Урок "Путешествие в эгейскую культуру"

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Цель: дать представление о характерных особенностях художественной культуры Эгейского мира.

Задачи.

1. Выявление особенностей критской и микенской культур на примере памятников архитектуры, изобразительного искусства и ДПИ и специфики выразительных средств.

2. Освоение понятий: акрополь, мегарон, толос, дромос, лабрис, фреска.

3. Развитие навыков сравнительного анализа произведений искусства Эгейской цивилизации.

4. Развитие эстетического вкуса учащихся.

Слайд 1. Введение

Слайд 2. Географическое положение

Остров Крит – центр античного мира III-II тысячелетия до н.э. – находился на стыке трех материков: Европа, Азия, Африка. Это давало возможность критской культуре развиваться в благоприятном соприкосновении с древними культурными мирами. Критское царство – мощная морская держава с могущественным флотом и хорошо развитыми торговыми связями. Жители Крита занимались земледелием, обрабатывая плодородные равнины острова, собирали богатый урожай зерна, винограда, оливкового масла круглый год.

Царем Крита был Минос, отсюда и название цивилизации – минойская.

Город-государство Микены наивысшего расцвета достигло в XVI-XIII вв. до н.э. после гибели Критского государства. Микенская цивилизация развивалась на юге материковой Греции с центрами в Микенах и Тиринфе. Ее создателями были греки-ахейцы, поэтому культура получила название – ахейская.

Слайд 3. Археологи

Артур Джон Эванс – английский археолог, коллекционер памятников древности, хранитель Оксфордского музея – обладал незаурядными способностями ученого и жаждущей приключений натурой романтика. В 1900 году начал раскопки на Крите и обнаружил руины ансамбля грандиозного дворца. Работы продолжались сорок лет. Свои археологические исследования он изложил в четырехтомном труде, за который Эванс получил звание лорда. Это были и мировое признание, и благодарность за возможность глубоко и серьезно изучать культуру исчезнувшей цивилизации.

Генрих Шлиман – сын пастора, вырос в бедной семье, вынужден был рано бросить школу, пойти работать. Жизнь его похожа на приключенческий роман: он был и портовым грузчиком, и подручным в бакалейной лавке, и юнгой на корабле, и бухгалтером, и золотоискателем, и купцом. Во всех начинаниях ему сопутствовал успех благодаря фантастическому везению и природному таланту. Став обеспеченным человеком, он осуществляет свою детскую мечту – найти Трою, в существование которой тогда мало кто верил. Смыслом жизни Шлимана стало желание доказать, что в основе гомеровского эпоса лежат реальные события. В своих поисках он опирается на “Илиаду” Гомера, как на путеводитель. Шлиман купил участок в Турции, который наиболее соответствовал описаниям Гомера. Три года шли раскопки, в ходе которых Шлиману удалось обнаружить легендарный город и открыть новую страницу древней истории, доказать достоверность событий, изложенных в бессмертной “Илиаде”. Теперь Гомеру поверили все!

Удачные раскопки в Малой Азии вдохновили археолога на новые поиски, следуя указаниям Гомера, в Греции. Он обнаружил руины Микен – родного города предводителя греков-ахейцев в Троянской войне Агамемнона. Он нашел крепостные стены города, купольные и шахтовые гробницы микенских царей с уникальными драгоценными вещами и погребальными золотыми масками. Позже проводимые раскопки в Тиринфе и найденные вещи доказывали, что Тиринфе принадлежал к той же культуре, что и Микены.

Слайд 4. Архитектура

На Крите, так же как и в Египте и в Месопотамии, много строили, но не храмы, а дворцы. Архитектура носила светский характер, т.к. не удалось обнаружить ни одной постройки, посвященной какому-либо божеству. Островное положение Крита и мощный флот обеспечивали критянам безопасность. Поэтому критские дворцы не имели никаких укреплений: ни рвов, ни крепостных стен.

Микены и Тиринф находились непосредственно на греческом материке, а такое расположение городов на открытой местности было не безопасным. Поэтому первой особенностью ахейского градостроительства было строительство мощных крепостных стен.

