Системная экскурсионная деятельность – одна из форм занятости детей в каникулярное время

Разделы: Классное руководство


Вот и наступили каникулы! С этим словом связаны такие приятные ассоциации, что, наверное, мало кто задумывался, откуда оно появилось в нашем языке и какую имеет историю. Толковый словарь современного русского языка определяет каникулы как период, свободный от учёбы или основной деятельности. Но если перевести слово “каникулы” с латыни на русский язык, то получится “собачка”, “щенок”. На первый взгляд, удивительно – какое отношение собака может иметь к самому лучшему для всех учащихся времени?

Но если разобраться, то всё становится на свои места. Начать придется, как ни странно, с карты звездного неба.

Самую яркую на небосклоне звезду в созвездии Большого Пса древние греки назвали “Сириосом” (т.е. блестящей). А вот римляне называли ее “Каникулой” (от лат. Canes – “собака”) и заметили, что когда “собачка” появляется на небосклоне перед восходом солнца, на Апеннинском полуострове начинаются самые жаркие дни в году. В результате, чтобы избежать нередких в этих местах эпидемий, учебные заведения закрывали с конца июля до середины октября на “карантин”. С тех пор “каникулы” стали доброй традицией, одинаково приятной как для учащихся, так и для учителей.

Однотонный ритм жизни ребят в учебной деятельности должен обязательно прерываться. Детям совершенно необходима смена деятельности, смена впечатлений, обстановки.

Каникулы – это время, чтобы поиграть с друзьями, выспаться и, конечно же, соскучиться по школе И вместе с тем, каникулы – всегда заряд новой энергии, настроения, приобретение новых сил; это продолжение освоения мира, его познания, богатейшее время воспитания и самовоспитания.

Задача педагогов и воспитателей - сделать это время для ребят интересным и незабываемым

Наиболее распространенная форма занятости в каникулярное время – это экскурсионная деятельность, которая способствует воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности. Помогает в достижении социально желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся, в развитии личности ребенка на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Экскурсионная деятельность обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащения форм учебного сотрудничества у каждого обучающегося, включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

В основе современной классификации экскурсий лежит деление по следующим основаниям:

  • содержанию;
  • составу участников;
  • месту проведения;
  • способу передвижения;
  • форме проведения.

По содержанию экскурсии подразделяются на:

  • обзорные;
  • тематические.

Обзорные экскурсии, как правило, многотемны. В них используется современный и исторический материал. Строятся они на показе различных объектов: памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменательных событий, элементов устройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т.д. События при этом излагаются "крупным планом". Это дает общее представление о городе, крае, государстве в целом. Хронологические рамки при этом простираются с первого упоминания города по сегодняшний день, включая перспективы развития.

Тематические экскурсии посвящены раскрытию одной темы. Если это историческая тема, то в ее основу положено одно или несколько знаменательных событий, объединенных одной темой. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, архитектурные ансамбли, расположенные на улицах и площадях города.

С учетом учебного материала в школе используются тематические экскурсии. Их можно разделить на 5 групп:

1) исторические - делятся на:

  • историко-краеведческие;
  • археологические;
  • этнографические;
  • военно-исторические.

2) производственные – делятся на:

  • производственно-экономические;
  • производственно-исторические;
  • производственно-технические;
  • производственно-ориентационные (для учащихся).

3) природоведческие

4) искусствоведческие – подразделяются на:

  • театральные (например, "Москва театральная");
  • историко-музейные (скульптуры);
  • музейные (показывающие картинные галереи, музеи, выставочные залы);

5) литературные

  • литературно-биографические;
  • историко-литературные , показывающие определенные периоды развития литературы);
  • литературно-художественные, т.е. по местам, описанным в произведениях;
  • архитектурно-градостроительные, имеющие своими объектами памятники архитектуры, новостройки.

Хотелось бы отметить, что в начальной школе уместно проводить историко – краеведческие экскурсии. Понять и оценить настоящее, можно только сравнив его с прошлым. Изучая прошлое своего края, сравнивая его с настоящим, школьники видят успехи нашей Родины и всего народа, что ложится в основу гражданского воспитания.

Экскурсии на производство - что может быть более захватывающе для школьников, которые каждый день пытаются понять, как устроен этот большой мир. Для них многие промышленные предприятия открывают свои двери и дают возможность наблюдать процесс создания того, что они каждый день вместе с родителями видят в магазинах. Такие экскурсии не менее познавательны, чем поездки по историческим и литературным памятникам, и при этом увлекательны для детей. Они зрелищные, интересные, ненапряженные и, по личному опыту, намного лучше запоминаются.

Я считаю, что народные традиции в наше время должны занять главное место в формировании высоконравственной, культурно образованной личности. На близком и понятном материале дети должны усваивать музыкально-поэтический язык своего народа, его нравы, обычаи - весь комплекс духовных ценностей.

Разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся школьники на уроках, помогают развивать в детях эстетическое отношение к действительности и любовь к родному краю. Удивительно интересны и бесконечно богаты экскурсии связанные с декоративно-прикладным и народным искусством. Мы посещаем разнообразные производства с мастер классом. Это и Гжель, Жостово, Федоскино, Павловский Посад. В поселке Шишкин лес находится один из старейших токарных промыслов Бабенская игрушка. Во время этой экскурсии ребятам рассказывают о токарном производстве, наглядно показывают как появляется деревянная игрушка.

