Применение компьютерной программы "Английский язык в три приема" на уроке

Разделы: Иностранные языки


В последние годы широко применяются новые информационные технологии в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.

Современные педагогические технологии помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности и склонностей.

На уроках английского языка с помощью компьютера можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, совершенствовать умения письменной речи школьников, пополнять словарный запас учащихся, формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка.

Компьютерные программы существуют и успешно используются при изучении различных предметов. Практика показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Среди них – индивидуализация обучения и интенсификация самостоятельной работы учащихся, повышение познавательной активности и мотивации

Как показывает практика, из всех существующих средств обучения компьютер наилучшим образом "вписываются" в структуру учебного процесса, наиболее полно удовлетворяют дидактическим требованиям и максимально приближают процесс обучения английскому языку к реальным условиям. Компьютеры могут воспринимать новую информацию, определённым образом обрабатывать её и принимать решения, могут запоминать необходимые данные, воспроизводить движущиеся изображения.

Мною используются компьютеры в средних и старших классах в течение нескольких лет. Диапазон применения компьютерных программ широк. Я применяю их в том или ином виде во всех классах среднего и старшего уровня в течение всего учебного года. Считаю, что использование компьютера в начальной школе тоже необходимо, т. к. успешное обучение английскому языку в младшем школьном возрасте служит основой для развития умений в устной речи и чтении на основе языкового материала и навыков (в том числе лексических), накопленных и сформированных на начальном этапе.

Игровая компьютерная среда, соединяясь с конкретной учебной задачей, позволяет обучаемому легче и быстрее усваивать материал. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы, хотя не менее важно, чтобы эта занимательность не стала превалирующим фактором, чтобы она не заслоняла учебные цели. Новые информационные технологии привлекают учащихся и являются одним из главных их интересов. Они стремятся получать уроки информационной культуры, быть членам информационного общества, приобретать навыки работы с объектно-ориентированными программными средствами, что является первой ступенькой к межкультурному взаимодействию – основой функционирования Интернета. Поэтому использование компьютерных технологий в учебном процессе становиться неотъемлемой частью обучения.

Очень проста в применении и легко усваивается программа “Английский язык в три приема” (сделано в США), поэтому ее можно использовать и в классах с неуглубленным изучением английского языка. Материал этой программы развивает и совершенствует умения и навыки учащихся по трем видам речевой деятельности: аудированию, чтению и говорению. Тематика ее соответствует программным требованиям средней школы к обучению английскому языку. В программе представлены 6 тем: « Еда и напитки», «Мир чисел», «Дома и на работе», «Транспорт и путешествия», «Человек и его ближайшее окружение», «Деятельность человека». Вся программа состоит из трех уровней. В основу обучения устной речи положены диалоги. Они в третьем уровне. Первый и второй уровни последовательно готовят учащихся к овладению диалогической речью. В основе всего лежит работа с лексическими единицами. Она ведется следующим образом.

Первый уровень – ознакомление с лексикой, включающее введение и объяснение, т. е. раскрытие формы, значения, и употребления слов. Использование компьютера позволяет формировать графический образ слова одновременно с его звуковым и моторным образом. Кроме того, он позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося: те из них, у кого больше развита слуховая память, имеют возможность прослушать то или иное слово необходимое количество раз, а школьники с преобладающей зрительной памятью больше внимания обращают на графический образ слова. Предлагаемых игр несколько: игра «Память», «Бинго», «Квадраты», «Угадай-ка».

С помощью мышки ученик указывает на нужную картинку или на нужное слово. Если он все делает правильно, слышатся одобрительные возгласы “That’s right!”, “Exactly!”, “Well-done!” и т. д. Если же ученик выбирает неправильный вариант, в голосе диктора звучит сожаление: “Sorry, try again!” После успешного завершения игры звучит похвала и поздравления, иногда музыка, что усиливает эмоциональный момент обучения. Многократное повторение всех операций способствует более прочному закреплению каждого слова и эта работа не отнимает много времени. Игры первого уровня формируют у учащихся лексические навыки
аудирования, чтения, орфографии.

Далее идет второй этап обучения. Он предусматривает развитие лексических навыков аудирования, чтения, говорения. В играх второго уровня слова включены в речевую деятельность, происходит отработка разных аспектов лексики: формы, значения, употребления. Эти игры охватывают широкий спектр деятельности человека. В основе лежит лексический материал первого уровня, но в более сложных словосочетаниях
с предлогами, прилагательными, местоимениями, в различных грамматических структурах.

Рис. 1. Примеры игр первого уровня

Тема: Мир чисел

Тема: Дома и на работе. Игры первого уровня

Игры составлены так, что буквально «захватывают» ученика. Каждое выполненное задание сопровождается эмоциональным комментарием диктора, на табло слева появляются набранные баллы не только игрока, но и компьютера. Тем самым компьютер становится товарищем, соперником в игре и происходит иллюзия живого общения ученика с компьютером. Если возникает затруднение в выборе нужного ответа, то можно вызвать «помощь». Но и помощь приходит в виде картинок, указателей, несложных загадок, объяснений, тем самым заставляя ребенка находить выход из самых разнообразных языковых затруднений и ведет к развитию инициативного мышления. Во втором уровне компьютер фиксирует количество ошибок каждого ученика. Количество их позволяет учителю дать конкретные упражнения, направленные на отработку той операции, при выполнении которой он допустил ошибку.

