Знаки препинания при прямой речи. 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Учебные пособия.

1. Русский язык 5 класс. Г.Г. Граник, Н.А. Борисенко, М.: ОлмаМедиаГрупп, 2009.

2. Русский язык. Тематические и поурочные разработки. Часть1. Автор Н.А. Борисенко

3. Русский язык. Спутник учебника. Сборник тренировочных заданий. Автор С.В. Шишкова.

Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме “Прямая речь”. (Слайд 2. Презентация)

Задачи урока.

1. Повторить постановку знаков препинания в сложных предложениях.

2. Формировать навык постановки знаков препинания при прямой речи.

3. Закрепить умение узнавать и выделять на письме обращения.

Ход урока

I. Устный опрос. (Слайд 3)

1. Какой раздел науки о языке мы изучаем? (“Синтаксис и пунктуация”)

2. Какими бывают предложения? (Простые и сложные)

3. На какие группы делятся сложные предложения? (Бессоюзные, союзные)

4. Как мы их различаем? (По союзам и союзным словам)

5. Для чего мы должны это знать? (Чтобы поставить запятую)

II. Повторение постановки знаков препинания в сложных предложениях. (Слайд 4)

(1-й ученик расставляет знаки препинания в предложениях, воспроизведённых на мультимедийной доске; 2-й ученик на обычной доске составляет схемы предложений, прикрепляя магнитами картинки “гуси”, “матрёшки”)

(Слайд 5)

1) Однажды человек, который жил возле леса, приручил лося.

2) Вдруг он обнаружил, что лось игра..т ( ) в салочки с его детьми.

3) Однако дети, с которыми играл лось, побаивались его.

4) Когда лось прикасался к ним, они кубарем к..тились ( ) по лужайк.. ( ). (По упр.33)

1) [ , (который ), ]. (“матрёшка”)

2) [ ] , (что ). (“гусь”)

3) [ , (с которыми ), ]. (“матрёшка”)

4. (Когда ), [ ]. (“гусь”)

III. Отработка навыка постановки знаков препинания при прямой речи, обращении.

1. 1) Что вы знаете о предложениях с прямой речью? (Слайд 6)

2) Расскажите правило о постановке знаков препинания при прямой речи.

2. Схематический диктант. (Ученик записывает схемы предложений по заданию учителя - правило на с.74)

3. Вспомните слова-сигналы – глаголы говорения (с.75). (Слайд 7)

Задание 82 (устно).

4. Дидактическая игра. (Ученикам раздаются карточки:А, П, а, :, ., !, ?, “, ”. Они должны выстроиться в нужном порядке, чтобы получилась верная схема прочитанного предложения)

Предложения взяты из задания 87 (с.76).

5. Расскажите, что такое обращение. (Правило на с.72) (Слайд 8)

Комментированное письмо.

Одноглазка разлеглась на травушке, а Хаврошечка приговаривает: “Спи, глазок, спи, глазок!”

“Здравствуй, Иван-царевич!” - говорит царевна медного царства.

“Девицы-красавицы! – говорит барин. – Которая из вас мне яблочко поднесёт, та за меня замуж пойдёт”.

6. Творческая работа. (Слайд 9)

1) Задания 85, 86 (с.76) – придумать “пропавшую” прямую речь; дополнить прямую речь

словами автора.

2) Составить предложения с прямой речью и обращениями со словами из “копилки слов” (с.76, 78).

IV. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: с.72–76 – повторить правила, задание 88. (Слайд 10)

Компьютерная презентация представлена в Приложении 1.