Рейтинг@Mail.ru

Автоматизация звука [р] в слогах, в словах, в предложениях

Разделы: Логопедия


Цели:

Образовательные:

  • уточнять и обогащать словарный запас по теме "Речные рыбы";
  • закрепить представление о твёрдости и мягкости согласного звука "Р";
  • продолжить формирование понятия "родственные слова".

Коррекционные:

  • развивать фонематический слух, фонематический анализ и синтез слов;
  • развивать общую, мелку, артикуляционную моторику, правильное речевое дыхание;
  • развивать внимание и память.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: презентация, "рыбки", "удочки", тетради, схемы слогов, слов и предложений, карандаши, ручки.

Ход занятия

I. Организационный момент с психотерапией

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и скажите: "У меня всё получится!"

- Какое сегодня число?

- Какое сейчас время года?

- Сегодня мы с вами мысленно отправимся в плавание по нашей реке Оби.

Слайд 1.

- На чём мы поплывём? (на корабле)

II. Упражнения

Общее расслабление, развитие мимических мышц

Слайд 2.

- Представьте, что сейчас лето. Солнце светит ярко. Вам хорошо, тепло, радостно (расслабление, улыбка). Но вот тучка закрыла солнце (напряжение, грусть). Тучка проплыла и снова светит солнце (улыбка).

Массаж лица

- Представьте, что вы идёте по теплому песку, подходите к воде, чтобы умыться.

Водичка, водичка, умой моё личико,
Чтобы щёчки алели,
Чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок

(массаж лица по основным массажным линиям)

Развитие мелкой моторики

- Отгадайте загадку: В воде она живет, нет клюва, а клюет. (Рыба)

- Вдруг в реке мы увидели маленьких рыбок

Рыбки плавали, ныряли.
В чистой, тёпленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.

Развитие артикуляционной моторики

- открываем рот, как рыбки, медленно закрываем рот;

- выдвигаем нижнюю челюсть вперёд, назад;

- "Улыбка";

- не нужны сейчас улыбки, - делай ротик, как у рыбки (трубочка);

- поднимаем язычок вверх, опускаем вниз;

- круговые движения по верхней губе, по нижней губе;

- постучим кончиком язычка по бугорочкам возле верхних зубов "д-д-д".

Работа над развитием дыхания и голоса "Дышим, как рыбы"

- Покажите, как и чем дышит рыба в воде (Жабрами)

(вдох носом - выдох ртом).

А как и чем дышит рыба без воды? (Ртом)

(вдох ртом - выдох ртом)

Как дышит рыба, когда опять попала в воду? (Жабрами)

(Вдох носом - выдох ртом)

- Какой первый звук в слове рыба?

- Кто догадался, какая тема нашего занятия? (звук Р)

- Сегодня мы продолжим учиться правильно произносить звук Р.

- И так, мы отправляемся в плавание. Все разместились на борту корабля. Поплыли. Но наш корабль сел на мель.

- Что такое "мель"?

- Чтобы нам её преодолеть, надо сказать, в каком положении находятся губы, зубы и кончик язычка, когда мы произносим звук Р.

III. Анализ артикуляции по плану

Слайд 3.

Р - губы немного растянуты, зубы видны, кончик языка находится за верхними зубами, воздушная струя направлена на кончик языка, при этом он дрожит, не напрягается, его края прижаты к верхним коренным зубам, горлышко дрожит.

IV. Характеристика звука

Р - согласный, звонкий, твёрдый.

V. Связь звука с буквой

Слайд 4.

Речка - быстрая река,
Буква Р вдали видна.

- На что похожа буква Р? (на парус)

- Напишите букву Р правой рукой в воздухе.

- Напишите букву Р в тетради.

- Поднялся сильный ветер, на реке шторм. Он опасен для нашего корабля. Плыть дальше нельзя. Давайте подойдём к берегу. Мы преодолеем и это препятствие, если выполним следующие задания.

VI. Развитие фонематического слуха

- Если услышите звук Р - поднимите руку.

н, л, к, р, с, р, м, д, р, п, р

ра, ла, на, рю, де, ро, ор, ок, ыр

VII. Физминутка

"Рыбка"

(координация речи с движением тела и рук)

Рыбка плавает в водице (дети показывают туловищем и руками, как плавают
Рыбке весело играть. рыбки)
Рыбка, рыбка, озорница (грозит пальчиком)
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула (изгибают туловище, показывают,
Крошку хлебную взяла, как плавают рыбки)
Рыбка хвостиком махнула, (снова показывают туловищем и руками,
Рыбка быстро уплыла". как плавает рыбка)

VIII. Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов

Слайд 5.

