Простое осложненное предложение. 10-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 10


Цели урока:

  • систематизация знаний по теме «Простое осложнённое предложение»;
  • закрепление навыков постановки знаков препинания в предложениях, осложнённых обособленными членами предложения, однородными членами, уточняющими членами, вводными конструкциями, обращениями;
  • расширение кругозора учащихся по русскому языку и литературе.

Оборудование: интерактивный комплекс, презентация (Приложение 1), карточки с заданием (Приложение 2).

Ход урока

I. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы систематизируем знания по теме «Простое осложнённое предложение», тем самым продолжая подготовку к ЕГЭ по заданиям А19, А20, А21, В5. Примеры для работы взяты из текстов художественной литературы, изученных вами в 10 классе.

II. Орфографическая разминка.

Слайд 2. Из данных словосочетаний выписать слова, распределяя их по группам:

  1. с орфограммой «Проверяемая безударная гласная в корне слова»;
  2. с орфограммой «Непроверяемая безударная гласная в корне слова»;
  3. с орфограммой «Чередующаяся безударная гласная в корне слова».

Соприк..сновение с действительностью, ..патия ко всему, созд..вал улучшения, ярко забл..стали, р..в..люционные д..мократы, прогр..ссивная инт..лл..генция, соб..рается прославиться, неприм..римо вр..ждебные силы, подп..рать ногами.

Далее идет взаимопроверка, потом сравнивают с правильным вариантом. (Слайд №3) Учащиеся выставляют карандашом оценку своему однокласснику.

III. Беседа по изученному с помощью схемы, самостоятельно составленной учащимися.

1) Самостоятельно составьте схему, как может осложняться простое предложение.

2) Проверка. Слайд 4.

3) Фронтальный опрос.

  • Раскройте понятие однородных членов предложения.
  • Что такое обособленные члены предложения? Какие члены предложения могут быть обособленными?
  • Дайте понятие уточняющим членам предложения.
  • Что такое вводные конструкции?
  • Что такое обращение?
  • Какие синтаксические конструкции грамматически не связаны с предложением?

IV. Практическая часть.

1) Слайд 5. Расставьте знаки препинания. Чем осложнены данные предложения? Из какого произведения примеры? Кто его автор?

  • Ни над собой ни вне себя ни внутри себя он не признаёт никакого регулятора никакого нравственного закона никакого принципа.
  • Небольшая низенькая комнатка была очень чиста и уютна и убрана довольно роскошно но без особого вкуса.
  • Под влиянием различных смутных чувств сознания уходящей жизни желания новизны она заставила себя дойти до известной черты заставила себя заглянуть за неё – и увидала за ней даже не бездну а пустоту… или безобразие.

Проверка. Слайд 6.

2) Слайды 7-9. Работа с заданием А19 ЕГЭ по русскому языку.

3) Слайд 10. Исправьте пунктуационные ошибки. Укажите, чем осложнено каждое предложение? Попробуйте назвать произведения, примеры из которых здесь приведены. Кто их автор?

  • Николай Петрович быстро обернулся, и, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнажённую красную руку.
  • То был человек лет тридцати двух-трёх от роду среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами гулявшими, беспечно по стенам.
  • Сидя подле неё разговаривая с нею, о самых простых и ничтожных предметах, князь Андрей любовался на радостный блеск её глаз, и улыбки относившейся не к говорённым речам, а к её внутреннему счастью.

Проверка. Слайды 11-13.

4) Слайды 14-16. Работа с заданием А20, В5 ЕГЭ по русскому языку.

5) Слайд 17. В предложениях из романа И.А. Гончарова «Обломов» расставьте знаки препинания, выделите вводные слова, обращения.

  • Счастливый, сияющий, точно «с месяцем во лбу» по выражению няньки пришёл он домой, сел в угол дивана и быстро начертал по пыли на столе крупными буквами: «Ольга».
  • К зиме однако ж свидания их становились всё реже наедине.
  • Дом Обломовых бог знает отчего всё беднел, мельчал, и наконец незаметно потерялся между нестарыми дворянскими домами.
  • Что же погубило тебя Илья?

Проверка. Слайд 18.

6) Слайды 19-20. Работа с заданием А21 ЕГЭ по русскому языку.

7) Выпишите только простые осложнённые предложения. Обоснуйте свой выбор. Из каких произведений примеры? Кто автор? Слайд 21.

Раскольников разглядел худенькое, но милое личико девочки, улыбавшееся ему и весело на него смотревшее. Человек помолчал и вдруг глубоко, чуть ли не до земли, поклонился ему. Все расступились, и государь, улыбаясь и не в такт ведя за руку хозяйку дома, вышел из дверей гостиной. Анна Павловна, прохаживаясь по своей гостиной, подходила к замолкнувшему или слишком много говорившему кружку и одним словом или перемещением опять заводила равномерную, приличную разговорную машину.

Проверка. Слайды 22-23.

V. Выполнение теста по теме урока. Работа по карточкам.

Сдача самостоятельной работы.

VI. Выводы по уроку, задание на дом, выставление оценок.

(слайд 24)

  • Какой теме был посвящён урок?
  • Чем могут осложняться простые предложения?
  • Какие литературные произведения сегодня вспомнили?
  • Как вы думаете, для чего писатели используют такие виды предложений?

Д/з упр. 117.

VII. Урок окончен.

Спасибо за работу.

Используемая литература:

  1. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – 47-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 2007.
  3. Литература 19 века на уроках русского языка. Пособие-практикум для старшеклассников и абитуриентов. – СПб.: «Паритет», 2002.
  4. ЕГЭ 2009. Русский язык универсальные материалы для подготовки учащихся / авт-сост. В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, И.П. Цыбулько. ФИПИ – М., Интеллект-Центр, 2009.
  5. Варианты ЕГЭ – 2011. Русский язык / авт.-сост. И.П. Цыбулько, А.Ю. Бисеров, И.П. Васильевых и др. ФИПИ М., Интеллект-Центр, 2011.