Методическая разработка по развитию толерантности "Давайте понимать друг друг друга с полуслова"

Разделы: Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (810 кБ)


Формирование и развитие у подрастающего поколения толерантного отношения к представителям разных национальностей, религий, социальных слоев, разных политических взглядов, творческих интересов – важное условие эффективного становления демократического и правового государства, актуальная задача современной системы образования, всего российского общества.

Для достижения этой цели в период обучения в школе недостаточно провести урок или день толерантности. Над этим вопросом необходимо работать систематически, на протяжении всего периода обучения. В 2011–2012 учебном году внеклассную работу с обучающимися 5 и 6 классов было решено осуществлять путем блочного расположения тем. Для учебного года берется одна объемная тема, включающая в себя микротемы – блоки. Один блок – одна неделя. В четвертой четверти учебного года все блоки дублируются в сокращенном варианте с целью рефлексии и проверки закрепленности знаний в сознании детей.

В данной работе представлена “Неделя толерантности”. Она включает: 5 внеклассных мероприятий, различных по видовой структуре, оформление выставки творческих работ и родительское собрание.

Проведение родительского собрания по теме “Толерантность” - актуальная необходимость, т.к. многие родители ведут себя деспотично по отношению к своим детям, не думая об их чувствах и переживаниях, видят в них только детей, а не будущих полноправных граждан своей страны, региона, семьи.

В программе “Недели толерантности” следующие мероприятия:

1. Тренинг толерантного поведения.

2. Час общения “Что значит быть толерантным”.

3. Вечер народных культур и традиций.

4. Диспут “Границы толерантности”.

5. Деловая игра “Строим город толерантности”.

6. Выставка творческих работ “Мир, в котором я живу”.

7. Родительское собрание “На пути к толерантности”.

8. Анализ проведенных мероприятий с определением дальнейших перспектив.

В настоящее время в литературе широко освещается данный вопрос, поэтому проблем с источниками информации нет. Учителя могут найти практически любой материал для работы по воспитанию толерантности. Данный план работы можно взять за основу с другими источниками информации. Ресурсы и возможности – обширны и неповторимы.

После каждого мероприятия на “информационный стенд” вывешиваются баллы, карточки, картинки, фотографии или что-нибудь еще (в зависимости от мероприятия), показывающие рефлексию, заинтересованность и т.д. В конце “Недели толерантности” получится выставка достижений.

Внеклассное мероприятие “Тренинг толерантного поведения”

Цели:

1. Воспитание чувства толерантности к своим одноклассникам.

2. Осознание неповторимости и уникальности каждого человека и себя самого в том числе.

Приборы и оборудование: эпиграф к занятию на доске, листы бумаги, ручки (по количеству детей), мяч, рисунки сказочных персонажей для рефлексии.

(Приложение 1)

Внеклассное мероприятие “Час общения “Что значит быть толерантным”

Цели:

1. Развитие умения принимать самостоятельное решение и аргументировать его.

2. Воспитание чувства толерантности к одноклассникам.

Приборы: листы А4, карандаши, фломастеры, краски, кисти (по количеству детей).

(Приложение 2)

Внеклассное мероприятие “Вечер народных культур и традиций”

Цели:

1. Воспитание толерантного отношения к другим национальностям и народным традициям.

2. Вовлечение родителей в работу классного коллектива.

3. Развитие творческого потенциала детей.

Приборы и оборудование: музыкальный центр, диски с народной музыкой, флаги разных стран (из выступлений детей), реквизит для инсценирования, блюда народной кухни (из выступления детей).

(Приложение 3)

Внеклассное мероприятие. Диспут “Границы толерантности”

Цели:

1. Воспитание чувства толерантности к окружающим людям.

2. Определение различий в понятиях “терпимость” и “терпение”.

3. Выработка умений самостоятельно принимать решение и аргументировать его.

Приборы: мяч, листы А4, ручки (по количеству детей), определения толерантности на отдельных листах или мультимедийной презентации, компьютер, проектор.

