Исследовательская деятельность в 1-м классе – это интересно

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя: поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений; развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели; формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя. Для решения задач используются следующие формы и способы деятельности: в урочной деятельности – коллективный учебный диалог, игра “Вопрошайка”, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности – игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ. Кроме того, включение школьников в деятельность на основе индивидуальных проявлений исследовательского опыта осуществляется через стимулирование активности и самостоятельности детей посредством оценочных суждений учителя и взаимооценки школьников.

Введение. Актуальность проекта.

Метод проектов подразумевает самостоятельную деятельность учащихся по решению той или иной проблемы с использованием разнообразных средств интеграции знаний и умений из различных областей. Результаты выполненных проектов непосредственно связаны с реальной жизнью учащихся и потому являются для них не только посильными, но и личностно значимыми. Форма продукта может быть различна: от конкретного теоретического решения проблемы до результата, готового к внедрению. Примерами готового проекта могут служить поставленный спектакль, исследование на заданную тему, поделка, действующая модель, а так же многое другое.

Метод проектов позволяет моделировать проблемы, аналогичные тем, что возникают во “взрослом” мире. Решая учебные проблемы, учащиеся готовятся к решению проблем реальных. Выполняя проект, ребенок обучается самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, у него развивается способность прогнозировать результаты, возможные последствия разных вариантов решения, формируются умения устанавливать причинно – следственные связи. Подбор тем проектов с учетом личной заинтересованности и возрастных особенностей детей помогает запрограммировать для учащихся ситуацию успеха при выполнении проекта, а значит, создать условия для их оптимистического отношения к обучению и образованию в целом.

Участие в проектной деятельности предполагает наличие у школьников определенного набора качеств, таких, как самостоятельность, инициативность, креативность, способность к целеполаганию. Включение учащихся в процесс выполнения проекта подразумевает овладение ими следующими проектными умениями и компетенциями:

  • Исследовательскими: генерировать идеи, выбирать лучшее решение;
  • Социального взаимодействия: сотрудничать, оказывать и принимать помощь;
  • Оценочными: оценивать ход и результат своей деятельности и деятельности других;
  • Информационными: самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выявлять, какой информации или каких умений не достает;
  • Презентационными: выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности;
  • Рефлексивными: адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;
  • Менеджерскими: проектировать процесс, планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решения, распределять обязанности при выполнении коллективного проекта.

Цель, гипотеза и задачи проекта

Цель проекта: разработать единую научно – обоснованную систему по организации самостоятельной работы учащихся, сохранить и развивать познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук, развитие интеллектуально – нравственной культуры учащихся в период обучения грамоте.

Гипотеза: если в ходе учебного процесса развивать познавательные интересы детей, интеллектуально – нравственную культуру учащихся, применять различные формы самостоятельной работы, то это позволит достичь высокого уровня интеллекта младших школьников, качества самостоятельной деятельности учащихся.

Задачи проекта:

  • создать собственный задачник;
  • расширить кругозор детей на основе богатого содержания , отражающего мир природы, общества и человека;
  • активизировать внутреннюю и внешнюю речь, представить речь и ее средства объектом осознания учениками;
  • развивать интеллектуальную и в целом познавательную активность детей;
  • вызвать у учащихся положительное отношение к учению;
  • обучить учащихся умению ставить цели и самостоятельно организовывать свою деятельность для их достижения;
  • научить оценивать результат своих действий.

Итак, детям была предложена тема проекта “Создание задачника по математике”. Учащиеся с интересом подхватили мою идею. Вместе определили направление деятельности, вместе составили план работы Проект я предложила детям связать с краеведением, поэтому важным подготовительным этапом стало знакомство с многообразием животного мира родного края. Это впоследствии и стало содержанием математических задач, составленных учащимися.

Дети разделились на группы, определили, направление работы каждой группы и ответственного.

1 группа подбирает или составляет задачи о животных нашего края. С этой целью дети анализируют учебники разных систем обучения, выбирают задачи, содержание которых строится на информации о каких-либо животных. Дети подготовили интересные материалы, которые показывают, что сведения о разных представителях животного мира есть практически во всех учебниках. В своем сообщении по предварительному этапу учащиеся привели интересные задачи из разных учебников.

2 группа собирает материал о животных нашего края. Дети используют информацию из газет, журналов, книг, справочников, энциклопедий, Интернета. Собирают наглядный материал (картинки, рисунки, фотографии). С этой же целью посетили краеведческий музей; изучают фауну нашего края; по каждому представителю составляем справочную карточку, из которой затем выбирают информацию о животном: вес, длина тела, скорость бега и т.д. Дети много узнают о родном крае, и не только о его животном мире. Их знания пополняются общей характеристикой Уральского региона.

(Приложение. “Задачник для 1-го класса”)

Я исполняю роль консультанта-помощника: подсказываю, где искать информацию, как ее анализировать и как полученные знания и навыки пригодятся в повседневной жизни.

Над проектом работаем и в настоящее время. За это время дети пополняют запас знаний по краеведению, учатся достигать поставленной цели, вести исследовательскую работу, проявляют заинтересованность, творчество, взаимопонимание, сотрудничество.

Собранную информацию обрабатываем, и в результате появляется задачник по математике, авторами которого являются младшие школьники. На основе собранной информации, где происходит расширение знаний учащихся о животных, птицах, возникает новый проект, связанный с краеведением “Красная книга родного края.” Это задумки работы на 2 класс, где в итоге результатом деятельности учащихся должен стать иллюстрированный справочник “Красная книга родного края.”

Обязательно планируем собирать информацию и продолжать задачник по математике во 2 классе.

Еще одним условием, также достаточно необходимым для работы в проекте, особенно в младшем школьном возрасте является помощь со стороны родителей, включенность родителей в работу.

Я считаю, что привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если выполнение проекта происходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. При этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проекта. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. Для этого я провела родительское собрание, на котором родителям объяснила суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, рассказала об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней. Предложила родителям рекомендации – памятки. Она разработана специально в помощь родителям, чьи дети включаются в проектную деятельность в школе. Родители приняли эту идею и вместе с детьми выбрали темы проектов. Следующий этап – это подбор литературы, информации из разных источников Здесь потребовалась детям в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле. По результатам выполнения проекта готовится отчет и презентация. И, наконец, работа по проекту заканчивается оценкой его результатов и самого процесса.

Нельзя не остановиться еще на одном очень важном, на мой взгляд, положительном моменте вовлечения родителей в работу над проектом. Совместная работа педагога, родителей и детей является ценнейшем инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, взаимная работа взаимно обогащает знаниями каждого из ее участников. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми, лучше понимают проблемы своих детей. Дети, в свою очередь, узнают много нового друг о друге, выполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями, у них формируется значимое отношение к понятию “семья”.