Рис. 2. Пример игры второго уровня.

Тема: Путешествие. Транспорт.

Работа в третьем уровне способствует совершенствованию лексических навыков диалогической речи, а также аудирования, чтения и письма. Здесь представлены диалоги в картинках, причем, очень красочные, в форме комиксов. Ученики выполняют разные по сложности задания, но процесс идет «от простого к сложному». Движением мышки они составляют предложения из данных слов, распределяют фразы к картинкам, исправляют неверные выражения и т. д. Специфика всех перечисленных компьютерных упражнений заключается в том, что все они связаны с движением (перемещением лексического материала на экране).

Возможность перемещать слова способствует запоминанию, формированию произвольного внимания, повышению устойчивости внимания, поскольку ученик гораздо быстрее усваивает материал, если он связан непосредственно с действием, которое он видит или выполняет сам. Далее школьники объединяются в пары. Они читают и заучивают диалоги по ролям. После этого диалоги проговариваются перед всем классом. При этом у детей, которые прослушивают диалоги, формируются лексические навыки аудирования.

Как же происходит организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с поставленными целями и задачами в контексте урока? Рассмотрим на примере уроков в 6-м классе (УМК В.П. Кузовлева, Н.М.Лапа, Э. Ш. Перегудовой). Класс приступает к работе над темой: «Покупки. Еда». Работа над параграфом рассчитана на 8 уроков, включающие уроки тестирования и защиты проектов. Одной из задач первого урока является формирование лексических навыков говорения. Урок идет по плану: фонетическая зарядка, знакомство с новой лексикой, первичная отработка ее в речевых структурах, знакомство с денежными единицами Великобритании и США. В конце урока ребята садятся за компьютеры и приступают к играм первого и второго уровня по теме «Еда и напитки». Эти игры активизируют не только ранее известную и вновь введенную лексику, но и добавляют несколько незнакомых слов (например: pickle, lettuce, green pepper, corn и др.). В результате целенаправленных, многократных упражнений умения превращаются в навыки. Основная задача этой работы решена: отработана лексика для последующего включения ее в речевую деятельность.

Задачей второго урока является употребление изученной лексики в диалогической речи. После речевой зарядки, повторения новых слов ребята приступают к выполнению упражнения 4. Это диалоги по теме «Покупки вмагазине». Сначала идет прослушивание, потом чтение и перевод, затем – инсценировка этих диалогов.

После этого ребята садятся за компьютеры и включаются в игру третьего уровня. Это игра-диалог «At the Market».

Рис. 4. Игра третьего уровня

Тема: Покупки в магазине, на рынке

Фразы диалогов компьютерной программы знакомы детям: “I’d like to buy…”, “How much does it cost? “, “How much do you want?”, “Here you are”, “What else?” и другие. В процессе игры ученики знакомятся с тремя фразами, которые не представляют для них трудности: “Is that all?”, “That will be it”, “The total comes to…”. Начинается игра в разделе «чтение», где фразы подставляются с опорой на графическое изображение, затем в разделе «аудирование», без опоры на текст. Быстрое выполнение подобных упражнений дает возможность увеличить объем изучаемой лексики за счет сэкономленного времени. Затем школьники объединяются в пары и проговаривают реплики, «озвучивая» картинки.

И, наконец, заключительный этап – инсценировка диалогов. Пары выходят к доске и разыгрывают мини-сценки: «На рынке», «В супермаркете», «В продуктовом отделе». Учитель выставляет оценки. Такая работа, кроме обеспечения вариативности задания, способствует формированию у школьника умения работать индивидуально и в паре, развитию навыков самостоятельной работы, т.к. он должен уметь самостоятельно преодолевать трудности, выполняя предназначенные только для него серии упражнений.

Использование компьютерных программ такого типа способствует:

– эффективной тренировке ребят в употреблении лексики и грамматических структур в отдельных предложениях, так как обеспечивает их многократное повторение;
– концентрированной подаче лексического материала и грамматических структур для составления ситуаций по теме, решению речевых проблемных задач, что в свою очередь ведет к дальнейшему развитию подготовленной и неподготовленной речи учеников.
– поддержанию интереса к предмету, развитию творчества, самостоятельности учащихся, их активности на уроках.

Все это вместе взятое помогает более успешному овладению английским языком на основе методики развивающего обучения.

Использование данной методики значительно повышает интенсивность учебного процесса: при компьютерном обучении школьники усваивают гораздо большее количество материала, чем это делается за одно и то же время в условиях традиционного обучения. Кроме того, материал усваивается прочнее. Значительно повышается познавательная активность и мотивация усвоения иностранного языка. Результатом этого является рост качества знаний учащихся тех классов, где используются мультимедийные учебники.