Чтение слогов, запись в тетради:

ра-ро-ру ор-ар-ыр
ро-ры-ра ар-ыр-ор

Слайд 6.

Игра: "Отпусти рыбку и рака в реку"

Проговаривание слогов ра, ры.

IX. Закрепление звука в словах

- Преодолели препятствие. Плывём на корабле дальше. Но посмотрите, вокруг очень много рыбы.

Слайд 7.

Игра: "Рыбаки и рыбки"

(На полу разбросаны "рыбки" - фигурки из бумаги и скрепки, на них крупно написаны слова: карась, язь, ёрш, сырок, налим, стерлядь, нельма, щука, щёкур, окунь. Дети при помощи "удочки" - ручка, веревочки и магнитика "ловят" слова). Дети" "ловят" и четко проговаривают слова со звуком "Р"

- В каких словах-названиях рыб есть звук Р?

карась, ёрш, сырок, стерлядь, щёкур).

- В каких словах нет звука "Р"?

Язь, налим, нельма, щука, окунь.

Работа со звуковой линейкой.

- Покажите на звуковой линейке место звука Р в словах.

карась, ёрш, сырок, стерлядь, щёкур

- Запишим названия рыб со звуком Р в тетрадях.

Анализ слова сырок.

- Наступила ночь. Все устали. Все улеглись спать. Закрыли глаза.

Игра "Ночь и день".

Слайды 8, 9, 10.

- Запомните названия рыб, которых вы видите на экране. Закройте глаза.

(Логопед убирает на интерактивной доске одну картинку). Откройте глаза.

- Какой рыбы не стало?

- Плывём по реке дальше. На нашем пути много встречных кораблей. Мы пройдём между ними, если выполним следующие задания.

X. Формирование лексико-грамматической стороны речи

( Согласование числительного с существительным)

- Сосчитаем, сколько у нас рыбы (от 1 до 10).

Одна рыба, две рыбы, : десять рыб.

- Куда мы положим рыбу? (в ведро)

Формирование понятия "родственные слова".

Слайд 11.

Закончите стихотворные строчки, подобрав слова в рифму.

Плавники у нас росли бы,
Мы бы плавали, как : (рыбы).

Я б хвостом махала гибким
И резвилась, словно: (рыбка).

Вот с крючка срывает крошки
Очень мелкая : (рыбешка).

Выплывает, корм ища,
Пребольшая : (рыбища).

"Эх, сорвался мой улов! -
Рассердился : (рыболов). -

Рыба не клюет никак,
Видно, я плохой:(рыбак)".

От обиды чуть не плачет,
Но сидит весь день: (рыбачит).

Рыбаку ужасно жалко,
Что не удалась: (рыбалка).

- Вспомните все слова, родственные слову "рыба".

XI. Закрепление звука в предложении. Графическая запись предложения

Слайд 12.

- Составьте предложение со словом рыба.

(Например:Мы поймали десять рыб).

- Сколько слов в предложении?

- Назовите первое слово.

- Запишите предложение в тетрадь.

- Составьте графическую схему предложения.

Работа с пословицей.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

- Как вы понимаете пословицу

(Только когда человек трудится, работает, то у него все получит, он все добьется).

Работа со скороговоркой.

Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.

(Читают вначале медленно, проговаривая четко и утрированно звук "Р" , затем быстро, еще быстрей).

XII. Итоги урока

- Мы успешно преодолели все препятствия на нашем пути.

- О чем мы сегодня говорили? (О рыбе, о рыбалке).

- Какие названия рыб вы узнали? (ёрш, сырок, карась, щёкур, стерлядь).

- Какой звук мы продолжаем учиться правильно и четко произносить? (Звук "Р")

Литература

  1. Автоматизируем произношение [р] и [р']. Авт.-сост. Е.В. Новикова. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
  2. Перегудова Т. С, Османова Г. А.Вводим звуки в речь. СПб.: КАРО, 2007
  3. Спивак, Е.Н. Звуки Л, Ль, Р, Рь. Речевой материал по автоматизации для дифференциации звуков у детей 5-7 лет. Е.Н. Спивак. -М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009.
  4. Ткаченко Т.Д.. Правильно произносим звук Р. Логопедический альбом. - Екатеринбург: ООО "Издательский дом Ли-тур", 2007.
  5. Материалы сайта http://festival.1september.ru