Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Российское общество в начале XX века: структура, динамика, проблемы

Разделы: Преподавание истории и обществознания, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (586 КБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока: cформировать у учащихся понимание важности изучения социальных процессов, происходивших в нашей стране в начале 20 века, для определения перспектив развития России в первые десятилетия 20 века.

Задачи урока.

Образовательные: Сформировать у учащихся грамотные представления о составе, динамике, проблемах российского общества в начале 20 века.

Развивающие: Развивать у учащихся навыки групповой работы, навыки анализа статистического и документального материала, навык владения информационными технологиями, навык проектной деятельности.

Воспитательные: Способствовать формированию у учащихся уважения к людям труда, созидающим богатство общества, и понимание социальной ответственности каждого гражданина.

Оборудование.

1. Учебник О. В. Волобуев, С. В. Кулешов “История России 11 класс”, М.: Мнемозина, 2004.

2. Дневники, рабочие тетради учащихся.

3. Презентации: 1) “20 век в лицах”, 2) “ Российское общество в начале 20 века: структура, динамика, проблемы”.

4. Раздаточные материалы для дифференцированной лабораторной работы в классе “Динамика и проблемы развития российского общества в начале 20 века” - 3 варианта .

5. Раздаточный материал для закрепления знаний, полученных на уроке.

6. На доске – тема, план урока, домашнее задание.

7. Проектор, экран.

8. Карта “Российская империя в начале 20 века”.

9.Листы с элементами схемы “Изменения в сословной структуре российского общества”, магниты.

10. Раздаточный материал: таблица - домашнее задание “Российское общество в начале 20 в.” 11. 11. Плакат “Гимнастика для глаз”.

Ход урока

1. Вводно-мотивационная часть, обозначение темы и цели урока.

2. Опрос-повторение материала, изученного на предыдущем уроке.

1) Индивидуальный опрос. К доске по желанию приглашаются 2 ученика. Один на обратном крыле доски заполняет недостающие элементы схемы “Высшие органы власти и управления Российской империи” (стрелки со знаками вопросов учитель готовит до урока). Другой с опорой на карту “Российская империя в начале 20 века” характеризует территорию, устройство Российской империи, особенности расселения населения страны в начале 20 века, его этнический, конфессиональный состав. Предполагаемый результат:

По окончании работы учитель предлагает классу сделать дополнения в случае необходимости, оценивает работы, ставит отметки.

2) Опрос с взаимопроверкой “Функции органов высшего государственного управления Российской империи 20 века”.

Учащиеся работают со схемой “Высшие органы власти и управления Российской империи” (один по желанию на оценку за доской, остальные – в рабочей тетради в записях прошлого урока карандашом).

Учитель озвучивает тезисы, ученики расставляют номера тезисов по соответствующим элементам схемы.

По окончании перечисления - взаимопроверка: учитель предлагает ребятам сравнить результаты на доске с результатами в тетради. Работавшему за доской ученику ставится отметка.

Содержание опроса:

О каком органе власти и управления Российской империи начала 20 века идёт речь?

1. Занимался подготовкой личных бумаг императора.

2. Собиравшееся нерегулярно высшее административное учреждение.

3. Его власть ограничивали 2 условия: православное вероисповедание и соблюдение закона о престолонаследии.

4. Высшее законосовещательное учреждение.

5. Каждое работало обособленно, самое влиятельное занималось внутренними делами.

6. Осуществлял государственное управление церковью.

7. Выполнял функции высшей кассационной инстанции.

8. Осуществлял назначения и перемещения высших чиновников на государственной службе.

3. Изучение нового материала.

1) Учитель озвучивает тему урока.

Тема урока фиксируется учениками в рабочей тетради.

2) Обращает внимание на то, что в работе помогут знания, полученные на уроках обществознания по теме: “Социальная структура”.

Фронтальный опрос (по желанию учащиеся дают ответы с места на вопросы учителя).

- Что такое социальная структура? - Что такое социальная стратификация?

- Какие исторические типы стратификационных систем вы знаете?

- Какие типы стратификационных систем (по мнению учащихся) существовали в России в начале 20 века?

- Что такое сословие? Класс?

3) На доске магнитами прикреплены в произвольном порядке листочки с названия сословий и классов. Заготовку схемы с понятиями “класс”, “сословие” учитель готовит до урока. Учитель предлагает ученикам, выполнившим дополнительное домашнее задание и повторившим тему “Социальная структура” курса “обществознание” назвать, что из прикреплённого надо отнести к сословиям, что к классам, и составляет на доске схему “Изменения в сословной структуре российского общества”, перемещая листы в правильном порядке. Затем учитель должен на примерах прокомментировать процесс размывания сословных рамок. Получившуюся схему ученики переносят в рабочие тетради.

Например, можно рассказать о формировании отечественной буржуазии из крестьян, дворян, мещан и купечества или о том, что русский пролетариат первого поколения – это в основном бывшие крестьяне. Главное – выделить, что проблема не в изменениях социальной структуры, а в том, что государство не желало видеть этих изменений и реагировать на них соответствующими законами и мерами социальной политики.

Работу по составлению схемы (пока обсу