Фразеологизмы, пословицы, поговорки и крылатые слова. 7-й класс

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (441 кБ)


Цели:

  • систематизировать знания, умения и навыки учащихся по темам: «Фразеологизмы», «Пословицы», «Поговорки», «Крылатые слова»;
  • привить учащимся интерес к урокам русского языка;
  • воспитать в учащихся чувство гордости за Россию, русский язык; чувство товарищества, взаимовыручки, дружбы, коллективизма.

Метод: игра.

Оборудование: живое слово учителя, вспомогательная запись на доске, лозунги, плакаты, карточки, рисунки, предметы для «Поля чудес», сценки.

                                                               ХОД УРОКА

 I. Гимн КВН (звучит песня «Мы начинаем КВН …»  в записи)

Мы начинаем КВН
Для чего? Для чего?
Чтоб не осталось в стороне
Никого, никого.
Пусть не решить нам всех проблем,
Не решить всех проблем,
Но станет радостнее всем,
Веселей станет всем!

Учитель-ведущий: Дорогие, ребята! Сегодня мы проведем КВН по темам: «Фразеологизмы», «Пословицы», Поговорки», и «Крылатые слова».
Дверь в наш клуб веселых и находчивых вам откроет конкурс-разминка «Знаешь ли ты»  (5 баллов).

Задания: (для обеих команд)

1. Что такое фразеологизмы?
2. Что такое пословицы?
3. Что такое поговорки?
4. Что такое крылатые слова?

(Представители команд дают свои ответы)

Учитель-ведущий: И фразеологизмы, и пословицы, и поговорки, и крылатые слова украшают нашу речь, помогают более образно и эмоционально выразить мысль. Наша речь становится краше, богаче. Подведем итог конкурса-разминки (жюри выставляет баллы каждой команде за конкурс – разминку).

Учитель-ведущий: А сейчас объявляется следующий конкурс – задание (капитаны команд вытягивают карточки с заданиями) – 5 баллов.

Карточки-задания

Карточка 1. Назовите фразеологизмы со словом «ум»
(Ответ: браться за ум, себе на уме, не выходит из ума, ума не приложу, ум за разум заходит, без ума от чего-либо и т.д.)

 

Карточка 2. Назовите фразеологизмы со словом «вода»
(Ответ: как в воду опущенный, как рыба в воде, вывести на чистую воду, водой не разольешь, толочь воду в ступе, много воды утекло и т.д.)

 

Карточка 3. Назвать фразеологизмы со словом «глаз»
(Ответ: говорить правду в глаза, говорить за глаза, с глазу на глаз, произошло что-то на глазах, хоть глаз выколи, в глаза не видеть, куда глаза глядят и т.д.)

 

Карточка 4. Назвать фразеологизмы со словом «рука»
(Ответ: рука об руку, рука руку моет, рука набита, прибирать к рукам, чужими руками жар загребать, рука не дрогнет, рука не поднимется и т.д.)

(Учащиеся каждой команды дают свои  варианты ответов, жюри подводит итоги конкурса)

Учитель-ведущий: Молодцы, не плохо! Перейдем к следующему заданию «Найди пару!»
(название задания на экране). К данным словосочетаниям – фразеологизмам подберите антонимичные фразеологизмы. (10 баллов)

7-А

1. Коломенская верста – …
2. На ночь глядя – …
3. Заварить кашу – …
4. Спустя рукава – …

 7-Б

1. Повесить нос – …
2. Жить душа в душу – …
3.Чуть свет – …
4. Не покладая рук – …

Ответы 1-й команды:                 Ответы 2-й команды:

1. Задрать нос                              1. От горшка два вершка
2. Как кошка с собакой                2. Ни свет ни заря
3. На ночь глядя                           3. Расхлебывать кашу 
4. Сидеть сложа руки                  4. Засучить рукава

(Жюри подводит итоги конкурса)

Учитель-ведущий: А сейчас я хочу объявить следующий конкурс, который оценивается в 3 балла и называется: «Продолжи пословицы» (капитаны команд получают задания):

7-А

1. Глаза боятся, а …
2. Любишь кататься, …
3. Ученье свет, а  …
4. Грамоте учиться, …

7-Б

1. С кем поведешься, …
2. Семь раз отмерь …
3. Сам пропадай, а…
4. По одежке встречают, а …

(Подведение итогов конкурсного задания)

Учитель-ведущий: Вы должны подобрать к этим рисункам фразеологизмы. Оценка за этот конкурс – 3 балла.

Учитель-ведущий: А теперь для всех участников КВН-а звучит музыкальная пауза.

(Каждая команда показывает сой эстрадный номер)

Учитель-ведущий: Объявляю конкурс для капитанов команд – мини «Поле чудес».

Капитанам завязывают глаза, подводят к столу. На столе лежат предметы: камень, шляпа, книга, галоша, мыло, очки. Капитаны берут со стола по 3 предмета и придумывают с ними фразеологизмы, кто это сделает быстрее, тот и победил. Конкурс оценивается в 10 баллов.

Ответы: держать камень за пазухой, дело в шляпе, сесть в галошу, прочитать книгу от корки до корки, намылить шею, втирать очки)

«Кто больше и быстрее»

Учитель-ведущий: Командам следующее задание: вспомните крылатые слова (выражения).Оценка за конкурс – 5 баллов.

(Например: счастливые часов не наблюдают, и дым Отечества нам сладок и приятен и т.д.)

Подведение итогов конкурса.

Учитель-ведущий: И, наконец, последний конкурс-задание. Подберите синонимы к следующим фразеологизмам. За каждый правильный ответ – 3 балла. (Задания каждой команде зачитываются по очереди)

«Подбери синонимы»

7-А

1. Тьма кромешная
2. Глядеть в оба
3. Водить за нос

7-Б

1. Поминай как звали
2. Пальчики оближешь
3. Ни слуху, ни духу

Ответы 1-й команды:            Ответы 2-й команды: 

1. И след простыл                  1. Ни зги не видать
2. Язык проглотить                2. Держать ухо востро
3. Ни ответа, ни привета       3. Морочить голову

(Подведение итогов этого конкурса)

II. Подведение итогов КВН-а (внешний вид команд, количество баллов)

III. Награждение команд