРУЖБА.

Это упражнение развивает способности в умении быстро, безотрывно писать. Запишите этот росчерк.

Напоминаю, что тема пословицы — дружба и ваша задача сейчас собрать рассыпавшуюся пословицу.

Слайд №4.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. Слайд №5.

Эту половицу мы будем писать по памяти. Но прежде чем мы напишем эту пословицу, я объявляю соревнования “Кто больше найдет орфограмм”.

У кого сколько получилось? Проверяем. (7 орфограмм) Слайд №6.

Повторим, орфографически проговаривая. Слайд №7.

Пишем. Проверяем. Слайд №8.

Подберите антоним.

Д. Вражда.

У. Подберите синоним.

Д. Товарищество, приятельство (это простые отношения)

У. Можно ли слово ДРУЖБА употреблять во множественном числе.

Д. Нет.

У. Подберите однокоренные слова, разберите по составу.

Еще какие пословицы и поговорки знаете о дружбе? (Дружба дороже денег. Дружба не гриб — в лесу не найдешь. Дружба что стекло: сломаешь, не починишь. Дружный табун волков не боится.)

У. Какие знаете произведения, в которых между героями есть настоящая дружба.

5. Работа по теме.

Сегодня к нам на урок пришли герои произведений Э. Успенского дядя Федор, пес и кот.

Дядя Федор написал письмо маме и папе,. А так как он не ходит в школу, он попросил исправить ошибки в тексте, если они есть. Слайд №9.

Дорогие мои родители!

Я живу хорошо, просто замечательно! У меня есть свой дом корова Мурка трактор. В доме есть комната, и кухня. Трактор бензин не любит а любит суп. Корова рыжая мордастая но важная. Кот Матроскин заготовил сено для Мурки.

Ваш дядя Федор.

Прочитайте письмо. Кто поможет дяде Федору? Объясните свой выбор. Проверяем. Слайд №10.

Спишите предложение, в котором есть однородные подлежащее, соединенные союзом И. (Пр.4) Подпишите части речи. Назовите их.

Составьте схему (или найдите предложение по схеме).

1 вариант — 3 предложение.
2 вариант — 5 предложение.

Найдите предложение по моей характеристике. Простое, повествовательное, не восклицательное, распространенное, без однородных членов. Выпишите, проведите полный синтаксический разбор на доске.

6. Физкультминутка. “Дружба”. Слайд № 11.

Дружат в нашем классе
девочки и мальчики. (Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики. (Ритмичное касание пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять-
Начинай считать опять. (Поочерёдное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)
Раз, два, три, четыре, пять-
Мы закончили считать. (Опустить руки вниз, встряхнуть кистями)

7. Продолжаем работу над темой.

Индивидуальная работа на карточках.

Некоторые ребята попробуют самостоятельно поработать.

А остальные ребята будут правильно составлять предложения, используя однородные члены.

Слайд №12.

Дядя Федор с вечера сложил в рюкзак ножик перочинный. Еще он положил куртку и фонарик.

У. Кто составил предложения с однородными членами. Какие однородные члены? Запишите.

Слайд №13.

Дядя Федор с вечера сложил в рюкзак ножик перочинный, куртку и фонарик.

Слайд №14.

Дядя Федор отправился искать клад. Кот Матроскин отправился искать клад. И Шарик отправился искать клад.

Слайд №15.

Дядя Федор, кот Матроскин и Шарик отправились искать клад.

Слайд №16.

Мальчик проснулся. Он сварил себе каши. Потом написал письмо.

Слайд №17.

Мальчик проснулся, сварил себе каши, написал письмо.

Самостоятельно запишите. Проверяем на слайде. Какие однородные члены предложения?

8. Итог. Самостоятельная работа. Слайд №18.

Пришло время подвести итог нашего урока. Для этого мы проведем тест.

Отвечайте на вопросы, подбирая один из вариантов ответа.

Тест по теме: “Однородные члены предложения”

Ф.И.

1. Найдите предложение с однородными членами предложения

а) Зашумел в лесу золотой дождь.
д) В лесу пахнет прелыми листьями и нагретой смолой.

2. Найдите предложение, в котором неправильно расставлены запятые

о) Лес уже пожелтел, поскучнел под дыханием осени.
р) Сухой лист трепетал, на ветках опадал.

3. Найдите предложение с однородными обстоятельствами.

п) В сентябре птицы собираются в стаи и улетают на юга.
у) Отправилась Осень из леса в поля, в луга.

4. Выберите предложение к схеме = — ~ и ~ .

з) Под золотыми листьями спрятались подберезовики и подосиновики.
ж) Наступила осень тихая и теплая.

5. Выберите схему к данному предложению.

Грустные стоят леса, поля, луга.

а) = – -, – -, – -.
б) = —, — , — .

6. Какое предложение с однородными членами предложения составлено правильно?

в) В небе летают чайки, орлы и самолеты.
а) От дерева к дереву тянутся легкие следы белок, лесных мышей и птиц.

Листочки переверните, приготовьтесь к проверке по слайду.

На экране появляется слово ДРУЖБА.

Ребята, со всеми заданиями урока мы с вами справились, а помогла нам в этом дружба.

Выставление оценок.

9. Домашнее задание.