Жизнь и творчество драматурга Александра Николаевича Островского. Творческая история пьесы "Гроза". Основной конфликт и расстановка действующих лиц в "Грозе"

Разделы: Литература


Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

Обучающая:

  • вызвать интерес к жизни и творчеству драматурга;
  • познакомить с основными этапами творческого пути Островского;
  • рассказать учащимся об особенностях жанра драма, о творческой истории пьесы «Гроза»;
  • выяснить, в чем суть основного конфликта;
  • познакомиться с действующими лицами, определить значение их имен и фамилий.

Воспитательная:

  • способствовать воспитанию патриотического отношения к русской литературе;
  • воспитывать нравственную читательскую позицию учащихся.

Развивающая: Способствовать развитию следующих компетенций:

  • лингвистическая компетенция: способствовать развитию воображения учащихся, овладению навыками самоанализа; развитию умений сравнивать, сопоставлять, обобщать);
  • коммуникативная компетенция: способствовать обогащению словарного запаса);
  • языковая компетенция: развивать у учащихся способность употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка).

Методическая цель: использование приемов активизации познавательной деятельности на уроках литературы.

Оборудование: Мультимедийный экран (презентации биографии Островского и истории создания «Грозы»), фрагменты документального фильма, листы достижений, словарь языка писателя, таблица, схема жанров.

Ход урока

I. Мотивация, целеполагание.

– Наш урок я хочу начать с притчи.

Однажды к мудрецу из далекой деревни пришли старые люди.
— Мудрец, мы слышали, что ты даешь всем мудрые советы, указываешь правильный путь, открываешь истину. Помоги и нам! Молодое поколение в нашей деревне перестало нас понимать, а с этим нам очень трудно жить. Что нам делать?
Мудрец посмотрел на них и спросил:
— А на каком языке вы говорите?
— Все старшее поколение говорит на тарабарском.
— А молодые жители?
Задумались старые люди и признались:
— Мы у них не спрашивали.
— Именно поэтому у вас получается их только слушать, но не слышать!

– Темой нашего урока как раз и будет конфликт между старшим и молодым поколениями, который озвучил известнейший драматург 19 века Александр Николаевич Островский в своем произведении «Гроза». Проблема стара как мир, но тем не менее она актуальна и до сих пор для нас.

– Итак, тема нашего урока: Жизнь и творчество драматурга Александра Николаевича Островского. Творческая история пьесы «Гроза». Основной конфликт и расстановка действующих лиц в «Грозе». (Уч-ся записывают тему).

Основная цель нашего урока: познакомиться с основными этапами жизни и творчества Александра Николаевича Островского, а также начать работу над чтением и анализом его произведения «Гроза». В конце урока вы должны будете письменно, а затем устно ответить на следующий вопрос: В чем заключается значимость драматургии Островского для культуры русского народа?

II. Изучение нового материала.

1) Сообщение учителя об основных этапах жизни и творчества Александра Николаевича Островского.

На доске записан эпиграф:

Зачем лгут, что Островский «устарел»?
Для кого? Для огромного множества Островский еще вполне нов, – мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет всё нового и усложненного, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь – и вновь пустишься в дорогу.
Алекса́ндр Рафаи́лович Ку́гель (театральный критик)

Рассказ учителя + презентация биографии Островского

Александр Николаевич Островский родился 31 марта 1823 года в Москве. Его отец, Николай Федорович, большую часть жизни проработал в судебном ведомстве. Мать, Любовь Ивановна, умерла, когда Александру было восемь лет. Обстановка, в которой жил и воспитывался А.Н. Островский, способствовала его знакомству с бытом и нравами «третьего сословия»: клиенты отца, соседи по Замоскворечью, друзья были в основном купцы и мещане. На Слайде вы видите усадьбу Щелыково, в которой Александр Николаевич проводил каждое лето. Здесь им написано девятнадцать пьес. Главный дом, построенный в XVIII веке, ни разу не перестраивался. В нем разместился мемориальный музей А.Н. Островского.

На слайде Дом-музей А. Н. Островского в Замоскворечье (Малая Ордынка, 9). В этом доме, где Островские снимали квартиру у дьякона церкви Покрова, что на Голиках, родился великий драматург.

