Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Сила трения. 7-й класс

Разделы: Преподавание физики, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (23,72 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тип урока: изучение  нового материала.

Цель урока: ознакомить учащихся с явлением трения.

Задачи:

  • Образовательная: ввести понятия силы трения покоя, скольжения и качения; выяснить причины возникновения сил трения; экспериментально измерить силы трения покоя и скольжения; исследовать зависимость силы трения скольжения от веса тела, вида поверхности и площади опоры; продолжить формировать умения пользоваться приборами, анализировать, сравнивать результаты опытов; показать полезное и вредное действие сил трения; использование трения в природе и технике.
  • Развивающая: развивать познавательный интерес; творческое и логическое мышление; способности выдвигать гипотезы.
  • Воспитательная: прививать культуру умственного труда, самостоятельность, аккуратность.

Методы обучения: наглядные методы, словесные методы, проблемный метод, практические методы обучения, объяснительно-иллюстративный метод, частично-поисковый.

Оборудование для учителя: электронная доска, компьютерная презентация "Сила трения. Трение в природе и технике", самодвижущаяся тележка (или заводной автомобиль), песок, динамометр, стеклянные пластины – 2 шт, подшипники, плоскогубцы.

Оборудование для учащихся:  деревянный брусок, набор грузов, динамометр, лист  наждачной бумаги, деревянная дощечка, бланки для оформления результатов экспериментов.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Мотивация и постановка цели урока

Учитель: На предыдущих уроках мы ознакомились с гравитационными силами и силой упругости. Сегодняшний урок мы посвятим изучению сил трения. <Слайд 1>. Изучать трения стали более 500 лет назад. Наиболее выдающиеся работы по изучению сил трения принадлежат  Леонардо да Винчи  и Шарлю Кулону. <Слайд 2>. С трением мы встречаемся везде и повсюду. И когда держим предметы в руке, и когда идём, едем в транспорте  перечислять можно бесконечно. А начнём мы изучение  трения с сил трения, возникающих между соприкасающимися поверхностями твёрдых тел.

III. Получение новых знаний

Учитель: Как будет двигаться автомобиль по горизонтальной дороге после выключения двигателя? <Слайд 3>

Ученик: После выключения  автомобиль будет уменьшать свою скорость и через некоторое время остановится.

Учитель: Какова причина остановки автомобиля?

Ученик: Автомобиль взаимодействует с дорогой.

Учитель: После выключения двигателя автомобиль должен двигаться прямолинейно и равномерно, т.к. на него не действуют другие тела, но он через некоторое время останавливается под действием  силы, которая называется силой трения.

При  соприкосновении одного тела с другим возникает взаимодействие, препятствующее движению, которое называют трением. Силу, характеризующую это взаимодействие, называют силой трения. Она обозначается Fтр. Сила трения, как и любая другая сила, имеет точку приложения, модуль и направление. <Слайд 4>
Учитель: Выясним причины возникновения сил трения. <Слайд 5>.

Демонстрация:движение  тележки  по ровному столу  и по насыпанному на столе песку.

Демонстрация: относительное движение  стеклянных пластинок.

Учащиеся выдвигают гипотезы о возможных причинах возникновения силы трения  и делают вывод о причины возникновения силы трения. <Слайд 6>.

Причины возникновения силы трения

  • Шероховатость поверхностей
  • Взаимодействие молекул соприкасающихся тел

Учитель: <Слайд 7> Различают три вида трения: трение покоя, трение скольжения и трение качения. Сила трения, препятствующая возникновению движения одного тела по поверхности другого, называют силой трения покоя (Fтр.п.). <Слайд 8>. Всегда ли сила трения покоя мешает движению тела? <Слайд 9>.

Учащиеся приводят  примеры доказывающие, что сила трения  покоя помогает сдвинуться телу с места, а так же примеры подтверждающие, что сила покоя трения мешает движению тел.

Приложение 1. Гиперссылка  включает видеофрагмент  «Сила трения помогает движению».

Учащиеся делают вывод, если сила трения покоя мала, то телу трудно изменить скорость.

Учитель: Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого и направленная против движения тела, называется силой трения скольжения (Fтр) <Слайд 10>. Силу трения можно измерить. А каким прибором измеряют силу?

Ученик: Силу измеряют динамометром.

Учитель: Почему брусок не сдвигается с места, если приложить к нему небольшую силу?

Ученик: Движению бруска мешает сила трения покоя.

Учитель: Как измерить максимальную силу трения покоя? <Слайд 11>.

Ученик: Необходимо плавно увеличивать действующую силу и измерить её максимальное значение, при котором брусок ещё покоится.

Учитель: Какие силы будут действовать на брусок, если  двигать его по столу равномерно.

Ученик: Одна сила – это сила упругости, направленная в сторону движения. Вторая сила – это сила трения, направленная против движения.

Учитель: Чему равна равнодействующая этих сил, если брусок движется равномерно?

Ученик: Если брусок движется равномерно, равнодействующая этих сил равна нулю. Следовательно, сила трения и сила упругости равны по модулю и противоположны по направлению. Динамометр показывает силу упругости, равную по модулю силе трения.

Вывод: При измерении силы трения скольжения деревянного бруска по столу необходимо прикрепить динамометр к бруску и равномерно двигать брусок по столу, держа динамометр горизонтально. Измеряя силу, с которой динамометр действует на тело при его равномерном движении, мы измеряем силу трения. <Слайд 12>.

Учитель: Как вы думаете, равны ли сила трения скольжения и максимальная сила трения покоя?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Учитель: Ребята предлагаю экспериментально подтвердить(или опровергнуть)  ваши предположения.

Учащиеся проводят эксперимент «Измерение максимальной силы трения покоя и силы трения скольжения», полученные данные вносят в бланк для оформления результатов экспериментов, а также заполняется подобный бланк у доски. Приложение 1.

Сравнение результатов эксперимента и анализ полученных данных.

Вывод: максимальная сила трения покоя немного больше силы трения скольжения.

Приложение 1. Гиперссылка  включает видеофрагмент  «Измерение сил трения».

Учитель: Ребята, слон Галактион после просмотра шоу «Ледниковый период» очень бы хотел научиться кататься на коньках. И ему необходимо знать, зависит ли сила трения скольжения от веса тела? <Слайд 13>.

Выдвижение гипотез учащимися и проведение эксперимента «Исследование зависимости силы трения скольжения от веса тела».

Учащиеся проводят эксперимент, полученные данные вносят в бланк для оформления результатов экспериментов, а также заполняется подобный бланк у доски. <Слайд 14>.

Приложение 2.

Сравнение результатов эксперимента и анализ полученных данных.

Вывод: Чем больше вес тела, тем большая возникает сила трения скольжения.

Приложение 1. Гиперссылка  включает видеофрагмент  «Силы трения и  вес тела».

Учитель: Щенок Дик задумался, зависит ли сила трения скольжения от вида и обработки поверхностей? Помогите ему найти ответ на интересующий его вопрос. <Слайд 15>.

В