Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Непредельные углеводороды. Алкены: строение, физические свойства и получение

Разделы: Преподавание химии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (18,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока.

образовательная:

  • формирование знаний школьников о непредельных углеводородах и об алкенах как самостоятельном классе этих веществ, а также об особенностях их электронного строения, изомерии, номенклатуры, физических свойств;
  • показать место и значение алкенов среди углеводородов и в жизни человека;

воспитательная:

  • воспитывать желание учиться активно, с интересом, прививать сознательную дисциплинированность, четкость и организованность в работе.

развивающая:

  • развивать умение учащихся на основе теоретических знаний сравнивать, анализировать, обобщать, логически рассуждать, устанавливать взаимосвязь строения и свойств веществ.

Методы обучения: объяснение, беседа, сравнение, постановка и решение учебных проблем, химический эксперимент (видеосюжет, презентация), лабораторная работа, самостоятельная индивидуальная работа и работа в парах и др.

Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, набор для составления шаростержневых моделей молекул, таблицы, видеоматериалы, алгоритмы составления названий алкенов, внутри- и межпредметные связи, тренировочные упражнения, речь, учебная литература: “Органическая химия. 10 класс”, авторы – О.С. Габриелян, И.Г.Остроумов, А.А. Карцова. - М.: Просвещение, 2002.

Ход урока

I часть урока

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа: сообщение темы, разъяснение целей и задач урока. (Слайд № 1)

3. Понятие о непредельных УВ. (Слайд № 2)

4. “Разминка” (слайды № 3, 4, 5):

- дать названия веществам по систематической номенклатуре (коллективная работа);

- решение задач на нахождение формулы вещества по массовым

долям элементов и относительной плотности паров этого вещества (по вариантам).

5. Назвать полученное вещество.

6. Сообщение учащегося об истории открытия и истории названия этилена. (Слайд № 6)

Впервые этилен был получен в 1669 г. немецким химиком Иоганном Иоахимом Бехером (1635–1682)… случайно! В одном из опытов он вместо добавления к нагретому купоросному маслу (концентрированной серной кислоте) еще одной его порции в рассеянности прилил винный спирт (этанол), который находился рядом в стакане. Бехер увидел сильное вспенивание раствора с выделением неизвестного газа, похожего на метан СН4. В отличие от метана новый газ горел коптящим пламенем и обладал слабочесночным запахом. Бехер установил, что его “воздух” более химически активен, чем метан. Так был открыт этилен С2Н4, образующийся по реакции:

Современники не смогли по достоинству оценить открытие учёного. Ведь Бехер не только синтезировал новый углеводород, но и впервые применил химический катализатор в процессе реакции. До этого в научной практике применялись только биологические катализаторы природного происхождения – ферменты. Этилен более 100 лет после его открытия не имел собственного названия.

В конце ХVIII века выяснилось, что при взаимодействии с хлором “газ Бехера” превращается в маслянистую жидкость; после чего его назвали олефином, что значит рождающий масло. Затем это название распространилось на все углеводороды, которые имели подобное этилену строение. И только в середине XIX в. “газ Бехера” получил название “этилен”, которое дал ему А.М. Бутлеров. Это название и осталось в химии до наших дней.

7. Предложить учащимся выразить строение этилена структурной формулой (1 учащийся - на доске), если согласно теории А.М.Бутлерова углерод в органических соединениях четырёхвалентен.

8. Лабораторный опыт № 1: собрать шаростержневую модель молекулы этилена и ответить на предложенные вопросы:

- Сколько сигма-связей в молекуле этена? (Слайд № 7)

- В состоянии какого типа гибридизации находятся атомы углерода в этом соединении?

- Сколько гибридных и негибридных орбиталей в атоме углерода в sp2- гибридном состоянии? (Слайд № 8)

- Как расположены гибридные орбитали в пространстве?

- Каков будет угол связи?

- Какая из связей более прочная: сигма- или пи-связь?

9. Характеристика двойной связи. (Слайд № 9)

Сделать вывод о характере двойной связи:

Т.о. двойная связь является сочетанием сигма- и пи-связей, различающихся своей прочностью. Наличие пи-связи (более слабой) объясняет высокую химическую активность алкенов.

10. Вопрос:

  • Какие вещества называют гомологами?
  • Какова общая формула состава гомологического ряда алканов?

Сравнение состава молекул этана и этена, вывод общей формулы для класса алкенов. (Слайд № 10)

11. Алкены как самостоятельный класс непредельных УВ (слайд № 11).

12. Применение алкенов (слайд № 12).

Алкены не исп. в качестве топлива.

Этилен и его гомологи – источники большого числа разнообразных органических соединений.

Например, этилен используется для получения этилового спирта, уксусной кислоты, этиленглиголя (незамерзающие жидкости – антифризы), галогенпроизводных и др.ценных продуктов.

Примечание: дихлорэтан – бесцветная летучая жидкость со специфическим запахом, применяется я в качестве растворителя жиров и смол. Пары его ядовиты, поэтому используется для борьбы с болезнями и вредителями с/х культур, обеззараживания зернохранилищ.

Хлорэтан исп. для получения растворителей, а также как средство для местного наркоза, т.к. при небольшом охлаждении хлорэтан превращается в жидкость, которая испаряясь, поглощает большое количество теплоты.

Кроме того, этилен исп. в качестве регулятора роста растений.

Учёными было установлено, что этилен образуется в растениях из аминокислоты(метионина) и инициирует созревание плодов.

В 1946 году советскими учёными было синтезировано вещество “этрел”, которое, попадая в растение, разлагается с образованием этилена, ускоряя созревание плодов.