Слайд 5. Особенности архитектуры

“Дворец в Кноссе своей легкой, открытой архитектурой напоминает дворцы эпохи Возрождения. Мореходам, которые бросали якорь в критском порту, открывалась изумительная картина. На фоне южного голубого неба, в лучах жаркого солнца красиво вырисовывался ансамбль ослепительно белых зданий.… Это, вероятно, было прекрасное, захватывающее зрелище, поэтому не удивительно, что пораженные мореплаватели повсюду рассказывали об острове чудеса”. (Зенон Косидовский)

Условием спокойного существования Микен и Тиринфа была защита своих территорий. Дворцы окружались внушительного вида стенами. Врагам, которые хотели взять город приступом, чтобы добраться до ворот, нужно было продвигаться вдоль стен под градом стрел, копий, камней

Слайд 6. Дворцовый ансамбль

Кносский дворец – это ансамбль, гармония которого создается свободным сочетанием форм, расположение которых зависит от особенностей рельефа. Это дворец во всем своем великолепии. Вокруг него – высокие горы со сверкающими снежными вершинами, цветущие равнины, а за ними теплое лазурное море.

Ахейцы строили свои поселения на высоких холмах, которые называли “акрополи”, т.е. “верхние города”, окружая их кольцом мощных крепостных стен. В акрополе были сосредоточены главные постройки города. Дорога на акрополь проходила через крепостные ворота. Расположение Микенского акрополя было выгодным для защиты от вражеского нападения: с одной стороны акрополя – глубокое ущелье, с других сторон – крепостные стены, высотой 18 м.

Слайд 7. Планировка дворца

Расположение помещений Кносского дворца было удивительным. Такой планировки мир не знал. К центральному двору примыкали со всех сторон комнаты, расположенные на разных уровнях. Часть из них – на уровне двора, другие – ниже, третьи – на два или три этажа выше. Во дворце было столько много комнат, коридоров, запутанных ходов, что он походил на лабиринт.

Микенский акрополь – дворец царя Агамемнона. Окружала его мощная крепостная стена, в ширину достигавшая 6 метров. В стенах располагалась сложная система галерей, ходов, ведущих к продовольственным и оружейным складам, цистернам для воды. Все было предусмотрено на случай обороны и долгой осады города.

В противоположность критским, дворцы ахейских владык отличались симметрией и имели четкую систему в расположении комнат и залов. Вблизи дворца находились дома знати, а за пределами крепости, у подножия холма, лежал нижний город, где жили простые люди, купцы, ремесленники.

Слайд 8. Центральное помещение дворца.

Центральное место в огромном архитектурном комплексе Кносского дворца занимает открытый прямоугольный двор размером 50 на 30 метров, выложенный плитами. Все постройки располагались вокруг этого двора. Наружу выходили только глухие стены, а фасад был обращен внутрь.

Сердцем Микенского дворца является мегарон (греч. “большой зал”) – парадное помещение для собраний и праздничных пиршеств. Продолговатое, изолированное массивными стенами от окружающего мира, здание встречало входящих колонными портиками. Далее через вестибюль гости попадали в большой зал – мегарон. Само слово “мегарон” обозначало и само здание, и его главный зал – большое помещение с очагом в центре и колоннами вокруг него, который стал прообразом эллинских храмов. Вокруг мегарона располагались жилые комнаты, коридоры, кладовые, ванные.

Слайд 9. Обобщение “Архитектура”

Слайд 10. Кносский дворец

Белые стены критского дворца и темные колонны, сужающиеся к низу - такие колонны встречаются только на Крите. Такая необычная конструкция производит впечатление прочной опоры, весьма необходимой в таком воздушном сооружении. Бордо-красный цвет колонн создавал особенный декоративный эффект.

Слайд 11. Внутреннее пространство Кносского дворца

Несмотря на сложную планировку, жизнь во дворце протекала удобно и приятно. Внутренние лестницы связывали между собой этажи и соединялись с большими открытыми верандами. Лестничные клетки, прорезавшие все здание снизу доверху, служили световыми колодцами, маленькими внутренними двориками, через которые проникал воздух и свет. Это спасало жителей дворца от палящего солнца, в комнатах всегда ощущалась приятная прохлада.

