Сравнение, сложение и вычитание десятичных дробей. 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цель урока: закрепление и проверка навыков сравнения, сложения и вычитания десятичных дробей, проверка знаний теоретического материала, продолжить развитие быстрых вычислительных навыков и обучение рациональным приёмам счёта, углубить и упрочить полученные знания и навыки в решении задач.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Ход урока

I. Организационный момент

1. Ребята мы сегодня работаем под девизом «Знания имей отличные по теме «Дроби десятичные»

2. Тема сегодняшнего урока «Сравнение, сложение и вычитание десятичных дробей»

3. Рассказать план урока.

II. Устный счёт

Известно, какое важное значение имеет запятая в русском языке. От неправильной расстановки запятых смысл предложения может резко измениться. Например, «Казнить, нельзя помиловать» и «Казнить нельзя, помиловать». В математике от положения запятой зависит верность или неверность равенства.

  1. Расставьте в следующих равенствах запятые:
    7 36 - 3 36 = 4,
    3 2 + 1 8 = 5,
    52 + 18 = 5,
    5 7 – 4 = 1 7.
  2. Сравните дроби:
    6,37 и 6,299,
    10,1 и 10,099,
    9,004 и 9,04.
  3. Решите уравнение:
    c – 0,5 = 0,9,
    с + 0,2 = 0,3,
    1,3 + а = 1,31,
    2,3 – а = 2,03.
  4. Продолжи ряд чисел:
    0,2; 0,7; 1,2; 1,7; …
  5. Найдите какое-нибудь значение х, при котором верно неравенство:
    3,4 < x < 3,5,
    1,25 < x < 2,54.
  6. При каких натуральных значениях х верно неравенство:
    2,11 < x < 4,7,
    9,3 < x < 12,42,
    0,12 < x < 0,15.
  7. Моторная лодка идёт вверх по реке. Какова скорость движения лодки, если скорость течения 2,9 км/ч, а собственная скорость лодки 14,4 км/ч?

III. Работа на местах (по карточкам)

Карточка 1.

Вычислите устно:

Сравните результаты в

  • №1 и №2
  • №2 и №3
  • №1 и №3.

Карточка 2.

Выполните действия:

а) 0,894 + 89,4

б) 241,608 + 24,7 + 6,54

в) 6,4 – 2,96

г) 50,1 – 9,323

Карточка 3.

1) Запишите в виде десятичных дробей:

; ; ; .

2) сравните дроби:

  • 12,003 и 10,3126,
  • 2,141 и 2,2,
  • 0,338 и 0,34.

Карточка 4.

  1. Увеличьте число 0,5 на 3,2.
  2. Уменьшите число 3,52 на 0,2.
  3. Прибавьте 0,1 к 2,572.
  4. Отнимите 0,1 от 6,44.
  5. Решите уравнение:
    а) х + 3,2 = 5,7,
    б) х – 0,5 = 0,13.

Карточка 5.

Выразите:

а) в метрах:

  • 540 см
  • 42 дм
  • 4343 мм

б) в тоннах:

  • 355 кг
  • 26 ц
  • 6 т 4 ц 13 кг

Карточка 6.

Реши задачу.

Скорость ветра 1,78 м/с. Ласточка летит по направлению ветра со скоростью 7,4 м/с. Сколько метров пролетит ласточка за 3 с протеев ветра?

IV. Работа у доски (по карточкам во время устного счёта)

Карточка 1.

Выполните действия и ответы расположите в порядке возрастания:

  • 0,5 – 0,03
  • 0,38 + 1,02
  • 2 – 0,92
  • 1,4 + 0,06
  • 2,5 – 0,7

Карточка 2.

Реши задачу.

Скорость катера против течения 32,7 км/ч, а скорость течения 2,8 км/ч. Найдите скорость катера по течению.

Карточка 3.

1) Замените * цифрой так, чтобы получилось верное неравенство:

  • 9,1 > 9,*9
  • 7,*9 < 7,12

2) Какие одинаковые цифры можно поставить вместо *, чтобы получилось верное неравенство: 5,4* > 5,*4

3) Замените все * одной и той же цифрой так, чтобы оба неравенства были верными: 0,*6 < 0,6* и 0,*3 > 0,3*.

V. Решение задач на закрепление

№1.

(Разобрать план решения с классом, решают самостоятельно)

Вычислите периметр треугольника ABC, если АВ = 490 мм, ВС = 48 см, АС = 4,1 дм.

№2.

Теплоход прошёл 2 часа по течению реки и 3 часа против течения реки. Найдите весь путь теплохода, если его скорость равна 30,5 км/ч, а скорость течения реки равна 3,5 км/ч.

№3.

а) Упростите выражение 0,48y – 0,29y + 5,21y и найдите его значение при у = 99; у = 207.

б) Упростите выражение 5,8а – 0,9а + а – 0,01а и найдите его значение при а = 0; а = 1.

№4.

Найдите значение выражения:

а) 24,16 – (15,21 – 8,374) + 3,88,

б) 24,08 – (50 – (40 – 5,03)).

VI. Самостоятельная работа

На «3» №1; №2.

На «4» №1; №2; №3.

На «5» №2; №3; №4.

Вариант 1

№1. Собственная скорость теплохода (скорость в стоячей воде) равна 23,4 км/ч, скорость течения реки 3,5 км/ч. Найдите скорость теплохода по течению реки и скорость теплохода против течения реки.

№2. Сравните числа:

  • 4,3** и 4,7**
  • **,512 и *,9*
  • 0,342 и 0,341***
  • *,*** и **,*

№3. Выразите в тоннах: 123 ц; 1 ц 32 кг; 5 т 7 ц 3 кг.

№4. Решите уравнение .

Вариант 2.

№1. Собственная скорость теплохода (скорость в стоячей воде) равна 27,7 км/ч, скорость течения реки 3,8 км/ч. Найдите скорость теплохода по течению реки и скорость теплохода против течения реки.

№2. Сравните числа:

  • 7,8** и 7,6**
  • *,5* и **,425
  • 2,567*** и 2,568
  • **,** и *,****

№3. Выразите в тоннах: 524 ц; 7 ц 5 кг; 7 т 2 ц 65 кг.

№4. Решите уравнение .

VII. Итог урока

Сегодня мы еще раз повторили правила сравнения, сложения и вычитания десятичных дробей.

Как сравнивать десятичные дроби?

Как выполнять сложение и вычитание десятичных дробей?

VIII. Домашнее задание

На «3»

  1. Теплоход идёт вниз по реке. Какова скорость движения теплохода, если скорость течения реки 3,7 км/ч, а собственная скорость теплохода (скорость в стоячей воде) равна 21,03 км/ч.
  2. Замените * цифрой так, чтобы получилось верное неравенство:
    9,3 > 9,*9;
    7,*9 < 7,22.
  3. Решите уравнение: х + 27,621 = 38.

На «4»

  1. Собственная скорость катера 14,3 км/ч. Скорость течения реки 3,8 км/ч. Найдите скорость катера по течению и против течения.
  2. Какие одинаковые цифры можно поставить вместо *, чтобы получилось верное неравенство: 6,*3 < 6,3*;
  3. Решите уравнение: 80,6 – (х – 7,98) = 63,4.

На «5»

  1. Скорость катера при движении по течению реки равна 40,5 км/ч, а при движении против течения она составляет 34,5 км/ч. Какова скорость течения реки?
  2. Замените все * одной и той же цифрой так, чтобы оба неравенства были верными: 0,*5 > 0,5* и 0,*8 < 0,8*.
  3. Решите уравнение: .