Интернет на уроках иностранного языка

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии


Проблема использования Интернет в процессе обучения английскому языку начала обсуждаться за рубежом еще в начале 90х годов прошлого века. Для более глубокого понимания вопроса мы изучили специальную литературу и проанализировали многочисленные исследования.

В России первые публикации подобного рода начинают появляться с 2000 года, авторы которых обосновывают значимость Интернета в процессе обучения и освещают зарубежный опыт. Интерес к данной проблеме существенно возрастает с 2001 года и не угасает по настоящее время, когда на страницах специализированных журналов и газет, Интернет сайтов появляется большое количество статей по теме использования Интернета на уроках и во внеклассной работе. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии внесли российские и зарубежные ученые: В.Ф.Шолохович, Г.Р.Громов, В.И. Гриценко, О.И.Агапова , С.Пейперт, Б.Хантер, Г.Клейман и др.

Различные дидактические проблемы компьютеризации обучения в нашей стране нашли отражение в работах А.П. Ершова, А.А. Кузнецова, Т.А. Сергеевой, И.В. Роберт; методические – Б.С. Гершунского, Е.И. Машбица; психологические – В.В.Рубцова, В.В.Тихомирова и др.

Всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий при обучении английскому языку. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры обучающегося, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача преподавателя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы проявить свою активность, своё творчество. Задача педагога - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии (обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, другие) и Интернет – ресурсы, в частности, помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей обучаемых, их склонностей и т.д.

Отвечая на вопрос «для чего следует использовать Интернет на уроках английского языка» ученые-методисты и учителя-практики отмечают, что Интернет позволяет эффективно решать целый ряд дидактических задач:

  • активизировать мыслительные способности учащихся,
  • привлекать к работе пассивных учеников,
  • делать занятия более наглядными,
  • обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, аутентичными текстами,
  • приучать учащихся к самостоятельной работе с материалами,
  • обеспечивать моментальную обратную связь,
  • повышать интенсивность учебного процесса,
  • обеспечивать живое общение с представителями других стран и культур,
  • формировать умения и навыки эффективного чтения, письма и аудирования, монологической и диалогической речи,
  • расширять словарный запас,
  • воспитывать терпимость, восприимчивость к духовному и познавательному опыту других народов,
  • реализовать личностно- ориентированный и дифференцированный подходы к обучению,
  • формировать умения, обеспечивающие информационную компетентность и др.

Возможности использования Интернет - ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д. Использование сети Интернет в учебном процессе дает возможность почувствовать, что такое реальное общение, помогает лучше узнать английский язык с помощью зарубежных друзей, способствует взаимопроникновению двух культур, обогащает обучающихся межкультурными знаниями и умениями. Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя:

  • электронную почту (e-mail);
  • телеконференции (usenet);
  • видеоконференции;
  • возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички (homepage) и размещение ее на Web-сервере;
  • доступ к информационным ресурсам:
  • справочные каталоги (Yahoo!, InfoSeek/UltraSmart, LookSmart, Galaxy);
  • поисковые системы (Alta Vista, HotBob, Open Text, WebCrawler, Excite);
  • разговор в сети (Chat) и др.

Востребованность английского языка в современном мире сейчас очевидна для всех. Расширились прямые связи между отечественными и зарубежными школами и начали разрабатываться сов­местные образовательные программы по межшкольному культурному и образовательному обмену учащихся, по сов­местной деятельности школ как партнеров в области общеев­ропейского образования, международного развития школь­ников, по участию в международных проектах. Сейчас имеется возможность продолжить обучение в международных высших учебных заведениях, всё больше российских граждан выезжает на отдых за рубеж, расширяются зарубежные контакты. Английский язык, как язык международного общения, становится необходимым в жизни российского человека.

В процессе изучения данного вопроса было доказано, что в идеале, урок иностранного языка являет собой погружение в среду изучаемого языка. Однако, одного мастерства и творческого подхода недостаточно, чтобы реализовать поставленную задачу. Необходимы дополнительные ресурсы-помощники, которые бы воссоздали в классе такой эффект погружения. Такими ресурсами на сегодняшний день, безусловно, являются информационно-образовательные технологии и, в частности, Интернет

Использование ИКТ образовательном и воспитательном процессе позволяет значительно стимулировать познавательный процесс учащихся, развивает навыки работы с разнообразными источниками и др.