Учеба

В 1835 году Александр поступил в Московскую губернскую гимназию. Особый интерес во время учебы он проявлял к литературе: у отца была богатая библиотека. Важным событием в его жизни стало появление в доме мачехи, баронессы Эмилии Андреевны фон Тессин. Она уделяла большое внимание обучению детей музыке, иностранным языкам, светским манерам.

После окончания гимназии в 1840 году А.Н. Островский поступил на юридический факультет Московского университета, однако проучился здесь всего три года: помешало увлечение театром и литературным творчеством.

Служба

В 1843 году А.Н. Островский поступил на службу писцом в Совестный суд, где рассматривались уголовные преступления и гражданские иски по жалобам родителей на детей и детей на родителей. В 1845 году он был переведен в Коммерческий суд.

Семейная жизнь

В 1840-е годы А.Н. Островский увлекся простой мещанкой Агафьей Ивановной и в 1849 году ввел ее в дом на правах жены. Несмотря на разницу в воспитании и образовании, Агафья Ивановна внесла в его жизнь порядок и уют. Однако отец А.Н. Островского был против – он разорвал сыном отношения и отказал ему в материальной помощи. К сожалению, все дети, рожденные в этом браке, умерли, а в 1867 году умерла и сама Агафья Ивановна.

Со второй женой, Марьей Васильевной, А.Н. Островский прожил счастливо до самой смерти. У них было пятеро детей: Александр, Сергей, Любовь, Мария и Михаил.

Сотрудничество с журналами

В начале 1850-х годов А.Н. Островский вышел в «молодую редакцию» журнала «Москвитянин». Её члены (поэт и критик А.А. Григорьев, писатель А.Ф. Писемский, исполнитель народных песен Г.И. Филиппов, артист П.М. Садовский и др.) выступили за сохранение самобытности и народности искусства.

В конце 1850-х годов частые поездки из Москвы в Петербург, в связи с постановками в Александринском театре, привели А.Н. Островского в новый литературный круг – салон И.И. Панаева. Здесь он познакомился с Л.Н. Толстым, И.С. Тургеневым, Ф.М. Достоевским и вошел в число авторов журнала «Современник». Долгие годы А.Н. Островский сотрудничал с ним, а после его закрытия в 1866 году стал публиковать свои пьесы в журнале «Отечественные записки» (главным редактором обоих журналов был Н.А. Некрасов).

Общественная деятельность

14 ноября 1865 года А.Н. Островский вместе с композитором Н.Г. Рубинштейном, драматургом и переводчиком К.А. Тарновским и писателем В.Ф.Одоевским открыл в Москве Артистический кружок. Здесь проводились музыкально-литературные вечера, исполнялись пьесы, читались произведения, устраивались костюмированные балы. При кружке образовался любительский оркестр, а затем и любительский хор, была открыта библиотека.

В 1863 году А.Н.Островский опубликовал в газете «Северная пчела» статью «Обстоятельства, препятствующие развитию драматического искусства в России» об излишней строгости цензуры и бесправии авторов. С целью решить эти проблемы под его руководством в 1874 году было создано Общество драматических писателей и оперных композиторов.

Создание народного театра

В 1882 году А.Н. Островский направил в специальную Комиссию «Записку о положении драматического искусства в России в настоящее время», где высказал мнение о необходимости создания в Москве русского народного театра: «У нас есть русская школа живописи, есть русская музыка, позволительно нам желать и русской школы драматического искусства… Национальный театр есть признак совершеннолетия нации».

Ходатайство было удовлетворено, и А.Н. Островский приступил к осуществлению проекта. Однако завершить его не удалось. В 1885 году А.Н. Островского назначили заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища Императорских Московских театров, а 2 июня 1886 года он скончался за работой в своем кабинете в имении Щелыково.

Периодизация творчества

В творчестве А.Н. Островского можно выделить несколько периодов:

творчество (конец 1840-х – начало 1850-х годов)

1847–1851 годы – А.Н. Островский ищет свою дорогу в литературе, пишет как прозаические, так и драматические произведения. После выхода комедии «Банкрот» («Свои люди – сочтемся») Н.В. Гоголь признает в нем «решительный талант».

