Интегрированный урок литературы и биологии в 6-м классе на тему "Растительный мир в русской поэзии XIX века"

Разделы: Биология, Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


 «Природа не слепок, не безумный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык».
(Ф.И. Тютчев) 

Цели урока: познакомить учащихся с изображением природы (растительного мира) в русской поэзии 19 века, с многообразием растительного мира средней полосы; развивать интерес к изучению природы, к поэзии; воспитывать любовь к природе, стремление охранять ее.

Оборудование: оборудование для демонстрации презентации, магнитофон и запись стихотворения С. Есенина «Береза».

Ход урока

I. Оргмомент. Сообщение целей и задач урока.

Учитель литературы: Сегодня у нас не совсем обычный урок. Во-первых, потому, что присутствуют гости, во-вторых, урок интегрированный на тему: «Растительный мир в русской поэзии 19 века». Обратимся к толковому словарю и уточним значение слова «интегрировать», поможет нам лингвист …Другими словами наш урок объединяет два учебных предмета: литературу и биологию.

Учитель биологии: Ребята, сегодня на уроке мы с вами обобщим и пополним наши знания о многообразии растительного мира, его распространении и значении в природе и жизни человека. Для этого мы отправимся в увлекательное путешествие в мир растений.

Учитель литературы: А спутником нашим будет поэзия. Мы познакомимся с прекрасными произведениями русских поэтов 19 века о природе.

II. Обобщение знаний о растениях. Беседа по вопросам.

Учитель биологии: А чтобы наше путешествие состоялось, вам необходимо ответить на несколько вопросов.

  1. Как называется наука, изучающая растения? (Ботаника).
  2. Почему растения считают живым организмом?
  3. Каково значение растений в природе?
  4. Какие жизненные формы существования растений вы знаете?
  5. Как подразделяют растения по продолжительности жизни?

III. Путешествие в мир растений и поэзии.

Учитель биологии: Растения живут всюду: на суше, в воде, в различных климатических условиях. Итак, отправляемся путешествовать. Во время путешествия занесите в таблицу названия растений, о которых вы узнаете (учитель раздаёт учащимся готовую таблицу). Начнем путешествие с нашей средней полосы.

Учитель литературы: Прочитаем эпиграф нашего урока.

– Как вы понимаете «душа, язык природы»? (Если внимательно вглядываться вокруг, природа – наш друг, если мы будем любить ее, она нам вернет сполна своей красотой и добротой.)

Учитель литературы: Русские поэты в своих стихотворениях воспели неброскую красоту родной природы. Поэзия 19 века – это неисчерпаемая сокровищница пейзажной лирики. Подобно художникам, поэты несколькими штрихами рисуют выразительные картины природы.

Аполлон Николаевич Майков русский поэт, родился в Москве в 1821 году в старинной дворянской семье с богатыми культурными традициями. Аполлон Николаевич очень любил природу, восхищался её красотой. Он увлекался живописью, но посвятил свою жизнь поэзии.

Давайте послушаем отрывок из стихотворения А.Н. Майкова «Пейзаж» и совершим с вами вместе с поэтом прогулку в осенний лес.

Грустная, но прекрасная пора осени навевает много разных чувств.

  1. С каким чувством автор описывает осень? (Любовь и грусть)
  2. В каких строках звучит грусть? Почему грусть?
  3. Какими красками рисует поэт картину осеннего леса, его обитателей? Какие цвета вы бы добавили, если бы вас попросили нарисовать осенний лес?
  4. Найдите изобразительно-выразительные средства (сравнения, олицетворения) Какова их роль?

Сейчас мы работали над поэтическим языком стихотворения, но красота природы удивляла и композиторов. Послушайте песню Г.В. Свиридова «Осень».

Идет прослушивание песни Свиридова.

Какой характер музыки? (Лирический, напевный, грустный, спокойный.)

– Какие картины осени вы представили? Найдите строки в произведении, созвучные музыке.

Дыхательная гимнастика.

Представьте, что на вашей ладони опавший осенний листок. Мы должны на него дуть медленно и равномерно, чтобы он кружился в воздухе над ладонью и не улетал. Вдох через нос, медленный выдох чрез рот. Смотрим во время выдоха на листок. Он должен кружиться над ладонью. Приготовились, начали.

Повторяем 3 раза.

Хотя ноябрь и осенний месяц, но зима с её красотами уже не просто постучалась в гости, а вошла в дом. Давайте послушаем отрывок из стихотворения И.С. Никитина «Встреча зимы» (Читает учащийся).

Иван Саввич НИКИТИН

Родился в1824 в Воронеже в зажиточной мещанской семье. Ему нередко приходилось бедствовать, но, несмотря на тяжелые жизненные условия, он все свободное время уделял чтению книг и поэтическому творчеству.

