Тема урока "Перенос слов". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Урок русского языка, 1 класс (открытие новых знаний)

Тема: «Перенос слов» (использован УМК «Начальная школа XXI века», «Русский язык», 1 класс, С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова. М.– Вентана-Граф, 2009. Тетрадь «Русский язык», 1 класс, С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова. М. – Вентана-Граф, 2010.). Урок 14, с.45-47.

Цели:

  • познакомить с правилом переноса слова по слогам; способствовать отработке умения делить слова на слоги;
  • развивать умение видеть разные по количеству слогов слова, память, внимание;
  • воспитывать трудолюбие, доброту, аккуратность, умение слушать и слышать.

Оборудование: картинки: посуда, девочка, ворона, сорока, морковь; эталоны, алгоритмы для самопроверки: количество слогов, перенос слов, эталон для самопроверки упражнения.

ХОД УРОКА

1. Мотивация к учебной деятельности

– Ребята, что значит «уметь учиться»? (Узнать, что я не знаю, и самому найти способ решения проблемы).

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности

– Сейчас мы выполним минутку чистописания. Для чего это нужно? (Чтобы вспомнить написание букв, чтобы понятно и красиво писать). (Тетрадь с. 43)

– А теперь давайте вспомним словарные слова. Зачем нужно знать написание словарных слов?

– Я буду показывать картинки, а вы вписывать эти слова в кроссворд или в тетрадь.

– Какое слово лишнее? Почему? (Морковь, т.к. двусложное)
– Как определить количество слогов в слове? Кто забыл, давайте обратимся к эталону

МАИА
3 гласных
А, И, А, значит 3 слога

– Используя эталон, давайте разделим словарные слова на слоги.

3. Постановка проблемы

– Итак, какую работу мы сейчас проделали? А зачем надо уметь делить слова на слоги?

4. Нахождение причины и места затруднения

Работа по учебнику с. 46, упр. 2.

– Прочитайте адреса на конверте. Найдите в надписи затруднение. (Название улицы не поместилось). Скажите, когда можно использовать деление слова на слоги? (Если слово на строке не помещается).

5. Нахождение выхода из затруднения

– Итак, зачем нужно уметь делить слова на слоги? (Чтобы их переносить с одной строки на другую.) Как нужно переносить слова? (По слогам)
– Давайте составим алгоритм переноса слов.

Алгоритм №1 переноса слов:

1. Прочитай слово.
2. Раздели его на слоги.
3. Перенеси одним из возможных вариантов.

6. Реализация проекта выхода из затруднения

Эталон:

КО-РО-ВА
КО-РОВА
КОРО-ВА

7. Обобщение затруднения во внешней речи

Работа в тетради на печатной основе с.45, упр.5. 1-й столбик коллективно с проговариванием. 2-й самостоятельно (проверка задания на доске). Дети, допустившие ошибки, фиксируют причину и место ошибки. Дети, выполнившие задание без ошибок, выполняют упр. в учебнике с.47, упр. 4 (раздели по образцу). Проверка: эталон у детей на партах.

Гла-за, ру-ка, ко-за, юб-ка, яр-кая, ено-ты, ще-нок.

8. Это упражнение является включением в систему знаний на повторении, т.к. есть слова, перенос которых может вызвать затруднение – это одна буква на строке и перенос одной буквы.

9. Рефлексия учебной деятельности

– Оцените свою работу на уроке. (Дети по цепочке говорят свою оценку).
– Чему вы сегодня научились?
– Что нужно для того, чтобы перенести слово? (Проговаривание алгоритма)
– Зачем надо уметь переносить слова?

Урок русского языка, 1 класс (рефлексия)

Тема: «Перенос слов с Ъ, Ь, Й в середине слов». Урок 15, с.48-51.

Цели:

  • научить учащихся делить слова для переноса с  Ъ, Ь, Й в середине слов;
  • развивать навык переноса слов, когда слог состоит из одной гласной;  зрительную память, внимание, монологическую речь;
  • воспитывать внимательность, усидчивость, делать выводы.

Оборудование: алгоритмы для переноса слов: если 1 слог, если в середине слова Ъ, Ь, Й, если слог состоит из одной гласной; эталон для самостоятельной работы, листочки со шкалой.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Сегодня у нас урок закрепления знаний полученных на прошлом уроке. Вспомните тему того урока. Знания переноса слов нам понадобятся, чтобы ещё сегодня сделать открытия.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения

– Прочитайте данные на доске слова, запишите их в тетрадь, деля  для переноса.

 СТРАНА, ЛЮДИ, КОЛЬЦО, ПОДЪЁМ, ТРОЙКА, АНЯ.

