Интегрированный урок английского языка и профориентации по теме "Выбор профессии"

Разделы: Иностранные языки, Школьная психологическая служба


Цели урока:

  • расширение представлений о самых востребованных профессиях, содействие профориентации учащихся;
  • создание условий для определения учащимися своих профессиональных качеств и выявление склонностей к определенной профессии;
  • обобщение и систематизация лексических умений и навыков на основе монологических и диалогических высказываний по теме « Выбор профессии».

Задачи:

  • Образовательные: активизировать употребление лексики по теме «Выбор профессии» через разные виды речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение, письмо;
  • Развивающие: развивать интеллектуальные способности учащихся; формировать умение выделять главное, сравнивать и анализировать;
  • Воспитательные: научить анализировать свои личностные качества

Подготовительная работа: Проведено тестирование на определение профессионального типа учащихся.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Раздаточный материал: см. Приложения 2, 3, 4, 5, 6.

Ход урока

I. Организационный момент.

Вступительное слово психолога-консультанта

Здравствуйте, ребята!

Сегодня наш урок будет не совсем обычным. Мы решили соединить урок английского языка с уроком профориентации и посвятить его теме «Выбор профессии». Первую часть урока проведу я, психолог-консультант по профориентации. Надеюсь, что информация, которую я сейчас вам представлю, поможет вам определиться в выборе вашей будущей профессии.

II. Рассказ психолога о наиболее востребованных на рынке труда профессиях.

Сопровождается презентацией «Выбор профессии» (Приложение 1,Слайд 1,2)

Сейчас на рынке труда самыми востребованными считаются: (Слайд 3)

  • квалифицированные рабочие,
  • инженеры,
  • водители,
  • бухгалтеры,
  • врачи,
  • программисты,
  • педагоги,
  • юристы,
  • экономисты,
  • секретари- референты.

Однако, ситуация на рынке труда постоянно меняется, и через 10 лет уже другие профессии окажутся востребованными. (Слайд 4)

Рекрутинговый портал HeadHunter провел исследование, чтобы определить, какие профессии станут наиболее востребованными в нашей стране через 10 лет. При этом исследователи ориентировались на общемировые тенденции и условия российской действительности.

По мнению экспертов, через 10 лет десятка востребованных профессий будет выглядеть так:

1. Инженеры. (Слайд 5)

Профессия инженера уже сейчас становится все более востребованной. В России возникла острая нехватка профессиональных специалистов на производстве. Особенно будут цениться инженеры с сочетанием технического и гуманитарного образования.

2. IT-специалисты и разработчики компьютерного аппаратного обеспечения.

(Слайд 6)

Область информационных технологий — одна из самых перспективных. Их распространение и влияние на жизнедеятельность человека уже сейчас огромно, а в будущем будет лишь увеличиваться.

3. Специалисты в области нанотехнологий. (Слайд 7)

Как ожидается, нанотехнологии охватят большинство областей человеческой жизни, а потому специалистов-нанотехнологов потребуется огромное количество.

4. Специалисты по электроники и биотехнологиям. (Слайд 8)

Биотехнолог занимается разработками в области молекулярной медицины, биологии, биофармацевтического производства и в других отраслях.

5. Химики. (Слайд 9)

В первую очередь, химики будут задействованы в области энергетики, в частности, в развитии альтернативных источников энергии.

6. Логисты. (Слайд 10)

Они организуют поставку и транспортировку товара, его хранение, решают транспортные вопросы.

7. Экологи. (Слайд 11)

Проблемы загрязнения окружающей среды, изменения климата и нехватки ресурсов становятся наиболее актуальными на сегодняшний день.

8. Медики. (Слайд 12)

Медиков ждет широчайшее поле деятельности: от выращивания искусственных органов до использования нанотехнологий.

А что будет дальше? (Слайд 13)

В более далеком будущем в России и в мире появится множество профессий, связанных с развитием информационных и космических технологий, компьютеров, энергетики.

Это профессии: специалист по компьютерной безопасности, планетарный инженер, космоботаник, гелиоэнергетик, шахтер на Луне, специалист по искусственному интеллекту, специалист по киборгам и др.