Такие однодневные экскурсии это интеграция учебной и внеурочной деятельности и проводятся во многих школах. Какие же новые формы использую я, работая в начальной школе?

Каникулярное время позволяет проводить многодневные выезды, которые сочетают в себе экскурсионную деятельность, оздоровительные мероприятия, организованный досуг в разновозрастных группах (7-10 лет). Мы с учениками стараемся выезжать в различные города России, знакомясь с историей нашей страны, её жителями. Традициями, обычаями. Таким образом многодневные поездки позволяют решить ряд задач:

- Развивающая (история, природа, традиции, уклад жизни и хозяйство разных регионов страны)

- Обучающая (познавательный интерес, общеучебные компетенции)

- Социальная (умение действовать в конкретных обучающих, досуговых и бытовых ситуациях)

В начальной школе сложилась практика организации таких экскурсий.

С коллегами – единомышленниками организуем длительные экскурсии (2-3 дня):

- “Великий Устюг. В гостях у Дедушки Мороза”, мы не только побывали в городской резиденции Деда Мороза и его почте, но и познакомились с историей города, его традициями и обычаями.

- “Карелия. В гостях у карельского Деда Мороза”. Посетили Карельского Деда Мороза. Узнали об истории города Петрозаводска, его достопримечательностях, посетили культурную столицу Карелии - город Кондопога, а так же знаменитый двухкаскадный водопад Кивач – крупнейший водопад Европы.

- Осенью 2010 была организованна поездка в Ярославль, посвященная 1000-летию города с заездом в село Кукобой, где живет Баба-Яга.

- В зимние каникулы 2010 - поездка в гости к Снегурочке в Кострому. Побывали на единственной в России Лософерме, узнали как праздновали Рождество в 19 веке.

- Весной 2011 года посетили города Углич и Мышкин.

- Осенью 2011 года побывали в Нижнем Новгороде, городе Семенове и городе Хохлама.

По завершению поездок ребята выполняют рисунки, пишут воспоминания о своем путешествии, совместно с учителями создают презентации, оформляют стенд о поездке, пишут заметки на школьный сайт. В перспективе создание раздела на школьном сайте “Наши путешествия” совместно с учителем информатики.

Во время летних каникул далеко не каждый родитель может предоставить своему ребёнку полноценный, правильно организованный отдых, в течение которого можно укрепить своё здоровье, снять напряжение, развить способности, узнать много интересного.

Эти проблемы решаем мы, организовывая с 2007 года летний выездной оздоровительный лагерь на Азовское море в город Щелкино (Украина).

Спецификой организации жизнедеятельности детей в рамках летнего лагеря – это продолжение реализации целей, задач, структуры учебно-воспитательной работы, проводимой в течение учебного года. Главная задача оздоровительного лагеря – это организация отдыха детей.

Идеи укрепления здоровья, развития, дополнительного образования, организации содержательного досуга и свободной самореализации воспитанников в условиях лагеря рассматриваются в единстве и составляют основу концепции летнего отдыха детей. Нашей задачей стало максимальное использование представляемых возможностей, с точки зрения развития, воспитания и расширения жизненного опыта детей.

Наиболее популярными формами работы в условиях летнего лагеря являются:

  • спортивные игры, соревнования;
  • прогулки, экскурсии;
  • конкурсы, дискотеки.
  • Традиционные праздники “День именинника”, “Открытие лагеря”, “Прощание с морем.”

Организация пребывания ребенка в лагере и отдельные воспитательные мероприятия способствуют тому, чтобы каждое дело стало достоянием каждого. Для этого мы четко продумываем все мероприятия, еще перед отъездом. Определяя тему экскурсий, особое внимание уделяем общим и уникальным особенностям природы, знакомству с историей и современным развитием края.

Значительным событием в истории страны. Это экскурсии на водопады, в пещеры. В рамках реализации плана 2009-2010 учебного года, посвященного Великой Победы над Германией, нами была организованна экскурсия в Аджимушкай (каменоломни, в которых прятались и жили партизаны), город-герой Керчь.

При организации мероприятий, учитывается, чтобы:

  • задуманное, запланированное дело соответствовало возрасту детей;
  • подготовка к мероприятию способствовала созданию радости в работе, поиску различных решений, возможности развития творческих способностей каждого ребенка;
  • коллективное творческое дело стало полем самовыражения личности ребенка;
  • любая разумная идея, прозвучавшая из уст детей, была бы услышана, по возможности принята и реализована;

каждый ребенок нашел свое место в подготовке и осуществлении различных коллективных творческих дел.

Соблюдая санитарно-гигиенические условия, режим воспитательных и оздоровительных мероприятий и установление эффективного способа коммуникации “ребёнок-педагог”, дети снимают физиологическое и психологическое напряжение организма. Участие в конкурсах, праздниках, соревнованиях способствуют развитию индивидуальных и творческих способностей детей.

Игры на свежем воздухе, соревнования, физические упражнения, полноценное питание, часы здоровья позволяют ребятам окрепнуть, восстановить силы к новому учебному году.

В стандартах второго поколения результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.

Правильно спланированное каникулярное время поможет учителю придти к такому результату.