Особенности формирования навыка чтения у детей

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика


Самое благоприятное время для обучения ребенка чтению (психологи называют это «сензитивный период») – 6 лет. К этому возрасту у ребенка уже в основном развились те свойства, которые способствуют формированию навыка чтения: объем и переключение внимания, память, произвольность поведения, подготовлен к воспроизведению письменной речи артикуляционный аппарат.

Однако формирование навыка чтения происходит не у всех детей одинаково быстро, поэтому родителям стоит запастись терпением и помочь ребенку научиться читать. Для этого нужно:

  1. Чтобы ребенок захотел читать, он должен понять, что это необходимо. Если в доме есть красочные, привлекающие внимание книги, то такое желание возникнет скорее. Не пугайтесь, если сначала ребенок будет только рассматривать картинки в этих книгах.
  2. Для отработки навыка чтения необязательно сидеть за столом: это скучно и утомительно. Очень полезны совместные игры, в которых ребенок должен выполнять задания, записанные на специальных листках-«секретах». Например, ребенок читает записку: «Сделай пять шагов вперед и два шага влево, протяни руку вперед и на столе под книгой увидишь следующее задание». Ребенок находит следующее задание, выполняет его, так несколько раз. В результате он должен обнаружить какой-то сюрприз: сладости, игрушку. Таким образом, ребенок тренирует навык чтения и в то же время осознает, что этот навык необходим в жизни. Можно совместить игру с реальностью, например, поиграть с ребенком в почту на настоящей почтовом отделении, предложив ему там прочитать или написать телеграмму, или по пути домой предложить первокласснику читать вывески и рекламные плакаты.
  3. Не заучивайте наизусть тексты, заданные для чтения дома. Не читайте по пять раз одно и то же. Для хорошего прочтения достаточно двух раз. Лучше используйте свободное время на другие упражнения, способствующие формированию навыка чтения.
  4. Развесьте по комнате слова, которые наиболее часто встречаются в учебных текстах. Научите ребенка обращать внимание на эти слова и быстро их читать.
  5. Предложите ребенку для чтения книжку с коротенькими текстами, чтобы он за один раз мог прочитать целый текст.
  6. Очень полезно выполнение интересных заданий из детских журналов, разгадывание ребусов, шарад, кроссвордов.
  7. Тексты подлиннее читайте вместе с ребенком: один абзац читает ребенок, другой читаете вы. После чтения не забудьте спросить, все ли понял ребенок.
  8. Не торопите ребенка, не читайте с ним на скорость, лучше отработайте навык выразительного чтения, научите его делать правильную интонацию. Впоследствии это поможет ему освоить пунктуацию русского языка.
  9. Если в тексте, который читает ребенок, встречаются незнакомые слова, посоветуйте ему обратиться к словарю, приучите его делать это систематически. Для этой цели в доме должны быть толковый словарь и словарь иностранных слов.
  10. Помните, что формирование навыка чтения связано с логопедической готовностью ребенка. Если вы заметили какие-то логопедические проблемы: трудности прочтения сложных слов, перестановка слогов, замена букв, обратитесь к специалисту-логопеду.
  11.  Навык чтения находится в прямой зависимости от уровня развития мелкой моторики руки. Организуйте для ребенка занятия, развивающие мелкую мышцы кисти руки: лепку из пластилина, штриховка, вырезание мелких деталей, работу с мелкими деталями конструктора, вязание, вышивание. Хорошо, если одновременно ребенок будет рассказывать, что он делает.

Более подробно об этом можно прочитать в книгах:

  1. Бузунов В.В. Потехе час. Вып. 1-4. М.: 1994.
  2. Гершензон М.А. Головоломки профессора Головоломки. М.: 1994.
  3. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. С.-П. 1999.
  4. Глинка Г.А. Развиваем мышление и речь. С.-П. 1997
  5. Ермолаев О.Ю., Матюрина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. М.: 1987.
  6. Кобитина И.И. Работа с бумагой: поделки и игры. М.: 2000.
  7. Смекалка для малышей. Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки. М.: 1994.
  8. 1000 и одна загадка. Сборник загадок. / Сост. М.Е.Фрид. М.: 1996.
  9. Фельдчер Ш., Либерман С. 400 способов занять ребенка от 2 до 8 лет. С-П. 1996.