Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Непредельные углеводороды. Алкены: строение, физические свойства и получение

Разделы: Преподавание химии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (18,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока.

образовательная:

  • формирование знаний школьников о непредельных углеводородах и об алкенах как самостоятельном классе этих веществ, а также об особенностях их электронного строения, изомерии, номенклатуры, физических свойств;
  • показать место и значение алкенов среди углеводородов и в жизни человека;

воспитательная:

  • воспитывать желание учиться активно, с интересом, прививать сознательную дисциплинированность, четкость и организованность в работе.

развивающая:

  • развивать умение учащихся на основе теоретических знаний сравнивать, анализировать, обобщать, логически рассуждать, устанавливать взаимосвязь строения и свойств веществ.

Методы обучения: объяснение, беседа, сравнение, постановка и решение учебных проблем, химический эксперимент (видеосюжет, презентация), лабораторная работа, самостоятельная индивидуальная работа и работа в парах и др.

Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, набор для составления шаростержневых моделей молекул, таблицы, видеоматериалы, алгоритмы составления названий алкенов, внутри- и межпредметные связи, тренировочные упражнения, речь, учебная литература: “Органическая химия. 10 класс”, авторы – О.С. Габриелян, И.Г.Остроумов, А.А. Карцова. - М.: Просвещение, 2002.

Ход урока

I часть урока

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа: сообщение темы, разъяснение целей и задач урока. (Слайд № 1)

3. Понятие о непредельных УВ. (Слайд № 2)

4. “Разминка” (слайды № 3, 4, 5):

- дать названия веществам по систематической номенклатуре (коллективная работа);

- решение задач на нахождение формулы вещества по массовым

долям элементов и относительной плотности паров этого вещества (по вариантам).

5. Назвать полученное вещество.

6. Сообщение учащегося об истории открытия и истории названия этилена. (Слайд № 6)

Впервые этилен был получен в 1669 г. немецким химиком Иоганном Иоахимом Бехером (1635–1682)… случайно! В одном из опытов он вместо добавления к нагретому купоросному маслу (концентрированной серной кислоте) еще одной его порции в рассеянности прилил винный спирт (этанол), который находился рядом в стакане. Бехер увидел сильное вспенивание раствора с выделением неизвестного газа, похожего на метан СН4. В отличие от метана новый газ горел коптящим пламенем и обладал слабочесночным запахом. Бехер установил, что его “воздух” более химически активен, чем метан. Так был открыт этилен С2Н4, образующийся по реакции:

Современники не смогли по достоинству оценить открытие учёного. Ведь Бехер не только синтезировал новый углеводород, но и впервые применил химический катализатор в процессе реакции. До этого в научной практике применялись только биологические катализаторы природного происхождения – ферменты. Этилен более 100 лет после его открытия не имел собственного названия.

В конце ХVIII века выяснилось, что при взаимодействии с хлором “газ Бехера” превращается в маслянистую жидкость; после чего его назвали олефином, что значит рождающий масло. Затем это название распространилось на все углеводороды, которые имели подобное этилену строение. И только в середине XIX в. “газ Бехера” получил название “этилен”, которое дал ему А.М. Бутлеров. Это название и осталось в химии до наших дней.

7. Предложить учащимся выразить строение этилена структурной формулой (1 учащийся - на доске), если согласно теории А.М.Бутлерова углерод в органических соединениях четырёхвалентен.

8. Лабораторный опыт № 1: собрать шаростержневую модель молекулы этилена и ответить на предложенные вопросы:

- Сколько сигма-связей в молекуле этена? (Слайд № 7)

- В состоянии какого типа гибридизации находятся атомы углерода в этом соединении?

- Сколько гибридных и негибридных орбиталей в атоме углерода в sp2- гибридном состоянии? (Слайд № 8)

- Как расположены гибридные орбитали в пространстве?

- Каков будет угол связи?

- Какая из связей более прочная: сигма- или пи-связь?

9. Характеристика двойной связи. (Слайд № 9)

Сделать вывод о характере двойной связи:

Т.о. двойная связь является сочетанием сигма- и пи-связей, различающихся своей прочностью. Наличие пи-связи (более слабой) объясняет высокую химическую активность алкенов.

10. Вопрос:

  • Какие вещества называют гомологами?
  • Какова общая формула состава гомологического ряда алканов?

Сравнение состава молекул этана и этена, вывод общей формулы для класса алкенов. (Слайд № 10)

11. Алкены как самостоятельный класс непредельных УВ (слайд № 11).

12. Применение алкенов (слайд № 12).

Алкены не исп. в качестве топлива.

Этилен и его гомологи – источники большого числа разнообразных органических соединений.

Например, этилен используется для получения этилового спирта, уксусной кислоты, этиленглиголя (незамерзающие жидкости – антифризы), галогенпроизводных и др.ценных продуктов.

Примечание: дихлорэтан – бесцветная летучая жидкость со специфическим запахом, применяется я в качестве растворителя жиров и смол. Пары его ядовиты, поэтому используется для борьбы с болезнями и вредителями с/х культур, обеззараживания зернохранилищ.

Хлорэтан исп. для получения растворителей, а также как средство для местного наркоза, т.к. при небольшом охлаждении хлорэтан превращается в жидкость, которая испаряясь, поглощает большое количество теплоты.

Кроме того, этилен исп. в качестве регулятора роста растений.

Учёными было установлено, что этилен образуется в растениях из аминокислоты(метионина) и инициирует созревание плодов.

В 1946 году советскими учёными было синтезировано вещество “этрел”, которое, попадая в растение, разлагается с образованием этилена, ускоряя созревание плодов.

Этилен – исходно вещество для ценных полимеров – полиэтилена, поливинилхлорида и полистирола. Полиэтилен лёгок, пластичен, устойчив к действию кислот и щелочей. Из него изготавливают трубы, посуду, исп. как изоляционный материал, для упаковки продуктов, одежды, для покрытия теплиц (полиэтиленовая плёнка пропускает свыше 90% УФ излучения).

Из поливинилх