Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Генералы и мужик в "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е. Салтыкова-Щедрина. Авторское отношение к героям

Разделы: Преподавание литературы


Чем острее сатира, тем выше идеал писателя.
М. Е. Салтыков-Щедрин

Цель: посредством анализа системы образов “Повести…” охарактеризовать авторский идеал сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Задачи урока.

Образовательные (система знаний):

изучение нового:

  • осмысление идейного содержания произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”;
  • формирование представления об авторской позиции, авторском идеале;
  • способы выражения отношения автора к изображаемому (юмор, ирония, сатира, гротеск);

повторение изученного:

  • литературная сказка и ее отличие от фольклора,
  • способы создания художественного образа персонажа (имя, место службы, чин, речь, образованность, портрет, художественное пространство, взаимоотношения, отношение к другому персонажу, авторское отношение).

Развивающие (система умений):

формирование новых умений:

  • аргументировать отношение к персонажам произведения (генералам, мужику) автора, читателя;
  • характеризовать авторский идеал писателя-сатирика;

развитие ранее приобретенных умений:

  • характеристика героев и событий на основе самостоятельного поиска литературных фактов и авторского суждения;
  • уместное и достаточное цитирование художественного текста;
  • выразительное чтение фрагментов эпического произведения;
  • развитие навыков устной монологической речи.

Воспитательные (система ценностных ориентиров):

  • формирование ценностного представления учащихся о мире и человеке с позиций авторского идеала;
  • овладение учащихся лексикой, выражающей их отношение к нравственным ценностям.

Оборудование: портрет писателя, детские рисунки персонажей, “Словарь гуманитария”, карточки с заданиями для учащихся.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Какие признаки сказки как жанра вы знаете?

Предполагаемый ответ: Автор сказки – народ, используется волшебство, сказочный стиль, наличие зачина и концовки, гиперболы с целью противопоставить добро и зло, выразить идею.

Чем отличается литературная сказка от народной?

Предполагаемый ответ: В литературной сказке автор – конкретное лицо, сказочный стиль сочетается с канцелярским и создается комический эффект, используется гипербола и гротеск, для того чтобы показать, что отсутствует идеал и положительный герой, используется сатира, злая ирония.

Дайте определение юмору, иронии, сатире и приведите примеры из своего читательского опыта.

Предполагаемый ответ: Юмор – веселый, добрый смех. Ирония – скрытая насмешка. Сатира – смех злой, гневный.

Какие художественные особенности изображения ситуаций и героев в сатирической сказке вы можете назвать?

Предполагаемый ответ: Аллегория, ирония, сарказм, гипербола, гротеск.

Какие вам известны способы создания образа персонажа?

Предполагаемый ответ: Способы создания образа – портрет, пейзаж, поступки героя, его занятия, взаимоотношения с другими персонажами, речь героя, отношение автора к персонажу, мое отношение.

II. Сообщение темы и цели урока.

Дорогие ребята! Сегодня мы продолжим работу над “Повестью о том, как один мужик двух генералов прокормил” М. Салтыкова-Щедрина. Нам предстоит охарактеризовать авторский идеал: отношение писателя к миру и человеку посредством анализа персонажей. Давайте внимательно понаблюдаем за героями и постараемся понять замысел автора. Сегодня работать будут две группы учащихся: первой группе предстоит охарактеризовать генералов, второй – мужика. Ребята каждой группы получили в конвертах карточки с заданием, которое должны будут выполнить самостоятельно. Результат своего исследования группы представят в форме полного устного ответа. Каждое ваше выступление не должно превышать 2 минут. На самостоятельную работу отводится 5 минут. Вам надо внимательно слушать выступающих товарищей, чтобы не повторять уже сказанное.

III. Характеристика генералов.

Карточка №1. Имена персонажей.

Каковы имена генералов?

Как в этом проявляется авторский замысел?

Почему автор характеризует генералов как одно целое?

Предполагаемый ответ: Генералы не имеют имен, тем самым автор подчеркивает типичность их образов, отсутствие индивидуальных качеств.

Карточка №2. Место службы персонажей.

Где служили генералы? Перечитай необходимый фрагмент.

Найди в словаре значение слова “регистратура”.

Как относится повествователь к таким “регистратурам”?

Предполагаемый ответ: “Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре…” Слово “регистратура” в словаре обозначает... Автор не случайно употребляет определение “какой-то” при слове регистратура, чтобы обобщить подобные заведения, подчеркнуть типичность, относится к подобным заведениям иронически.

Карточка №3. Чин персонажей.

