Музыкальная тема на страницах романа И.А. Гончарова "Обломов"

Разделы: Литература


Оснащение урока:

  • Портрет И.А Гончарова.
  • Эпиграф урока записан на доске: "Мелодией одной звучат печаль и радость..." (А.Блок).
  • Музыкальные фрагменты: ария Нормы "Casta diva"("Пречистая дева") из оперы Беллини "Норма"; женские романсы 19 века.
  • Справочные материалы/карточка/ для учащихся.
  • Слова В.Г.Белинского и Д.И.Писарева об образе О.Ильинской (записаны на доске).

Цели урока:

  • Воссоздать историю взаимоотношений Обломова и Ольги Ильинской;
  • Раскрыть характеры героев через музыкальное оформление романса;
  • Развивать у учащихся умение анализировать эпизоды, образы - персонажи, высказывать свое отношение к героям.

Ход урока

1). Приветствие учителя.

- Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений -
Мы вместе сочиним урок!
Мои соавторы и судьи,
Оценкой вас не накажу,
За странный слог не обессудьте.
А дальше прозой я скажу.

Итак, роман "Обломов" прочитан. Но это не то произведение, которое быстро забываешь. О нем думаешь, споришь, рассуждаешь.

Мы перелистаем сегодня полюбившиеся страницы романа, остановив внимание на двух героях - Илье Обломове и Ольге Ильинской, поговорим об их красивом и грустном романе и, главное, - выявим роль музыки в раскрытии характеров этих героев. (Учитель обращает внимание учащихся на эпиграф урока).

2). Мне, как женщине, близки те писатели, которые, наряду с интересными, характерными мужскими образами рисует и яркие женские, Гончаров из их числа.

(Учитель привлекает внимание учащихся к словам Белинского и Писарева об Ольге Ильинской).

ДОСКА - В.Г.Белинский: "К особенностям таланта Гончарова принадлежит необыкновенное мастерство рисовать женские характеры".

Д.И.Писарев: "Естественность и присутствие сознания - вот что отличает Ольгу от обыкновенных женщин".

- А какой рисует Ольгу Гончаров?

/Работа со справочным материалом

1."Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миньятюрных рук, как у пятилетнего ребенка, с пальцами в виде винограда. Но если б её обратить в статую, она бы была статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы - овал и размеры лица; все это в свою очередь гармонировало с плечами, плечи - с станом:"/.

- Какое слово является ключевым в портрете Ольги?

В ней все гармонично, она исключительная женщина. И вдруг влюбляется в заурядного Обломова? Заурядного ли? Ольга, как никто другой, сумела заглянуть в душу своего нового знакомого, оценить его благородство, нравственную чистоту, оригинальность взглядов.

У них "случилась" своя весна, овеянная любовью и музыкой. В первый день знакомства Ольга получила возможность оценить подкупающего непосредственностью Обломова. Ольга спросила о том, какая музыка ему нравится.

Что отвечает Обломов?

/Справочные материалы.

2. "Трудно ответить на этот вопрос! Всякая! Иногда я с удовольствием слушаю сиплую шарманку, какой-нибудь мотив, который заронился мне в память, в другой раз уйду на половине оперы; там Мейербер зашевелит меня; даже песня с барки: смотря по настроению! Иногда и от Моцарта уши зажмешь:"./

- Какой же вывод делает Ольга после этих слов? (" : значит, вы истинно любите музыку").

3). Через весь роман Гончарова лейтмотивом проходит одна музыкальная тема? Какая? (звучит фонограмма арии Нормы "Casta diva").

Это одно из любимых произведений не только Обломова, но и самого Гончарова. А герой наш говорит о нем на страницах романа задолго до знакомства с Ольгой.

/Справочные материалы

3. "В доме уж засветились огни; на кухне стучат в пять ножей; сковорода грибов, котлеты, ягоды: тут музыка. Casta diva: Casta diva! - запел Обломов. - Не могу равнодушно вспомнить Casta diva, - сказал он, пропев начало каватины, - как выплакивает сердце эта женщина! Какая грусть заложена в эти звуки!... И никто не знает ничего вокруг: она одна: Тайна тяготит её, она вверяет её луне"/.

- Какой прием использует Гончаров в этом отрывке? (Антитеза).

В этом коротком монологе писатель заставляет своего героя совместить несовместимое; котлеты и Беллини, сковороду грибов и плакучее сердце Нормы! Но из таких контрастов и складывается характер Обломова, в нем борются романтик и гурман. Под влиянием нахлынувшего чувства романтик одерживает временную победу.

4). Вся дальнейшая цепь взаимоотношений Ильинской и Обломова развивается под музыкальный аккомпонимент.

А). Вечер у Ильинских. Штольц знакомит Илью Ильича с Ольгой. Он заставляет Обломова просить, чтобы Ольга спела.

- Какова реакция Обломова на эту просьбу?

И вот Ольга запела (звучит фонограмма с одним из женских романсов 19 века).