(Приложение 4)

Внеклассное мероприятие “Деловая игра “Строим город толерантности”

Цели:

1. Воспитание чувства толерантности к окружающим людям, к мнению другого.

2. Совершенствование умения аргументировать свою точку зрения.

3. Развитие умения анализировать свою деятельность.

Приборы и оборудования: бланки опроса (для каждого участника), бланк опроса на доску, ручки, карточки с названиями предметов в “Волшебных лавках” (названия - из бланка опроса), ватман, фломастеры, карандаши.

(Приложение 5)

Выставка творческих работ “Мир, в котором я живу”

Цель данной выставки – отслеживание результатов деятельности детей в течение “Недели толерантности”; повышение их мотивации в деятельном участии всех мероприятий.

Выставка представляет собой смесь разных видов работ. По окончании каждого мероприятия на “Информационном стенде” (так решили назвать его дети) появляются: портреты сказочных героев с фамилиями детей на них (на кого я похож); эмблемы и лозунги толерантности; баллы за проделанную работу; фотографии; самостоятельные определения толерантности; правила толерантного поведения.

Каждый день не только дети 5 и 6 классов, но и из других классов подходили к стенду и интересовались, что сегодня появилось нового, обсуждали тех, у кого еще мало баллов, давали им советы, тем самым повышая их заинтересованность в проявлении усердия в следующем мероприятии. Дети устали от такого обилия мероприятий, но всем понравилось. А это – главный результат!

Сценарий родительского собрания в 5, 6 классах

“На пути к толерантности”
МКОУ “Березовская основная общеобразовательная школа”

Цели:

1. Содействовать формированию у родителей убежденности и потребности строить взаимоотношения с детьми на основе принципов толерантности.

2. Способствовать сознанию родителями школьников, что интолерантное поведение часто является причиной возникновения конфликтных ситуаций.

Участники: классный руководитель, родители обучающихся 5, 6 класса, психолог.

Приборы и оборудование: компьютер, проектор, рабочие места для четырех микрогрупп (столы, стулья, чистые листы бумаги, ручки, карандаши), схема на доске “Толерантный родитель”, музыкальный центр, диск с медленной музыкой.

Подготовительная работа: классный руководитель и психолог готовят сценарий проведения собрания, готовят тест для родителей (Приложение 1), раздают приглашения с тестом, родители отвечают на вопросы теста, сдают классному руководителю до собрания, психолог анализирует результаты тестирования и готовит сообщение о них на родительском собрании, классный руководитель составляет памятку для родителей (Приложение 2), готовит копии на каждого, готовит компьютерную презентацию (Приложение 3) и таблички для участников ролевой игры: “Дети”, “Учителя”, “Родители, которым нужен совет”, “Родители, которые могут дать совет”.

(Приложение 6)

(Приложение 7)

(Приложение 8)

(Приложение 9)

Литература

  1. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. 5 – 11 классы. - М.: Просвещение, 2006.
  2. Калейдоскоп родительских собраний \ Под ред. Е. Н. Степанова. - М.: Просвещение, 2001.
  3. Калейдоскоп родительских собраний \ Под ред. Н. А. Алексеевой. - М.: Просвещение, 2006.
  4. Лупоядова Л. Ю. Родительские собрания. 5 – 7 классы. – Волгоград: Русское слово, 2007.
  5. Планирование воспитательной работы в классе \ Под ред. Е. Н, Степанова. - М.: Просвещение, 2000.
  6. Риэрдон Бетти. Толерантность – дорога к миру. - М.: Слово, 2001.
  7. Титова Е. В. Если знать, как действовать. – М.: Просвещение, 1993.
  8. Тыртышная М. А. 50 идей для классного руководителя. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
  9. Филиппова Г. Г. Как обучать искусству общения // Классный руководитель. 2003 № 3.
  10. Щуркова Н. Е. Классный час и его организация. – М.: Просвещение, 1981.