  1. Каково главное ощущение, которое возникает при прочтении? (Сказочность, торжественность).
  2. Какие поэтические строки этого стихотворения вас особенно взволновали, покорили? Почему?
  3. С каким чувством вы заканчиваете читать стихотворение?
  4. Любил ли поэт русскую зиму? Почему вы так думаете?
  5. Какие две картины противопоставляет поэт? Как называется этот прием противопоставления? (Антитеза).
  6. Как меняется настроение автора в стихотворении? Как он это показывает?
  7. Какой образ надолго останется в вашей памяти?
  8. Для кого из вас зима является любимым временем года?

Знакомство с картиной А.А. Пластова «Первый снег»

– Посмотрите на картину А.А. Пластова «Первый снег». Он нарисовал её в 1946 году, через 100 лет после того, как написал своё произведение И.С. Никитин. Обратите внимание на то, как созвучны два произведения, как поэт и художник увидели и передали красоту и прелесть первого морозного утра, первого снега.
– Что чувствуют дети?

Учитель биологии: Ребята, в этих стихотворениях поэты нарисовали живую картину природы нашей средней полосы. Давайте и мы вслед за поэтами ещё раз войдем ненадолго в лес.

Когда ты входишь в лес,
Душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных
И строгой тишины,
Встречает грудь твоя так
Радостно и жадно
Дыханье влажных трав
И аромат сосны.

А сейчас мы предоставим слово … (сообщения учащихся об осине, сосне и березе).

Учитель литературы: Какие стихотворения русских поэтов посвящены деревьям? (Проверка домашнего задания).

Прослушивание стих-ия Есенина «Берёза»

Учитель биологии:

– Где используется берёза?

– Каковы места обитания?

– С каким чувством поэты изображают жителей леса в своих произведениях?

Учитель биологии: Наши леса чередуется с открытыми пространствами.

«Зеленый луг, как чудный сад, пахуч и свеж в часы рассвета. Красивых, радужных цветов на нем разбросаны букеты», писал поэт И. Суриков.

– Какие цветы можно встретить на лугу?

А сейчас вам ребята расскажут о редких луговых растениях.

Сообщение учащихся о растительном мире лугов (пижма, синюха, лапчатка)

Что объединяет все луговые растения? (Травянистые, светолюбивые и т.д.)

Учитель литературы:

Ярким утром на тихом пруду,
Резво ласточки реют кругом,
Опускаются к самой воде,
Чуть касаются влаги крылом.
На лету они звонка поют,
А вокруг зеленеют луга,
И стоит, словно зеркало, пруд,
Отражая свои берега.
И, как в зеркале, меж тростников,
С берегов опрокинулся лес,
И уходит узор облаков
В глубину отраженных небес.
(«На пруде». И.А. Бунин)

  1. Какое сравнение использует поэт, изображая пруд?
  2. Приходилось ли вам когда-нибудь видеть узоры из облаков?
  3. Что вы испытывали в этот момент?

Учитель биологии: Вслед за И.А. Буниным отправимся и мы на водоемы: на пруд, озеро, реку. Растения водоемов тоже весьма разнообразны.

Сообщения учащихся о водоемах. (Кувшинка, кубышка, рогоз)

– Какие растения водоёмов вам знакомы?

Учитель биологии: Ребята, растения обитают не только в лесах, лугах, водоёмах, но и в степи, в горах,

Учитель литературы: У поэтов есть стихотворения и об этом, но это уже тема следующих уроков.

IV. Обобщение знаний. Беседа об охране растений.

Учитель биологии: Сегодня мы убедились, как многообразен мир растений. Они очень ценны и для человека, и для животных, и для самой природы. Мы с вами часть природы и должны бережно относиться к растениям.

В последнее время многие растения стали редкими, более 500 видов растений занесено в Красную книгу РФ.

В нашей Московской области 289 видов растений подлежит строгой охране с полным исключением сбора.

  1. Назовите эти растения.
  2. Как мы с вами можем помочь природе?

Учитель литературы: Вы увидели, что поэты, несмотря на то, что они не биологи, очень точно, образно изображают мир растений, природу в целом.

V. Кроссворд.

Учитель биологии: А сейчас мы вам предлагаем ответить на вопросы кроссворда.

VI. Таблица.

VII. Итог урока (оценки за урок).

VIII. Рефлексия.

Учитель литературы: У вас на партах лежат листочки двух цветов: желтые и коричневые, если вам урок понравился и у вас хорошее настроение в конце урока, возьмите желтый листок, если что-то не получилось и есть над чем поработать – коричневый листок. Предлагаю украсить осеннее дерево листьями.

Учитель литературы: Мы с вами сегодня на уроке совершили прогулку в осенний и зимний лес? Я видела, что и осенний, и зимний пейзажи тронул ваши души, восхитили ваше воображение.

В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.

Мы искренне желаем вам как можно чаще встречаться с красотой в жизни и оставить красивый и памятный след на земле

Учитель биологии: Пусть это будет след любви и доброго отношения к природе. Ведь «Нет ничего изобретательнее, чем природа», - говорил Цицерон, и мы с ним не можем не согласиться.

IX. Домашнее задание.

выучить наизусть любое стихотворение о природе России и написать мини-сочинение «В осеннем (зимнем) лесу».

Спасибо за урок!