Слайд 12. Микенский акрополь

Если отличительной чертой критской архитектуры является отсутствие симметрии, то особенность микенской архитектуры в том, что при строительстве крепостных и оборонительных сооружений ахейских владык использовались камни огромных размеров. Это частично обработанные глыбы, промежутки между ними заполнялись мелким камнем. Такую кладку эллины назовут “циклопической”. Она поражает воображение даже сегодня. И в самом деле, только гигантам-циклопам под силу было втаскивать эти глыбы на гору и укладывать их друг на друга.

Условием спокойного существования ахейцев была защита территорий, поэтому микенская архитектура проста и сурова.

Слайд 13. Гомер в своей “Илиаде” назвал Микены “златообильными”, а Тиринф – “крепкостенным”

В город-крепость вели только два входа – главные ворота на восточной стороне и потайной ход на западной стороне, скрытый под стенами. Перед вами знаменитые “Львиные ворота” (вход на Микенский акрополь): широкий пролет венчает треугольный рельеф с изображением двух львиц, поставивших свои лапы на пьедестал.

Крепость возвышалась над огромными просторами, где раскинулись равнины и склоны невысоких холмов.

Слайд 14. Гробницы ахейских царей

К числу самых известных памятников микенской архитектуры относятся гробницы ахейских царей. Для умерших владык в скалах высекали прямоугольные могилы. Добраться до гробниц, находящихся в глубоких погребениях, можно было, сделав вертикальные колодцы-шахты, отсюда и их названия – шахтовые. Позднее начинается сооружение купольных гробниц – толосов. Монументальные толосы не уступают по своей грандиозности дворцам и крепостным стенам. В погребальную камеру под курганом вел узкий коридор – дромос. Захоронения отличались необычайной пышностью и богатством.

Слайд 15. Обобщение. Архитектура дворцов

Слайд 16. Живопись

Стены Кносского дворца были украшены фресками – росписью по сырой штукатурке. Художники покрывали стены яркой и красочной декоративной живописью. Они использовали различные краски: черную, белую, красную, желтую, синюю, зеленую. Сюжеты фресок самые разнообразные: сцены мирной жизни, различные шествия, изображения животных, морские мотивы.

Стены дворца в Микенах также украшены росписями, но для них типичны сцены сражений, осады крепости, запрягания коней, охоты.

Слайд 17. Женские образы

О важном месте, которое занимает женщина в минойском обществе, говорят фрески с изображением критских аристократок. Оживленное личико, чуть вздернутый носик, легкое кокетство, сложная прическа, игривый завиток локона, огромные глаза – портрет молодой женщины, которую археологи назвали “Парижанка”.

Изображения микенских дворцов менее живописны и более схематичны, в художественном отношении уступают критским.

Слайд 18. Фрески

Шедевром минойского изобразительного искусства является фреска “Царь-жрец”, в которой изящный загорелый юноша идет по цветущему лугу. Фигура юноши трактуется в духе египетского канона: ноги и голова – в профиль, плечи и глаз – в фас.

Слайд 19.

Идеалом красоты считались хрупкие фигуры с тонкими, “осиными” талиями. Герои фресок находятся в постоянном движении. Как и египетским рисункам, им свойственна условность цвета: мужские фигуры рисуются темной кирпично-красной краской, а женские - светлой.

Изображения мужских фигур микенской культуры менее изящны. Это шествующие воины в доспехах.

Слайд 20. Изображения животных

Самая загадочная фреска Кносского дворца – “Игра с быком”. По всей вероятности такие игры были чрезвычайно популярны. Может быть, это были спортивные состязания, а может, один из религиозных обрядов островитян. Фигуры людей кажутся миниатюрными рядом с могучим телом быка. Его удлиненная фигура заполняет всю фреску. Эта сцена до сих пор вызывает жаркие споры ученых. Акробат над спиной разъяренного быка делает головокружительное сальто. Испанские тореадоры и американские ковбои утверждают, что совершить такой трюк невозможно, слишком велика скорость быка. Что же это – реальная сцена или фантазия художника? Художник настолько искусно запечатлел веселую и непринужденную игру акробатов, что мы забываем о смертельной опасности подобных трюков. Фреска воспринимается как гимн красоте и ловкости человека.

Изображение на ахейском мече тоже полно экспрессии. Стремительные мужские фигуры пытаются остановить нападающего льва. Микенские художники часто изображали хищного зверя, такие сюжеты никогда не встречались на Крите.