Почему не указано, за что герои получили генеральский чин?

Где и кем еще служил один из генералов? назвать художественный прием)

Зачем автору понадобилось дать читателю эти дополнительные сведения?

Предполагаемый ответ: Автор не говорит, за что получили генералы чин, личные качества героев тоже не обозначены, указан только чин. Но мы понимаем, что за бездеятельность чин не дают, значит, получен он генералами по чей-то протекции, так как сами заслужить такое высокое звание они никак не могли. Один из генералов был учителем каллиграфии в школе военных кантонистов, т.е. в школе для солдатских детей, что должно свидетельствовать о невысоком интеллектуальном уровне героя, другой “был поумнее”. Да и где видано, чтобы генерал занимался такой деятельностью?! Таким образом, автор сатирически изображает генералов.

Карточка №4. Речь персонажей.

Какие выражения используют генералы в речи? Прочитайте фрагменты.

В чем особенность произнесения ими слов?

Как речь характеризует персонажей?

Предполагаемый ответ: “Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности” – канцеляризм, генералы используют в речи официально-деловой стиль, что характеризует их ограниченность, привычка употреблять “с” на конце слов – выражение почтения.

Карточка №5. Образованность персонажей.

Каков уровень образования генералов? Объясните свой вывод.

Какой художественный прием использует автор, характеризуя образованность генералов? С какой целью?

Какие читательские впечатления о генералах возникают на основе анализа авторского приема?

Предполагаемый ответ: Генералы не знают сторон горизонта, для них “булки в том самом виде родятся, как утром их к кофею подают” – эта гипербола помогает передать никчемность, необразованность генералов. Автор изображает их сатирически.

Карточка №6. Портрет персонажей.

В чем особенность внешнего вида генералов?

Какие предметные детали в описании генералов выделяет автор и почему?

Какой художественный прием использует автор?

Как вы относитесь к генералам на основе анализа их внешности?

Предполагаемый ответ: “Сытые, белые да веселые”, – говорит повествователь,- но нет лиц – таким образом, использовано обобщение. Генералы “в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену”, орден воспринимается как часть тела, использован гротеск. Портрет сатирический, вызывает чувство неприязни к героям.

Карточка №7. Художественное пространство.

Зачем автор переносит действие на необитаемый остров?

Чем замечателен остров, на который попадают генералы?

Что использует автор в описании острова: жизнеподобие или фантастику? Почему? Объясните свои впечатления.

Как описание острова помогает автору охарактеризовать генералов?

Предполагаемый ответ: Автор переносит действие на необитаемый остров, чтобы генералы смогли показать себя, проявить себя в поступках, не зря на острове много еды, воды – он идеализирован, это рай, но рай, прежде всего, для желудка, остров фантастический, изобилие, царящее здесь, передано с помощью гиперболы. Генералы бездеятельные, белоручки, проявить себя так и не смогли.

Карточка №8. Поведение персонажей.

Какие действия совершают генералы на острове? С какой целью?

Как поведение генералов их характеризует?

Предполагаемый ответ: Генералы пытаются залезть на дерево – но… увы! Бездейственность, беспомощность, привычка, что все делают за них другие, автор обличает их пошлость, небокоптительство, бессмысленность такого существования.

Карточка №9. Взаимоотношения персонажей.

Каковы взаимоотношения генералов в начале сказки?

Как меняются их взаимоотношения и почему?

Приведите соответствующую цитату.

Какие ассоциации, аналогии возникают у вас при анализе поведения генералов (на кого они похожи в момент нападения друг на друга)? (назовите используемый художественный прием)

Предполагаемый ответ: Стоило только генералам почувствовать сильный голод, как их почтительность исчезает. Чиновники теряют человеческий вид и подобно хищникам набрасываются друг на друга. “Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил”. Остервенение генералов передается автором с помощью гротеска.

Карточка №10. Отношение генералов к мужику.

Как генералы отнеслись к своей находке, мужику?

Найдите цитаты и объясните их смысл.

Какая мысль посетила генералов при виде разной провизии?

Найдите цитату и объясните отношение генералов к мужику.

Почему генералы привязывают мужика?

Как генералы “отблагодарили” мужика?

Выразите свое отношение к генералам.

Предполагаемый ответ: “Встал мужичина: видит, что генералы строгие. Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него”. Мужик – спасение генералов, он тот, кем они могут распоряжаться, как своей собственностью, он их спасение. Но стоило, благодаря старанию и умению мужика появиться разной провизии, как вместо благодарности генералы пренебрежительно произ