– У кого возникли затруднения? В каком месте? Почему? (Т.к. я не знаю как переносить слова типа…)

3. Локализация затруднения

– Что нужно сделать, чтобы ликвидировать это затруднение? (Нам надо с вами создать алгоритм переноса слов с  Ъ, Ь, Й в середине слов.)
– Давайте подумаем, куда нужно определить эти буквы: оставлять с предыдущей буквой или с последующей?
– Давайте вспомним первоначальный алгоритм. Какие шаги нужно добавить?

Алгоритм №2 переноса слов:

4. Коррекция выявленных затруднений

– Ещё раз вернёмся к словам и разделим их для переноса.

Эталон на доске для самопроверки:

СТРА-НА, ЛЮ-ДИ, КОЛЬ-ЦО, ПОДЪ-ЁМ, ТРОЙ-КА, АНЯ.

На этом этапе учащиеся проговаривают весь алгоритм (обобщение затруднений во внешней речи).

5. Самостоятельная работа с самопроверкой

Тетрадь упр.5, с.48.

Эталон для самопроверки

БОЛЬ-ШОЙ ОБЪ-ЯВЛЕНИЕ ОБЪЯВ-ЛЕНИЕ ОБЪЯВЛЕ-НИЕ ЧАЙ-КА
УМЫ-ВАЙСЯ УМЫВАЙ-СЯ СО-БИРАЙСЯ СОБИ-РАЙСЯ СОБИРАЙ-СЯ
ЧАЙ-НИК СТУЛЬ-ЧИК БЕ-ЛЕНЬКИЙ БЕЛЕНЬ-КИЙ ПАЛЬ-ЧИК МАЛЬ-ЧИК ПОДЪ-ЁМ

Дети, допустившие ошибки, фиксируют место и причину. Ученики, не допустившие ошибки, выполняют упр. 4, с.50 в учебнике. Это есть 6 этап «включение в систему знаний и повторение».

Проверка по эталону

адрес (какой?) ТОЧНЫЙ, ПРАВИЛЬНЫЙ
страна (какая?) БОЛЬШАЯ, ПРЕКРАСНАЯ
город (какой?) КРАСИВЫЙ, НАРЯДНЫЙ
дом (какой?) ВЫСОКИЙ, КИРПИЧНЫЙ
квартира (какая?) СВЕТЛАЯ. ЧИСТАЯ

7. Итог урока

– Какое правило мы сегодня отрабатывали?
– Прочитайте алгоритм переноса слов, в которых есть слог, состоящий из одной буквы? В которых в середине есть Ъ, Ь, Й.
– Оцените свою работу. Дети выбирают соответствующую фигурку.

Урок русского языка, 1 класс (контроль)

Тема: «Деление слов для переноса».

Цели:

  • формирование у учащихся способности к осуществлению контрольной функции;
  • контроль и самоконтроль изученных правил и понятий.

Оборудование: текст с заданием, эталон для самопроверки, Незнайкин диктант (Незнайка ошибся, когда переносил слова. Найди ошибки и рядом напиши правильный перенос).

О-ленька
май-ка
лы-жи
Ю-ля
ко-ньки
об-ъём
съезд

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и цели урока

– Cегодня нам необходимо поработать самостоятельно – выполнить контрольную работу. Как вы думаете зачем? (Чтобы проверить свои знания по данной теме)
– Прочитайте пословицу на доске «Делай хорошо, а плохо и само получится». Как вы её понимаете?
– Итак, чтобы выполнить работу на «отлично», необходимо сосредоточиться и вспомнить все нужные правила. (Прочитываются все алгоритмы, а затем убираются).

3. Объяснение выполнения задания (у детей на столах)

1. Спиши текст

Школьник.

У Ивана Петровича есть внук. Внуку шесть лет. Мальчик скоро пойдёт в школу. Дедушка купил Саше ранец. Там лежат букварь и альбом. (23 слова)

2. Запиши слова, разделяя их для переноса.

ШЛЯПА, ПИСЬМО, МЯЧИК, ЛЕЙКА, ДРУЗЬЯ, ПОДЪЁМ, РАЯ, КУРИЦА, СТОЛ.

3. Проверь по эталону.

Шля-па, пись-мо, мя-чик, лей-ка, дру-зья, подъ-ём, Рая, ку-рица (кури-ца), стол.

Дети, допустившие ошибки, фиксируют причину и место ошибки (проставляют № алгоритма и проговаривают его). Дети, выполнившие задание без ошибок, работают с Незнайкиным диктантом.

Приложение 1