Слайд 21. Фрески Кносского дворца

Живопись – главное украшение дворцовых покоев. Она наполнена динамикой, ее герои находятся в постоянном движении. Изображения отличаются ярким колоритом красок, они не пугают, никого не прославляют, они радуют зрителей. Узоры покрывали стены, потолки, а иногда и полы. Богато украшен Тронный зал. У северной стены находился трон с высокой спинкой, на стенах изображены фантастические грифоны – львы с орлиными головами. Стены парадных помещений дворца знакомят с жизнью и развлечениями его обитателей: праздники, театральные представления, танцы, забавы детей.

Слайд 22. Скульптура

Произведения монументальной круглой скульптуры Крита до нас не дошли. Найденные предметы мелкой пластики доказывают, что критские мастера умели работать с разными материалами6 глиной, слоновой костью, фаянсом, бронзой, золотом. В Кносском дворце были найдены статуэтки женщин со змеями, высотой всего 30 см. Это изображения жриц, а змеи в руках – символ благосостояния в доме. Критяне считали змей добрыми божествами. Фигуры женщин скованы и статичны.

Примером монументального рельефа микенской культуры являются “Львиные ворота”. Это центральный вход в крепость, над пролетом которого расположена известняковая плита с рельефным изображением колонны – священного символа правителей Микен, а по бокам застыли фигуры царственных львов. Других скульптурных изображений в Микенах не обнаружено.

Слайд 23. Символы Кносского дворца

Своеобразие религии критян проявляется в том, что жители острова не знали привычного для современности почитания божества в храме, при раскопках не было обнаружено ни одного храмового здания. Божеству поклонялись в священных рощах, пещерах, во дворцах правителей и домах обычных горожан. Именно там были найдены небольшие святилища с изображениями культовых предметов. Например, ритон – сосуд для воды в виде бычьей головы. Большое количество всевозможных изображений быка или его рогов говорило о том, что это животное, хотя и не было получеловеком-полубыком (согласно мифу), имело большую популярность.

Изображения двойной секиры – лабриса – самого почитаемого символа критян, так же как и бычьи рога, но не совсем обычный для миролюбивых жителей благородного острова, очень часто встречаются в дворцовых покоях. Поэтому некоторые ученые предполагают, что этим может быть связано слово “лабиринт”, которое означает – “дом двойной секиры”. Лабрис – символ силы и превосходства.

Слайд 24. Богатства гробниц ахейских царей

Захоронения в гробницах отличались необычайной пышностью. В них найдено большое количество драгоценностей, серебряных и золотых кубков, диадемы, парадное оружие, кинжалы, золотые пластины, украшавшие одежду. Интересной находкой являются маски, сделанные с лиц умерших вождей, они передают некоторые индивидуальные черты человека. Щедрые дары сопровождали владык в загробную жизнь.

Слайд 25. Гончарное искусство Крита

О мастерстве критских гончаров и художников свидетельствуют вазы, исполненные на гончарном круге и расписанные всевозможными орнаментами. Стиль, в котором выполнены эти вазы, традиционно называют “камарес” - по названию современной деревни, вблизи которой были найдены изделии подобного рода. На темный фон белой краской наносили узоры, стилизованные растения, которые оплетали вазу. Критский мастер всегда стремился рисунком подчеркнуть форму изделия. Если оно округлое, его украшали осьминогом или круговым орнаментом. Если ваза вытянутая, на ее поверхности изображали стебли растений, тянущиеся вверх. Изображения человеческих фигур на сосудах не встречается, только рыбы, осьминоги, морские звезды, растения.

Слайд 26. Обобщение. Изобразительное искусство

Слайд 27. Литература и Интернет-ресурсы

  • Вощинина А.И. Античное искусство. М., 1962.
  • Всеобщая история искусств. Т. I. Искусство древнего мира. М., 1959.
  • Колпинский Ю.Л. Искусство Эгейского мира и Древней Греции. М., 1970.
  • Лисичкина О.Б. Мировая художественная культура. Часть I. СПб., “Специальная литература” 1997.
  • Любимов Л.Д. Искусство древнего мира. М., 1971.
  • Ривкин Б.И. Малая история искусств. Античное искусство. М., 1972.
  • http://www.school.edu.ru
  • http://www.artclassic.edu.ru
  • http://www.mhk.spb.ru
  • http://www.wordarthistory.com