Этилен – исходно вещество для ценных полимеров – полиэтилена, поливинилхлорида и полистирола. Полиэтилен лёгок, пластичен, устойчив к действию кислот и щелочей. Из него изготавливают трубы, посуду, исп. как изоляционный материал, для упаковки продуктов, одежды, для покрытия теплиц (полиэтиленовая плёнка пропускает свыше 90% УФ излучения).

Из поливинилхлорида делают линолеум, изоленту, непромокаемые плащи. Из полистирола – пластиковую посуду, футляры для СД-дисков, ручек, телефонов, пеналы и др. Этот полимер более хрупкий.

Пропен исп. для получения полипропилена, из которого делают волокно, идущее на изготовление канатов, шнуров, ковров, одежды и др. Из пропена получают фенол, ацетон, глицерин (взрывчатые вещества, медицинские и косметические препараты), синтетический каучук.

13. Гомологический ряд алкенов.

Предложить учащимся составить молекулярные формулы первых семи представителей ряда этена (слайд № 13).

Существует ли алкен с одним атомом углерода?

14. Номенклатура алкенов. Алгоритм составления названий непредельных УВ (слайды № 14, 15).

Примеры (слайд № 16).

Названия одновалентных радикалов алкенов. (Слайд № 17)

Предложить учащимся ответить на вопрос:

  • Какие виды изомерии характерны для алкенов?
  • Есть ли вещества, изомерные алкенам, в другом ряду УВ?

15. Изомерия алкенов и её виды: (Слайд № 18)

- изомерия углеродного скелета (слайд № 19),

- изомерия положения двойной связи (слайд № 20),

- межклассовая изомерия (слайд № 21).

16. Лабораторный опыт № 2:

- Обсудить с учащимися вопрос о возможности свободного вращения атомов углерода при двойной связи.

- Предложить заменить в шаростержневой модели молекулы этилена два атома водорода на атомы хлора (как показано на слайде № 22) по вариантам, сравнить полученные вещества и ответить на вопрос: Может ли молекула одной конфигурации (1- го варианта) свободно превратиться в молекулу другой конфигурации (2-го варианта)?

Это два разных вещества, изомерных друг другу. Данный вид изомерии обусловлен не разным порядком соединения атомов в молекулах, а различным расположением атомов в пространстве.

Это один из видов пространственной изомерии – геометрическая изомерия.

Если замещающие группы в изомере находятся по одну сторону плоскости двойной связи, то будет цис-изомер (цис- от лат.- по эту сторону), если они находятся по разные стороны – транс-изомер (транс- от лат. – через, по разные стороны).

Эти изомеры отличаются физическими, химическими, а иногда и физиологическими свойствами.

- Собрать модель молекулы 1-хлорэтена и ответить на вопрос: возможна ли пространственная изомерия для данного вещества?

Почему?

Сформулировать вывод:

  • для алкенов характерна пространственная (цис-, транс) изомерия (слайд №22-23);
  • цис-транс-изомерия возникает только в том случае, если каждый из атомов углерода, связанных двойной связью, соединён с разными атомами или группами атомов.

17. Физические свойства алкенов и их закономерное изменение вслед за возрастанием Mr веществ (слайд № 24).

По физическим свойствам алкены близки к алканам, т.к. их молекулы также практически неполярны. С воздухом этилен образует взрывоопасные смеси. Жидкие алкены имеют неприятный специфический запах.

18. Распространение в природе: В отличие от предельных УВ алкены в природе, как правило, не встречаются, что объясняется их высокой химической активностью. Этилен может входить в состав природного и попутного газов, правда содержание его невелико (0,5-4%). Газообразные алкены выделяют из газов нефтепереработки, а также из газов коксообразования угля.

19. Способы получения алкенов (промышленные и лабораторные). (Слайды № 25, 26, 27).

В промышленности алкены получают преимущественно из алканов и их производных.

20. Обсуждение с учащимися вопроса о свойствах алкенов.

По строению органического вещества можно предположить его свойства. Для алканов, где присутствуют только сигма- связи, характерны реакции замещения. У алкенов появляется пи-связь – более слабая, которая легко разрывается. Поэтому для алкенов характерны реакции присоединения.

21. Видеосюжет: получение этилена и его свойства.

23. Упражнения на закрепление полученных знаний: дать названия соединениям (слайд № 28);

24. Химические свойства алкенов: (слайды № 30-41)

- реакции присоединения (слайды № 31, 32);

- правило Марковникова (слайды № 33, 34).

Марковников Владимир Васильевич

В.В.Марковников, русский химик, ученик А.М.Бутлерова. Исследовал состав нефти, заложил основы нефтехимии. Открыл в Бакинской нефти (1883 г.) новый класс органических соединений – циклоалканы (нафтены).

На основании собственных экспериментальных исследований в 1869 году установил правило о направлении реакций присоединения по двойным связям, которое носит его имя:

- реакции полимеризации. Фактически, это реакция присоединения, но учитывая её особенности и большое практическое значение, рассмотрим этот процесс подробнее (слайд № 35).

Продуктом реакции явл. полимер (от греч. – много частей), который представляет собой макромолекулу, состоящую из большого числа повторяющихся звеньев. Исходное вещество называется мономером.

Процесс полимеризации алкенов был открыт А.М.Бутлеровым:

- горение алкенов (слайд № 36). При сгорании алкенов выделяется большое количество тепла;

- качественные реакции на алкены (слайды № 37, 38, 39, 40).

(Используя эти реакции, можно доказать присутствие двойной связи в соединении,а также – разделять смеси непредельных и предельных УВ)

24. Подведение итогов урока.

25. Домашнее задание (слайд № 42).

Тест (приложение)