Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Сочинение по картине К.Ф. Юона "Русская зима"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цели:

  • образовательные – познакомить учащихся с картиной К.Ф Юона “Русская зима”; развивать умение воспринимать картину, определять ее тему, озаглавливать, передавать ее содержание, совершенствование правильного написания слов с безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными; учить правильно и последовательно излагать мысли;
  • развивающие – развивать в них художественный вкус, умение сравнивать, эмоционально воспринимать увиденное;
  • воспитательные – воспитывать любовь к родной природе, родному языку.

Задачи:

  • Познакомить с творчеством Юона;
  • Hазвивать умение использовать выразительные средства языка для передачи своих мыслей и впечатлений.
  • Формировать умение строить текст;
  • Формировать умение определять основную тему произведения.
  • Развивать чувство прекрасного и любви к природе.

Оборудование: репродукция картины, музыкальное оформление, орфографические словари, карточки с планом и опорными словами, портрет художника.

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение темы и целей

2. Беседа о художнике

Константин Федорович Юон родился (12.10.1875 – 11.04.1958, 83г.) в Москве. Его по праву считают поэтом русского зимнего пейзажа. Одни из самых известных его полотен: “Конец зимы. Полдень”, “Волшебная зима”, “Зимнее солнце”.

Рисовать Юон начал с восьми лет и всю свою жизнь посвятил живописи. Большое влияние на его творчество оказали таки великие художники, как В.А. Серов, К.А. Коровин, И.И. Левитан.

Исаак Ильич Левитан оказал на художника особое духовное влияние.

– Давайте вспомним, по какой картине И.Левитана мы писали сочинение? (“Золотая осень”)

– Какие изменения в природе отразил художник в этой картине?

– Что вам запомнилось в осеннем пейзаже? (Березки, их наряд)

– А какие изменения в природе происходят зимой? Вы любите зиму? За что?

– Какие пословицы вы знаете о зиме? (Белая скатерть поле покрывала. Береги нос в большой мороз. Спасибо мороз, что снегу принес. Первый снежок не лежок, выпал, да и тает. Зима лодыря морозит. В зимний холод всякий молод.)

– Стихи каких авторов мы учили наизусть? (А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева)

– Давайте вспомним фрагменты этих стихотворений и тех, что вы знаете о зиме.

А) Чтение стихов детьми.
Б) Продолжение беседы.

Поэты словом рисовали картины зимней природы, а художник – кистью. Как я уже говорила, его считали поэтом русского зимнего пейзажа.

– Давайте посмотрим картину Юона “Русская зима”.

3. Анализ картины Юона “Русская зима”

– Что изобразил на картине художник? (Окраину деревни, снег, снег, царство снега, деревья, причудливо разукрашенные, принаряженные снегом, избушки на пригорке, детей, лошадок.)

– Что делает картину особенно нарядной и живописной? (Снег.)

– Как можно его описать, какой он? (Белый, мягкий, пушистый, серебристый.)

– Что мы видим на переднем плане картины? (Две маленькие елочки – сестрички.)

– Какие они? (Маленькие, тонкие, трепетно-нежные; они стоят в снегу и терпеливо ждут весны.)

– Какие деревья стоят рядом с ними? (Березки.)

– Какие они? (Стройные, высокие, словно бахромой разукрашенные, одеты мягким пушистым снегом, словно “яблони в цвету”.)

– А что еще может уловить взгляд зрителя за березками? (Ель сквозь иней зеленеет.)

– Какая она? (Такая, какой мы видим на новогоднем празднике – царственная и нарядная.)

– Что за люди изображены? (Ребята.)

– Что они делают? (Они идут по занесенной снегом дороге и о чем-то говорят.)

– Кто бежит впереди? (Собака Жучка или Шарик.)

– Посмотрите вдаль. Какими кажутся предметы?

– Что мы видим на пригорке? (Три избушки, запорошенные снегом.)

– Кого можно разглядеть рядом? (Около одного из домов стоит лошадка, впряженная в сани, около другого крестьянин верхом на лошади.)

– Есть ли еще дети на картине? Что они делают? (Другие ребята выбежали на улицу и, наверное, собираются играть в снежки или лепить снежную бабу.)

– Радостные дети? (Да! Они рады снегу, зиме.)

– Какой день? Ясный или пасмурный? (Серый день, сумерки.)

– Какое настроение передает этот пейзаж? (Спокойное.)

– Почему? (Природа замерзла. Она спит.)

– Какой тип текста будем использовать при написании данного сочинения? (Описание.)

– В тексте – описании можно использовать прием олицетворения.

– А кто мне скажет, что это такое? (Перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные.)

– Какие превращения совершила зима? (Волшебные.)

– Кто зимой совершает чудеса? Как волшебники творят волшебство? (Палочкой или руками.)

– А волшебница – зима чем может взмахнуть? (Рукавом.) (Взмахнула белым рукавом и укрыла землю, сковала льдом реки и моря. Взмахнула другим рукавом и превратила деревья в сказочных великанов в причудливой одежде. Где пухом лебяжьим прикрыла, где серебристым инеем украсила, а где алмазы и жемчуга развесила, как в сказочном царстве.)

4. Работа над образными средствами языка

– Теперь мы подробно разберем детали картины.

– Опишите, каким художник изобразил снег, его оттенки. (