1852–1855 годы – А.Н. Островский активно сотрудничает с «молодой редакцией» журнала «Москвитянин». В это время он создает комедии «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется».

Творчество (конец 50-х – начало 1880-х годов)

1856–1860 годы – окончательно формируется мировоззрение и складываются творческие принципы А.Н. Островского-драматурга. Высшее достижение – драма «Гроза».

1861–1886 годы – происходит расширение тематики и проблематики произведений А.Н. Островского, усложняются художественные приемы. В это время появляются пьесы: историческая хроника «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», сатирическая комедия «Лес», психологическая драма «Бесприданница».

Документальный фильм об Островском.

Вопросы к нему:

  • Роль Островского в становлении русского театра.
  • Какую роль в творческой судьбе Островского сыграло биографическое обстоятельство – жизнь в Замоскворечье? (на доске записаны).

– Все, что мы сейчас узнали о жизни и творчестве Островского несомненно имело отражение в его произведениях. К тому же Александр Николаевич является новатором в разработке традиционного жанра – драма, к которому и относится произведение «Гроза».

Поэтому для начала давайте все же разберем особенности драмы, чтобы понять особенности «Грозы».

Драма – это трудный род литературы не только для писателя, но и для читателя. Необходимо образное мышление, чтобы представить героя в той или иной ситуации. Настоящий читатель проделывает ту работу в понимании характера героя, которую проделывает актер в процессе работы над ролью.

У каждого на столе лежит раздаточный материал, давайте обратимся к схеме, в которой анализируется драма (Схема роды и виды литературы). Прочитать особенности драмы.

Так в чем же состоит сложность в восприятии драматического произведения?

Для драмы характерна зрелищность и актерская игра. Также текст разбит на действия и явления, о событиях мы узнаем из реплик героев, авторская речь в пьесе отсутствует. Вот в чем будет заключаться сложность при чтении «Грозы» .

Творческая история «Грозы» (сообщение и презентация студента).

– Фактически каждое произведение имеет свою творческую историю создания, и «Гроза» тому не исключение. Чтобы понять какие моменты и детали из жизни Островского повлияли на написание «Грозы», давайте сейчас прослушаем историю создания данного произведения.

Созданию “Грозы” предшествовало путешествие Островского по Верхней Волге, предпринятое по заданию морского министерства. Итогом этой поездки явился дневник Островского, многое приоткрывающий в его восприятии жизни провинциального Верхневолжья.

“С Переяславля начинается Меря, – записывает он в дневнике, – земля, обильная горами и водами, и народ и рослый, и красивый, и умный, и откровенный, и обязательный, и вольный ум, и душа нараспашку.

“Мы стоим на крутейшей горе, под ногами у нас Волга, и по ней взад и вперед идут суда то на парусах, то бурлаками, и одна очаровательная песня преследует нас неотразимо…И нет конца этой песне...

Впечатления от приволжских городов и сёл, от красивейшей природы, встреч с интересными людьми из народа долго накапливались в душе драматурга и поэта, прежде чем родился такой шедевр его творчества, как “Гроза”.

В течение длительного времени считалось, что сюжет драмы “Гроза” Островский взял из жизни костромского купечества, а в основу произведения положено нашумевшее дело Клыковых.

Вплоть до начала XX века многие костромичи с горестью указывали на место самоубийства Катерины – беседку в конце маленького бульварчика, в те годы буквально нависавшую над Волгой. Указывали и на дом, где она жила.

А. П. Клыкова была выдана шестнадцати лет в угрюмую купеческую семью, состоявшую из стариков родителей, сына и дочери. Хозяйка дома, суровая старообрядка, заставляла молодую сноху делать любую черную работу, отказывала ей в просьбах повидаться с родными.

В момент драмы Клыковой было 19 лет. В прошлом она воспитывалась любимой бабушкой, была девушкой веселой, живой, жизнерадостной. Молодой муж ее, Клыков, беззаботный, апатичный человек, не мог защитить жену от придирок свекрови и относился к ним равнодушно. Детей у Клыковых не было.

И тут на пути Клыковой встал другой человек, Марьин, служащий почтовой конторы. Начались подозрения, сцены ревности. Кончилось тем, что 10 ноября 1859 года тело А. П. Клыковой нашли в Волге. Возник шумный судебный процесс, получивший широкую огласку.