/ Справочные материалы.

4. "Засветили лампу, которая, как луна, сквозила в трельяже с плющом. Сумрак скрыл очертания лица и фигуры Ольги и набросил на нее как будто флеровое покрывало; лицо было в тени; слышался только мягкий, но сильный голос, с нервной дрожью чувства.

Она пела много арий и романсов, по указанию Штольца; в одних выражалось страдание с неясным предчувствием счастья, в других радость, но в звуках этих уже таился зародыш грусти.

От слов, от звуков, от этого чистого, сильного девического голоса билось сердце, дрожали нервы, глаза искрились и заплывали слезами. В один и тот же момент хотелось умереть, не пробуждаясь от звуков, и сейчас же опять сердце жаждало жизни:

Обломов вспыхивал, изнемогал, с трудом сдерживал слезы, и еще труднее было душить ему радостный, готовый вырваться из души крик. Давно не чувствовал он такой бодрости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг.

<:> Он не спал всё ночь: грустный, задумчивый, проходил он взад и вперед по комнате; на заре ушел из дома, ходил по Неве, по улицам, бог знает, что чувствуя, о чём думая:"/.

Б). Следующая, центральная кульминация романа - признание. И вновь Ольга за роялем. Судьбоносные перспективы слышатся Обломову в этой музыке.

/Справочные материалы

5. "Долго пела она, по временам оглядываясь к нему, детски спрашивая; "Довольно? Нет, вот еще это", - и пела опять.

Щеки и уши рдели у неё от волнения; иногда на свежем лице её вдруг сверкала игра сердечных молний, вспыхивал луч такой зрелой страсти, как будто она сердцем переживала далекую будущую пору жизни, и вдруг опять потухал этот мгновенный луч, опять голос звучал свежо и серебристо.

И в Обломове играла такая же жизнь; ему казалось, что он живет и чувствует все это - не час, не два, а целые годы:

(:) У него на лице сияла заря пробужденного, со дна души восставшего счастья; наполненный слезами взгляд устремлен был на нее.(:)

- Что с вами?- спросила она.- Какое у вас лицо! Отчего? Посмотрите в зеркало, глаза блестят, боже мой, слезы в них! Как глубоко вы чувствуете музыку!

- Нет, я чувствую: не музыку:а:любовь!- тихо сказал Обломов"./

В). Далее - борьба с чувством и за чувство. Отношения героев движутся к печальной развязке.

/Справочные материалы.

6. "Вы, кажется, не расположены сегодня петь? Я и просить боюсь,- спросил Обломов, ожидая, не кончится ли это принуждение, не возвратится ли к ней веселость, не мелькнет ли хоть в едином слове, в улыбке, наконец, в пении луч искренности, наивности и доверчивости.

- Жарко,- заметила тетка.

- Ничего, я попробую, - сказала Ольга и спела романс.

Он слушал и не верил ушам.

Это не она: где же прежний страстный звук?

Она пела так чисто, так правильно и вместе так: так:как поют все девицы, когда их просят спеть в обществе: без увлечения. Она вынула свою душу из пения, и в слушателе не шевельнулся ни один нерв"./

Г). Жизненная правда, однако, сопротивляется счастливому концу. Напрасны старания Ольги - слабые нити, связывавшие их с Обломовым, легко рвутся.

А уж когда Илья Ильич перебирается к Пшеницыной на Выборгскую сторону, там, конечно, и слыхом не слыхивали ни о каком Беллини.

В финале еще раз звучит упоминание Обломовым о Casta diva.

- Но в какой обстановке Обломов вспоминает о ней?

(Вывод: музыка ушла из жизни Обломова).

Д). И вроде бы осталась в жизни Ольги Ильинской. Но со штольцовской умеренностью и аккуратностью.

- Что значила музыка в жизни Штольца? (Компонент благополучного буржуазного интерьера).

/Справочные материалы.

7." Обстановив Ольгу цветами, обложив книгами, нотами и альбомами, Штольц успокаивался, полагая, что надолго наполнил досуги своей приятельницы, и шел работать. (:) потом возвращался к ней утомленный, сесть около ее рояля и отдохнуть под звуки ее голоса:"./

Да, теперь музыка Ольги не пробуждает сердечных волнений, под нее можно лишь отдохнуть после доходных операций. Идиллия оборачивается грустью и в этой, на первый взгляд, благополучной развязке.

А у нас в душе еще звучит Casta diva, волнующая музыка тех кратких мгновений возвышенной гармонии, когда в унисон бились сердца (далее следует надпись на доске) Ольги Ильинской и Ильи Ильича Обломова.

Обратите внимание на подчеркнутые слова,- у великих писателей случайностей не бывает.

5).

Урока время истекло.
Я вам, ребята, благодарна
За то, что встретили тепло
И поработали ударно.

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Домашнее задание: Письменно ответить на вопрос: Как вы думаете, имело ли для Гончарова принципиальное значение имя героя? (Опираться на русский фольклор и библейские предания).