Вводный урок по обществознанию "Семейные отношения"

Разделы: Коррекционная педагогика


В последние годы в Российской Федерации остро стоит проблема социального сиротства. Однако общая тенденция увеличения числа учреждений опеки не означает решение проблем воспитания и социализации этих детей. Сама структура учреждений, особенности проживания в них детей способствует разрушению родственных связей, усугублению чувства одиночества, незащищенности. Для понимания сложившейся ситуации необходимо рассмотреть социально-психологический портрет воспитанника интерната, вступающего в самостоятельную жизнь. Для большинства выпускников интернатных учреждений характерны неразвитый социальный интеллект (способность применять на практике полученные знания, умение ориентироваться в социуме и взаимодействовать с ним), иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни. Фактически, девятый класс  является для большинства молодых людей последней возможностью воспитательного напутствия в жизнь. По пути создания семейной жизни пойдут почти все, а о сути этого явления, факторах необходимых для образования и поддержания крепкой и здоровой семьи в школе говорится крайне мало. У выпускников интернатов возникают проблемы адаптации к современным условиям жизни, трудности с поиском работы, созданием семьи, воспитанием своих детей. Большинство этих детей сами из неблагополучных и не полных семей. Отсутствие в собственной семье положительной модели семейных отношений ведёт в будущем к неспособности построить «здоровую» собственную семью. Более того, по статистике дети бывших воспитанников интернатов очень часто сами попадают в детские дома и интернаты.

Важность работы педагогического коллектива в данном направлении обусловлена необходимостью проектирования и развития воспитательного пространства  школ-интернатов, позволяющих воспитанникам приобрести прочные навыки семейных отношений, воспитать тот комплекс личностных качеств, которые позволят ему в дальнейшем относительно успешно адаптироваться в социуме, создать собственную семью.

Одной из форм работы в данном направлении является проведение уроков из цикла «Семья» в рамках предмета «обществознание».

Главной практической учебной целью этих уроков является формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья представлений о семье, её значении в жизни человека, потребности в её создании, готовности к будущему вступлению в брак,  созданию крепкой и прочной семьи.

Основные задачи:

  • Образовательные:
    • формировать представления о различных социаль­ных ролях людей в семье: мать, отец, жена, муж и т.д.;
    • обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;
    • формировать представления о личностных качествах людей, необходимых для создания крепкой семьи, учитывать эти знания при выборе спутника жизни;
    • сообщить необходимые знания о роли родителей в воспитании детей, их ответственности за их здоровье и воспитание.
  • Развивающие:
    • развивать коммуникативные умения;
    • развивать эмоционально-волевую сферу.
  • Воспитательные:
    • воспитывать уважение друг к другу;
    • воспитывать чувство ответственности перед близкими людьми;

Вид урока: вводный урок в изучении темы «Семья»

Цели урока:

  • Образовательная:актуализация знаний о семейных отношениях, ознакомление с понятием «жизненный цикл семьи».
  • Коррекционная: развитие речи, обогащение активного словаря, мышления учащихся.
  • Воспитательная: привитие чувства ответственности перед родными людьми.

Наглядность: мультимедийное оборудование, индивидуальные карточки, презентация к уроку (Приложение 1).

ХОД УРОКА

I. Объяснение новой темы

1. Актуализация сведение по теме

Тема сегодняшнего урока «Семейные отношения».
На протяжении всей жизни человек входит в состав множество самых разных групп – своих сверстников, друзей, школьный класс, спортивная секция и другие. Эти группы могут быть разными и меняться по своему составу. И только семья  остаётся той группой, которую человек не покидает. Семья – это то, без чего просто невозможно прожить. Любому человеку будет трудно без семьи. На кого положиться? Кто всегда выслушает и поможет? Конечно наши родные! Они всегда тебя любят и ждут, дают советы и вместе с тобой радуются твоими успехами.
Что же такое «семья»?
Семья – это группа людей, состоящих в родстве (кровном или брачном), которые связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
Ещё можно добавить, что семья – это группа лиц, живущих на одной жилплощади, ведущих совместное хозяйство.
На данном этапе урока задача педагога – сформулировать определение вместе с учащимися, с опорой на их знания.

1.2. Объяснение новых понятий.

Семья как живой организм рождается и умирает. Моментом рождения семьи – заключение брака. Смерть семьи – развод.
Период жизнедеятельности семьи называют «жизненным циклом семьи».
Жизненный цикл семьи – последовательность значимых событий в жизни семьи.

Таблица «Жизненный цикл семьи» (Приложение 2)

Этапы цикла:

  1. Начальная стадия – от периода ухаживания до момента заключения брака. Этот период не всегда заканчивается браком. Почему?
  2. От момента заключения брака до рождения первого ребёнка. В этот период в семье появляются дети, ответственность и новые обязанности.
  3. Зрелый период – ребёнок идёт в школу. Этот период выделяется, так как он значим для семьи. До 7 лет ребёнок остро нуждается в родителях, они являются авторитетом.  В школе у ребёнка появляются друзья, с которыми он проводит больше времени, и теперь они авторитетны.
  4. Отделение детей от родителей. Период, когда взрослые дети строят свои собственные семьи. На этой стадии жизненный цикл семьи повторяется, но уже у детей.
  5. «Золотой возраст» когда престарелые родители могу опять жить для себя. Они вырастили детей, помогают с внуками.  К сожалению, эта стадия заканчивается «периодом затухания». Он заканчивается смертью одного или обоих супругов.

II. Закрепление изученного материала

Вопросы для закрепления:

  • Что такое семья?
  • Почему жизненный цикл семьи изображён в виде круга?
  • На какой стадии семья может не «родится»?
  • Чем важен для семьи период «выхода в свет», когда ребёнок идёт в школу?
  • Когда круг жизненного цикла семьи может разорваться и не повториться?

III. Итог урока – оценки