Прошло много лет, прежде чем исследователи творчества Островского точно установили, что “Гроза” была написана до того, как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу. Но сам факт подобного совпадения говорит о гениальной прозорливости драматурга, глубоко почувствовавшего нараставший в купеческой жизни Верхней Волги драматический конфликт между старым и новым, конфликт, в котором Добролюбов неспроста увидел “что-то освежающее и ободряющее”.

Писать “Грозу” Островский начал в июне – июле 1859 года и закончил 9 октября того же года. Впервые пьеса была опубликована в журнале “Библиотека для чтения” в январском номере 1860 года. Первое представление “Грозы” на сцене состоялось 16 ноября 1859 года в малом театре в бенефис С.В. Васильева с Л.П. Никулиной-Косициной в роли Катерины

– В итоге можно сказать, что именно путешествие по Волге оставило у Островского несомненный след в его творчестве, поскольку именно красоты этих мест он и описывает в «Грозе». А как вам история про Клыкову? Здесь Островский уже выступает как ясновидящий.

III. Словарная работа.

– А теперь приступаем к выборочному чтению и анализу произведения. Но перед этим познакомимся со словарем языка писателя. Когда вы читали произведение, то вы, конечно же, столкнулись со словами, значение которых вы не знаете или имеете не совсем полное представление, поскольку многие из них являются уже устаревшими. Перед вами лежат листы, так называемые Словари языка писателя (Приложение 2), давайте прочитаем значение некоторых слов. Сегодня мы познакомимся только с двумя словами, которые мы встретим при чтении 1 действия (Перпету – мобиль, ханжа, иезуит, мещанин, приказный).

IV. Чтение и анализ действий «Грозы». Характеристика действующих лиц.

– Давайте назовем действующих лиц «Грозы» (на доске). Что означают их имена и фамилии?

– Фамилии в пьесах Островского «говорят» не только о характере героя, но фактически дают информацию о нем. Тщательное отношение Островского к именам героев – одна из причин их реалистичности. Здесь же проявляется такое редкое качество как читательская интуиция. (Приложение 3).

Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы (1-4 явления)

– Сейчас мы прочитаем по ролям с 1 по 4 явление 1 действия «Грозы».

Вопросы:

– Где происходит действие? (город Калинов, который находится на реке Волге).

– Какая картина предстает перед зрителем, когда открывается занавес? Зачем автор рисует перед нами эту живописную картину? (Красота природы подчеркивает безобразие, трагизм происходящего в мире людей).

– Значение первых 4 явлений 1 действия? (Из них мы узнаем о порядках, царящих в городе Калинове, о самых влиятельных его жителях, о любви Бориса к Катерине).

– Что мы узнали из прочитанного о Диком, Борисе, Кулигине, Кудряше?

– Какую характеристику дает Кулигин жизни города?

Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы (5–6 явления)

В пятом явлении происходит знакомство с главными героями пьесы – Катериной и Кабанихой.

– Какой вывод о двух этих героинях можно сделать из данного диалога?

– Почему Кабанова так ненавидит Катерину.

– Что значит в устах кабанихи слово «порядок»?

V. Заполнение таблицы

– В чем же заключается конфликт в пьесе?

– Итак, всех действующих лиц пьесы мы уже можем поделить на два лагеря: «хозяева жизни» и «жертвы этих хозяев». Вы дома уже прочитали данную пьесу, поэтому давайте попробуем дать характеристику каждому персонажу, заполнив таблицу, перед вами лежат листы с пустыми таблицами, в которые вы и будете вписывать характеристику (Приложение 4).

– Дома вы сделали большую работу, а именно, выписали цитаты, диалоги, характеризующие действующих лиц. Поэтому работаем следующим образом. Сначала вы зачитываете, потом мы даем общую характеристику и вписываем в таблицу (Приложение 5).