Для учащихся: разнообразие методик повышает интерес к изучению предмета, процесс становится более увлекательным. Использование компьютере может раскрепостить замкнутых учащихся, повышается самостоятельность, возможность участия в различных конкурсах, олимпиадах, проектах, другое.

Для учителя: решение новых методических задач, повышение профессионального уровня. Стимулируется процесс совместного творчества с учителями-предметниками. Компьютер позволяет создать базу мониторинга успеваемости учащихся, набор тестовых задания ( он-лайн, в том числе). Повышается авторитет среди учащихся, коллег, родителей, др.

Для родителей: уверенность в высоком качестве образования. Повышается уважение к учителю. Изменяются отношения с ребенком в лучшую сторону, др.

Подготовка к такому уроку становится настоящим творческим процессом, а яркость, зрелищность и новизна компьютерных элементов, в сочетании с другими методическими приемами, делают урок увлекательным и запоминающимся.

Слышали ли Вы, к примеру, о виртуальном пространстве Second life? Это он-лайн мир, трехмерная социальная сеть. Здесь Вы можете зарегистрироваться. Вместо фотографии, Вы создаете своего аватара и можете гулять по этому пространству, посещать различные места и мероприятия, приглашать друзей, обмениваться сообщениями, и т.д. Second life разделена на две части – для подростков (13 – 17 лет) и для взрослых. Британский Совет создал острова в обеих частях пространства. Здесь представлена Великобритания разных веков.

http://www.youtube.com/watch?v=aERvhgSjiH0&feature=channel – сайт поможет Вам и Вашим ученикам лучше освоить иностранный язык при помощи Интернета. Посетить острова Британского Совета можно совершенно бесплатно, однако Вам потребуется высокоскоростной интернет.

Проанализировав уже существующие публикации, мы разработали элективный курс по английскому языку для 9 классов, основанный на отправке и получении писем с помощью электронной почты. Курс составлен в соответствии и на основании нормативно- правовых документов.

Изучение курса рассчитано на 30 учебных часов. Завершение курса – проект. Оценивание курса – оценка.

Основная цель: развитие способностей школьников использовать иностранный язык в качестве инструмента общения в диалоге культур современного мира.

Основные задачи:

  • Повышение активности учащихся;
  • Выработка их самооценки;
  • Формирование лингвистических способностей;
  • Создание условия для самостоятельной творческой работы учащихся;
  • Повышение мотивации обучения;
  • Развитие социокультурной осведомленности учащихся;
  • Обучение их культуре письменной речи (языковая грамотность, речевая приемлемость письменного текста, композиционная стройность);
  • Совершенствование практических навыков работы с компьютером.

Школьники учатся вести беседу со своими партнерами по переписке в правильной и интересной форме, давая как фактическую информацию, так и свои комментарии по данной проблеме (выражение своего мнения, указание причин). Они овладевают техникой ведения беседы (правильное начало и заключение письма, умение расспросить, дать информацию, сделать выводы).

Что касается языкового оформления письменного иноязычного высказывания, то работа по данной программе, безусловно, способствует развитию таких навыков, как грамматическая корректность, вариативность используемых лексико-синтаксических единиц, адекватность используемых лексико-грамматических средств.

Опыт использования Интернет показал, что интегрирование обычного урока с компьютером позволяет преподавателю переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным. Компьютер наилучшим образом "вписываются" в структуру учебного процесса, наиболее полно удовлетворяют дидактическим требованиям и максимально приближают процесс обучения английскому языку к реальным условиям. Компьютеры могут воспринимать новую информацию, определённым образом обрабатывать её и принимать решения, могут запоминать необходимые данные, воспроизводить движущиеся изображения, контролировать работу таких технических средств обучения, как синтезаторы речи, видеомагнитофоны, магнитофоны. Компьютеры существенно расширяют возможности преподавателей по индивидуализации обучения и активизации познавательной деятельности учащихся в обучении английскому языку, позволяют максимально адаптировать процесс обучения к индивидуальным особенностям учащихся. Каждый ученик получает возможность работать в своём ритме, т.е. выбирая для себя оптимальные объём и скорость усвоения материала.

Применение компьютеров на уроках английского языка значительно повышает интенсивность учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество материала, чем это делалось за одно и то же время в условиях традиционного обучения. Кроме того, материал при использовании компьютера усваивается прочнее.

