Синтаксический разбор простого предложения. 5-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Слайд 2.

Цели урока.

  • Уметь проводить синтаксический разбор простого предложения.
  • Конструировать простое предложение по заданной схеме.

Слайд 3.

Организационный момент.

Повторение изученного.

Игра «Кто я?» - инсценировка теории заранее подготовленными учениками.

  1. Я – главное средство выражения мысли. Имею грамматическую основу и интонацию законченности. Кто я?
  2. Я – предложение. Содержу рассказ о чём-то, сообщение, информацию. В конце меня ставится точка или восклицательный знак. Кто я?
  3. Я – предложение. Я заключаю в себе вопрос. В конце меня ставится вопросительный знак. Кто я?
  4. Я – предложение. Содержу просьбу, приказание, совет, призыв. В конце меня ставится точка или восклицательный знак. Кто я?
  5. Я – предложение. Выражаю сильные чувства говорящего: радость, огорчение. Как меня называют?
  6. Я – предложение. Имею 1 грамматическую основу. Как меня называют?
    А как называют предложение с 2 грамматическими основами?
  7. Я – предложение. Состою только из главных членов. Как меня называют?
  8. Я – предложение. Во мне есть не только главные члены, но и второстепенные. Как меня называют?

Слайд 4.

Объяснение нового материала.

Что значит выполнить синтаксический разбор предложения?

  1. Назвать главные и второстепенные члены предложения, подчеркнуть.
  2. Указать, какими частями речи они выражены.
  3. Дать характеристику предложению.

Оформление памятки «Синтаксический разбор предложения».

Слайд 5.

Синтаксический разбор простого предложения.

1. По цели высказывания:

  • повествовательное,
  • побудительное,
  • вопросительное.

2. По эмоциональной окраске:

  • восклицательное,
  • невосклицательное.

3. По количеству грамматических основ:

  • простое,
  • сложное.

4. По наличию второстепенных членов:

  • распространённое,
  • нераспространённое.

Слайд 6.

Работа по теме.

Конструктор. Составьте предложение, выполнив ряд действий. Выполните синтаксический разбор полученного предложения.

Из предложения

взять сказуемое.

Из предложения

взять определение.

Добавить подлежащее из предложения

Взять существительное, выступающее в роли дополнения:

Употребить данное существительное в винительном падеже с предлогом НА.

Опустились лёгкие снежинки на тропинки.

Слайд 7.

Выполните синтаксический разбор предложения из стихотворения М.Ю.Лермонтова. Соответствует ли данное предложение схеме?

На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна и дремлет…

Слайды 8-10.

Работа с текстом.

Прочитайте выразительно текст о природе нашего края.

1. Природа нашего края – великий врачеватель и утешитель. 2.Приходишь в лес и успокаиваешься, отдыхаешь от суеты и шума. 3. Присядешь на лесной полянке, присмотришься к окружающей тебя красоте и ощутишь приятное прикосновение ветра.4. Как красиво вокруг! 5. Стройными рядами стоят деревья: дуб и берёза, липа и ель, клён и осина.

Слайд 11.

  1. Как можно озаглавить данный текст?
  2. Какова основная мысль текста?
  3. Как вы понимаете значение слова ВРАЧЕВАТЕЛЬ? Какими близкими по значению словами его можно заменить?
  4. Как вы понимаете значение слова СУЕТА?
  5. Найдите в предложении №1 слова, в которых звуков больше, чем букв, букв больше, чем звуков.
  6. В каких словах буква Г обозначает звук В? (№1) Звук К (№4)? Звук Г (№7,8)?

Слайд 12.

  1. Выполните синтаксический разбор предложения №5.
  2. Составьте схемы предложений №1, №2, №3, №7
  3. Найдите в тексте восклицательное предложение, побудительные предложения
  4. В каких предложениях грамматическая основа состоит только из сказуемого?

Слайд 13.

  1. Запишите слова. Обозначьте орфограммы.
  2. Найдите в предложениях
  • №2,3 - глаголы с Ь после шипящих
  • №8 – слова с приставками, которые не изменяются на письме
  • №5 - слова с проверяемой безударной гласной в корне, слова с непроверяемой гласной в корне №7 – слова с непроизносимой согласной в корне слова

Слайды 14-18.

Работа с текстом.

Какого известного русского художника по праву называют певцом русского леса?

Иван Иванович Шишкин – певец русского леса, великий художник. И.И. Шишкин любил изображать хвойный лес. Живописец раскрыл обаяние могучего старого бора, пахнущего мхом и смолой, показал его красоту и величие.

Его большие полотна рассказывали о жизни рощ, дубрав, полей, сосен. Художник безупречно изображал всё: возраст деревьев, их характер, каждую хвоинку и листочек, почву, на которой они растут, обнажённые корни, валуны, пятна солнечного света.

И.Шишкин половину своей долгой и трудолюбивой жизни провёл в любимом сосновом лесу.

Слайды 19-21.

Работа в парах.

Разгадайте ребусы. Подсказка: слова, зашифрованные в ребусах, являются названиями картин И.Шишкина.

Слайд 22-23.

Рассказ по картине.

Рассмотрите картину Шишкина «Зима» и напишите небольшой рассказ по ней или составьте несколько предложений по картине.

Слайд 24.

О каких фразеологизмах напомнили вам картины Шишкина?

Ёлки зелёные – выражение досады, недоумения, восхищения.

Ёлки-палки - выражение досады, недоумения, восхищения.

Заблудиться в трёх соснах – не суметь найти выход из самого простого затруднения.

С бору да с сосенки – кого попало, откуда попало. О случайном подборе, составе людей.

Слайд 25.

Проверочная работа.

Подпиши листок. Выполни синтаксический разбор предложения. Вставь недостающие знаки препинания.

Большие полотна И.Шишкина рассказывали о жизни рощ полей дубрав.

  1. ___________
  2. ___________
  3. ___________
  4. ___________

Слайды 26-27.

Итоги урока. Домашнее задание.

Что мы узнали сегодня на уроке? Чему научились?

На память об уроке у вас останутся фигурки - ёлочки и солнышки со стихотворением о природе, которое написала ученица 7 класса Жукова Светлана. Выполните синтаксический разбор последнего предложения.

Родная природа.

Голубые речки,
Светлые полянки.
Местная плотина -
Города краса.
На полях цветут ромашки,
Незабудки - у ручья.
Колодец у тропинки,
В нём чистая вода.
А в тенистом парке
Есть заросший пруд.
Хорошо тут летом
Соловьи поют!

Желающие могут написать своё стихотворение о природе.