Выбрать профессию не просто, необходимо учитывать множество факторов и критериев. В частности, нужно знать свою склонность к определенному типу профессиональной деятельности. Предварительно в вашей группе было проведено тестирование с целью определения профессионального типа каждого из вас. С результатами вы ознакомитесь позже.

Сегодня на уроке вам предстоит выполнить ряд заданий и, в конечном итоге, выбрать наиболее подходящую для себя профессию. Эта часть урока пройдёт на английском языке.

III. Речевая разминка.

T: Hello, friends. So, let’s begin. You are sitting in groups. Each group has different sets of cards and papers. For the first activity you should take the set of cards №1.The cards have the beginnings and the endings of famous people’s sayings about jobs, professions, work. Your task is to match them to get the right statement. (Приложение 2)

IV. Актуализация знаний лексики по теме «Выбор профессии».

(Выполняется с использованием интерактивной доски Mimio).

T: The next activity will help us to revise some kinds of jobs and professions.

Используется интерактивный CD к учебному пособию“Solutions. Intermediate.” OUP

Unit 3, Lesson A, ex.1: Jobs and gender

V. Развитие навыков аудирования.

(Выполняется с использованием интерактивной доски Mimio).

You will hear two people describing their jobs. You have to guess what they do.

Также используется интерактивный CD к учебному пособию “Solutions. Intermediate.” OUP

Unit 3, Lesson A, ex.4: What’s my job?

VI. Знакомство с результатами тестирования на определение профессионального типа учащихся.

T: There are lots of different professions. They belong to different profession types. What types do you remember? (Учащиеся называют профессиональные типы: man-man, …)

Well, I think it’s high time to discuss your questionnaire and see the results.

(Приложение 1, Слайд 14)

You can see that most teenagers in our group belong to “man-man” type. Some of you have similar points in different profession types.

VII. Презентации учащихся о профессиональных типах.

I asked some of you to make short presentations about profession types:

  • “man-man”
  • “man-nature”
  • “man-sign system”
  • “man-image”
  • “man-technology”

Учащиеся демонстрируют свои презентации.

VIII. Работа в группах.

I hope the information that has been presented will help you do the next activity. Imagine that you have a friend who hasn’t made up his mind about his future career and asks you for a piece of advice. Please, take into consideration the qualities and the traits of the character. Each group has to give their own advice to the friend. (Приложение 3, 4)

IX. Развитие навыков монологической речи. (Приложение 5)

Well, now it’s time for the most important part of our lesson – choosing your future career. To make the right choice you have to consider different points. (Слайд 15)

  • Заполнение кластера сопровождается демонстрацией слайдов 15-20.
  • Учащиеся формулируют монологическое высказывание с опорой на план:
  • Which career would you like to choose?
  • What does the job deal with?
  • Personal characteristics needed for the job.
  • Skills needed for the job.
  • Why would you like to choose the career?
  • В работе используются вспомогательные материалы.

(Приложение 4, Приложение 6)

X. Подведение итогов.

Thank you very much for your work. I hope our lesson was useful and helpful.

Your home task is to write an essay “My future career”.

Заключительное слово психолога-консультанта.

Выбор профессии - это очень сложный вопрос, и вы сегодня это почувствовали. Во всем мире существует практика обращения к специалистам по профориентации. Они приходят в школы, беседуют с детьми.

В нашем районе также существует подобная служба, и мы советуем вам туда обратиться. Мы надеемся, что специалисты помогут вам определиться и сделать правильный выбор. Желаем вам удачи!

Список ресурсов

  1. Дроздова Т.Ю., Ларионова И.В. Английский для подготовки к экзаменам – СПб.: Антология, 2006.
  2. Гроза О.Л. и др. New Millennium English: учебник англ. яз. для 11 кл. общеобраз. учрежд. – Обнинск: Титул, 2004
  3. V. Evans, J. Dooley Up-Stream Level B1+, Express Publishing, 2006
  4. CD-ROM. Tim Falla, Paul A Davies. Solutions iTools. Intermediate. Interactive Whiteboard Resources - Oxford University Press, 2009
  5. CD-ROM. Энциклопедия профессий Кирилла и Мефодия, 2006
  6. www.headhunter. livehh.ru › …entry/samye-vostrebovannye-professii…
  7. www.quotegarden.com › jobs.html.