Компьютер обеспечивает и всесторонний (текущий, рубежный, итоговый) контроль учебного процесса. Контроль, как известно, является неотъемлемой частью учебного процесса и выполняет функцию обратной связи между учащимся и преподавателем. При использовании компьютера для контроля качества знаний учащихся достигается и большая объективность оценки. Кроме того, компьютерный контроль позволяет значительно сэкономить учебное время, так как осуществляется одновременная проверка знаний всех учащихся. Это даёт возможность преподавателю уделить больше внимания творческим аспектам работы с учащимися.

Ещё одно достоинство компьютера – способность накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса. Анализируя статистические данные (количество ошибок, правильных/неправильных ответов, обращений за помощью, времени, затраченного на выполнение отдельных заданий и т.п.), преподаватель судит о степени и качестве сформированности знаний у учащихся.

Необходимо отметить, что компьютер снимает такой отрицательный психологический фактор, как «ответобоязнь». Во время традиционных аудиторных занятий различные факторы (дефекты произношения, страх допустить ошибку, неумение вслух формулировать свои мысли и т.п.) не позволяют многим учащимся показать свои реальные знания. Оставаясь же "наедине" с дисплеем, учащийся, как правило, не чувствует скованности и старается проявить максимум своих знаний.

Благоприятные возможности создают компьютеры и для организации самостоятельной работы учеников на уроках английского языка. Учащиеся могут использовать компьютер как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний. Причём компьютер является самым терпеливым педагогом, способным сколько угодно повторять любые задания, добиваясь правильного ответа и, в конечном счёте, автоматизации отрабатываемого навыка.

При этом компьютер не заменяет преподавателя, а только дополняет его. Подбор обучающих программ зависит, прежде всего, от текущего учебного материала, уровня подготовки обучаемых и их способностей.

Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования учащихся, учета их личностных особенностей до тренинга определённых умений и навыков. Компью­тер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрица­тельного отношения к учебе - неуспех, обусловленный непониманием материала или пробелами в знаниях. Работая на компьютере, вы получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.

И необходимо, чтобы каждый преподаватель понял простую мысль: компьютер в учебном процессе – не механический педагог, не заместитель или аналог преподавателя, а средство при обучении детей, усиливающее и расширяющее возможности его обучающей деятельности.

Хотя передача всех функций преподавателя машине в принципе возможна, идею полной автоматизации обучения, как справедливо подчеркнул на всероссийской конференции, посвященной психологическим проблемам создания и использования компьютера Б.Ф. Ломов, едва ли можно рассматривать как практически реализуемую и гуманную. Обучение немыслимо без воспитывающего воздействия личности обучающего на учеников, а для этого необходим их непосредственный контакт.

Анализируя опыт использования Интернет на уроках иностранного языка можно утверждать, что наиболее плодотворный процесс воспитания и обучения обеспечивается надежно выстроенной системой взаимоотношений. Такая система должна характеризоваться:

  • взаимодействием факторов ведомости и сотрудничества при организации воспитательного процесса;
  • наличием у школьников ощущения психологической общности с педагогами;
  • ориентировкой на взрослого человека с высоким самосознанием, самооценкой;
  • отсутствием авторитарных форм воспитательного воздействия;
  • использованием в качестве фактора управления воспитанием и обучением заинтересованности учащихся;
  • единством делового и личностного общения;

-включением учащихся в целесообразно организованную систему педагогического общения, в том числе через разнообразные формы деятельности: кружки, конференции, диспуты и др.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Деревяшкина Н..М. Информационные технологии в науке и образовании [Текст]: учеб. пособие (Ч.1)/ Н.М. Деревяшкина, Т.Ю. Новгородцева. – Иркутск: БГУЭП, 2007. – 51с.
  2. Зимняя И. А. Педагогическая психология- Ростов-на- Дону:Просвещение,1997.-100 с.
  3. Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]: сайт. – URL: http://www.mon.gov.ru (дата обращения 21.09.11)
  4. Шелехова О.В. Формирование проективных умений студентов при использовании компьютерных технологий [Текст]: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук:2004/О.В.Шелехова. - Иркутск,2004.-178с.
  5. Цветкова Л. А. Использование компьютера при обучении лексике в начальной школе [Текст] //Иностранные языки в школе -2002- №2 –c.32-35