Технология создания изделий из металла

Разделы: Технология


Предмет, класс: Технология. Технический труд, 5 класс.

Тип урока: комбинированный (изучение новой темы с использованием ИКТ, практическое закрепление изученного материала).

Методы обучения: рассказ, показ приемов графического изображения развертки коробочки учи­телем, демонстрация наглядных пособий и ИКТ, практическая работа с использованием специальных средств обучения (обучающих стендов), позволяющих формировать алгоритмизацию мыслительной деятельности обучающихся 5 классов.

План урока (согласно типу урока): 

№ этапа урока Наименование этапа урока Время, мин.
1. Организационный момент. 3
2. Актуализация знаний. 7
3. Изложение нового материала. 20
4. Вводный инструктаж. ТБ при работе с чертежным инструментом. 5
5. Самостоятельная работа обучающихся с использованием обучающих стендов. 20
6. Текущий контроль. Первичное закрепление знаний. Промежуточный самоконтроль с использованием обучающих стендов. Текущий инструктаж. 5
7. Самостоятельная работа обучающихся. Самоконтроль и самооценка с использованием обучающих стендов. 20
8. Этап рефлексии. Подведение итогов. 7
9. Уборка рабочих мест. 3
  Итого 90

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность ученика Использование презентации, обучающих стендов Прогнозируемый
результат
Организационный этап.
Проверка готовности учащихся к уроку, высказывание добрых пожеланий, создание ситуации успеха (понравившиеся фрагменты прошлого урока), сообщение темы и целей урока. Проверяют самостоятельно готовность к уроку, (вспоминают понравившиеся фрагменты прошлого урока по обучающим стендам), настраиваются на новый материал урока. Слайд 1-4
Обучающий стенд по изготовлению елочки из ТЛМ.
Создание рабочего настроя и ситуации успеха на уроке.
Актуализация знаний.
ЗУН-ы необходимые и достаточные для освоения темы. Опрос учащихся по вопросам (мыслительная гимнастика):
1. С какими изделиями из ТЛМ Вы уже сталкивались в повседневной жизни?
2. При изготовлении какого изделия Вы обрели первый опыт по работе с ТЛМ.
Отвечают на вопросы, вспоминают ранее пройденный материал по теме: «Чтение чертежей плоских деталей из ТЛМ». Слайд 5-6
Обучающий стенд по изготовлению елочки из ТЛМ. Обучающий стенд: «Плоскостная разметка изделий из ТЛМ».
Сформированное понятие прикладного знания графической грамотности в практической деятельности по изготовлению изделий из ТЛМ.
Изложение нового материала.
Рассказ учителя по плану: ·формирование целостного представления об изготовлении изделий из ТЛМ;
·значимость прикладного знания графической грамотности в практической деятельности по изготовлению развертки коробочки из картона;
·инструменты для плоскостной разметки на картоне и на ТЛМ;
·последовательность выполнения графических работ по изготовлению чертежа развертки коробочки на основе заданных алгоритмов.
Рассматривают предложенные слайды, находят изделия выполненные из ТЛМ, виртуально представляют себе возможность их изготовления в условиях школьной мастерской. По обучающим стендам знакомятся с первым этапом изготовления чертежа развертки коробочки из картона. Знакомятся с инструментами для выполнения графических работ. Слайд 7-13
Обучающий стенд по изготовлению чертежа развертки коробочки из картона.
Наблюдать за работой учителя, уяснить технические условия по предстоящему заданию, умение самостоятельно планировать свою работу, правильно организовать РМ для выполнения графических работ.
Вводный инструктаж.
Учитель рассказывает и демонстрирует приемы работы чертежным инструментом на классной доске. Демонстрирует алгоритм выполнения графических работ по изготовлению чертежа развертки коробочки. Ученики наблюдают за работой учителя и сравнивают исходный материал для работы с обучающим стендом по изготовлению чертежа развертки коробочки из картона. Обучающий стенд по изготовлению чертежа развертки коробочки из картона. Умение наблюдать за работой, находить ошибки и предлагать способы их исправления.
Правила техники безопасности при работе с чертежным инструментом.
Демонстрирует слайды и плакаты, а затем показывает, какие опасности возникают во время работы чертежным инструментом. Самостоятельно анализируют опасные ситуации техники безопасности при работе с чертежным инструментом. Плакат: «Правила техники безопасности при работе с чертежным инструментом»  Профилактика детского травматизма.
Самостоятельная работа обучающихся с использованием обучающих стендов.
Наблюдает за работой, выявляет ошибки, помогает их исправить, следит за соблюдением правил техники безопасности. Выполняют практическую работу по изготовлению чертежа развертки коробочки из картона (по заданному алгоритму). Обучающий стенд по изготовлению чертежа развертки коробочки из картона. Закрепление полученных знаний на практике.
Первичное закрепление знаний. Промежуточный самоконтроль с использованием обучающих стендов.
Контролирует правильность применения обучающих стендов для самоконтроля на промежуточных этапах выполнения чертежа развертки коробочки. Выполняют практическую работу по изготовлению чертежа развертки коробочки из картона. Самостоятельно исправляют ошибки на промежуточных этапах выполнения чертежа развертки коробочки. Обучающий стенд по изготовлению чертежа развертки коробочки из картона. Закрепление полученных знаний на практике.
Самостоятельная работа обучающихся. Самоконтроль и самооценка с использованием обучающих стендов.
Наблюдает за работой, выявляет ошибки, помогает их исправить, следит за соблюдением алгоритма выполнения графических работ по изготовлению развертки коробочки из картона. Самостоятельно исправляют ошибки на промежуточных этапах выполнения чертежа развертки коробочки. Самоконтроль и самооценка чертежа. Обучающий стенд по изготовлению чертежа развертки коробочки из картона. Закрепление полученных знаний на практике. Сравнительный анализ выполненной работы.
Этап рефлексии. Подведение итогов.
Анализирует типичные ошибки, которые были допущены учениками во время работы. Над чем предстоит поработать дома.
Выставляет и комментирует оценки за работу на уроке.
 Анализируют допущенные ошибки во время работы. Планируют над чем предстоит поработать дома.
Обучающий стенд по изготовлению чертежа развертки коробочки из картона. Умение анализировать свою работу. Самооценка своей деятельности.
Уборка рабочих мест.
Контролирует уборку рабочих мест и сдачу чертежных инструментов. Убирают рабочие места, приводят себя в порядок.    Соблюдение правил поведения в технической мастерской.

Литература: 

  1. Муравьев Е.М. Технология обработки металлов: учебник для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение 2000 - 224 с.
  2. «Технология»: Программы начального и основного общего образования: Сборник. – М.; «Венетана-Граф», 2007 -192с.
  3. Симоненко В.Д. «Технология» учебник для учащихся 5 класса (вариант для мальчиков) общеобразовательной школы. М. «Венетана-Граф» 2008.
  4. Боровых В.П. Уроки технологии с применением ИКТ. 5 – 6 классы. Методическое пособие с электронным приложением. – М.: Планета, 2011 – (Современная школа).

Приложение.