«Хозяева жизни» «Жертвы»
Дикой – дикий, крутой сердцем, властный человек. Власть денег – основа самодурства. Грубость, невежество, брань, ругань привычны для Дикого.
Кабанова – воплощение деспотизма, прикрытого ханжеством. Постоянно и изощренно точит она своих домочадцев. Кабаниха – защитница обычаев и порядков патриархальной старины. «Домострой».
Феклуша – странница, безграмотная.
Пустыми добродетелями украшает купечество.
Тихон – слабохарактерный, спокойный, измученный укорами матери. Но он любит Катерину.
Борис – он действительно понимает Катерину, но помочь ей не в силах; нерешительный, неспособный бороться за свое счастье. Борис выбирает путь смирения.
Кулигин – талантливый человек из народа. В решительную борьбу с самодурами он не вступает, больше уговаривает их, убеждает что-то сделать для общего блага.
Варвара – понимает бессмысленность протеста, она живет по принципу: можно все, но делай так, чтобы никто об этом не узнал. Для Варвары ложь – норма жизни.
Кудряш – отчаянный, хвастливый, но вместе с тем способный на искренние чувства. Он тревожится о Катерине, не боится своего хозяина.

– Сейчас я хочу сделать небольшой акцент на следующем. Когда мы характеризовали Кабанову, то сказали о том, что она – защитница обычаев и порядков патриархальной старины. Да, действительно, были свои законы поведения и обычаи для каждой семьи, к тому же эти порядки были закреплены письменно. Письменным «документом» патриархального порядка был «Домострой» – анонимный памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известен в редакции середины XVI века на старославянском языке, приписываемой протопопу Сильвестру. Написан живым языком, с частым использованием пословиц и поговорок.

Дома вы работали с данной книгой на электронном носителе и должны были выбрать правила, которые характеризуют взаимоотношения в семье, отношения между родителями и детьми, женами и мужьями. (Зачитывание текстов).

– Конечно, порядки были строгие, но правильные и необходимые. Как вы думаете почему? (Я хочу, чтобы вы понимали все правильно, в принципе, в этих законах нет ничего плохого, поскольку они помогали сохранить семью, наладить взаимоотношения между членами семьи, приспособиться друг к другу. Просто в сущности русского человека заложена особенность – довести все до абсурда, до крайности, например, как у Кабанихи, не просто почитать родителям, а преклоняться перед ними, даже в прямом смысле этого слова (прощание Тихона с матерью).

VI. Подведение итогов

– Наш урок подходит к завершению, но на следующем уроке мы продолжим работать по «Грозе», разбирать конфликт, о котором мы только начали говорить сегодня.

В заключении давайте ответим на вопрос, который был поставлен в начале урока: В чем заключается значимость драматургии Островского для культуры русского народа? (обратить внимание на эпиграф)

– И последнее, перед вами лежат листы достижений (Приложение 1), которые помогут сориентироваться в следующем: добились ли мы поставленных целей на уроке. Эти небольшие таблицы помогут сформулировать новые правильные учебные цели мне, а вам дадут толчок к новым открытиям. (Студенты сдают листы достижений.)

Оценивание учащихся.

VII. Домашнее задание.

  1. Прочитать статью Добролюбова «Луч света в темном царстве»;
  2. Ответить на проблемный вопрос: Можем ли мы осуждать Кабаниху за ее отношение к невестке, если, в конечном счете, свекровь оказалась права в своих опасениях, ведь Катерина изменила мужу.

Литература:

  1. А. «Гроза» Островского. –М., 1975.
  2. Астафьев Ашукин Н.С., Ожегов С.И., Филиппов В.А. Словарь к пьесам Островского. – М., 1983.
  3. Драма Островского «Гроза» в русской критике. – Л., 1990.
  4. Дудышкин С.С. Две народные драмы // Драма А.Н Островского «Гроза» в русской критике. – Л., 1990.
  5. Журавлева А.И., Некрасов В.Н. Театр Островского. – М., 1986.
  6. Журавлева А.И. Островский – комедиограф. – М., 1981.
  7. Кутузов А.Г., Романичева Е.С. и др. В мире литературы. 10-й класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М, 2000.
  8. Лакшин В.Я. Александр Николаевич Островский. – М., 1982.
  9. Лебедев Ю.В. Русская литература 19 века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М., 2000. Ч. 2.
  10. Лотман Л.М. Драматургия Островского// История русской драматургии. – Л., 1987.