Адаптация коррекционного оборудования профессора Л.Б. Баряевой для незрячих и слабовидящих детей

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа


Для целостного развития детей с ограниченными возможностями здоровья необходима полифункциональная интерактивная среда [2]. С целью создания такой среды 31.12.2010 года приказом №1038 по министерству общего и профессионального образования Ростовской области ГКОУ РО школе интернату III, IV видов №33 г. Новочеркасска школе-интернату присвоен статус областной инновационной площадки по реализации проекта "Адаптация коррекционного оборудования профессора Л. Б. Баряевой (ООО "ПКФ "Альма" г. Санкт-Петербург) для незрячих и слабовидящих детей".

Цель программы: создание полифункциональной интерактивной среды; изучение, обобщение опыта профессора Л.Б. Баряевой и внедрение инновационных образовательных технологий, способствующих повышению качества учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процессов в ГКОУ РО школы-интерната III, IV видов № 33 г. Новочеркасска Ростовской области.

Задачи программы:

  • создание ресурсной базы для реализации программы инновационной площадки до 2013 года;
  • внедрение в учебно-воспитательный и коррекционно-развивающий процессы школы-интерната инновационных технологий;
  • совершенствование содержания и развития инновационных образовательных и коррекционно-развивающих технологий;
  • реализация здоровьесберегающих технологий.

Ожидаемые результаты:

  • создание комфортной полифункциональной интерактивной среды обучения, воспитания, коррекции и развития для детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • развитие сенсорной сферы, мышления, и формирования компенсаторных функций организма воспитанников;
  • сохранение здоровья обучающихся воспитанников;
  • формирование системы компенсации зрительных нарушений незрячего школьника;
  • утверждение социального статуса на преодоление переживаний в связи с осознанием воспитанником своего положения в среде здоровых людей;
  • повышение профессионализма и педагогического статуса работников школы-интерната.

Для реализации цели, задач и получения ожидаемых результатов в марте 2011 года, с помощью спонсоров, произведена закупка следующего оборудования:

Наименование товара Единица измерения Количество
1 Кресло складное детское "Трансформер" АЛ 288 шт 1
2 Детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной АЛ 508 шт 1
3 Волшебная нить с контроллером 10м шт 1
4 Пучок фиброопт. волокон "Звёздный дождь", 100 нит. шт 1
5 Настенный гребень шт 1
6 Сухой душ АЛ 416 шт 1
7 Блок дистанционного управления световыми приборами шт 1
8 Музыкальный центр шт 1
9 Тренажер функциональной активности мозга ТММ ''Мираж'' шт 1
10 Набор "Радуга" АЛ 205, 12 предметов шт 1
11 Набор "Гномик", АЛ 223, 28 предметов шт 2
12 Дидактическая черепаха АЛ225 шт 2
13 Чехол "Математический " АЛ228/4 шт 1
14 Чехол "Умелые ручки" АЛ228/5 шт 1
15 Чехол "Укрась полянку" АЛ228/1 шт 1
16 Панно игровое тактильное "Ежик" АЛ 272 шт 1
17 Азбука дорожного движения игра обуч. АЛ 404 шт 1
18 Детский игровой комплект "Азбука пожарной безопасности" АЛ 431А шт 1
19 Детский игровой комплект "Азбука здоровья и гигиены" АЛ 432 Г шт 1

С целью сохранения здоровья обучающихся воспитанников и формирования системы компенсации зрительных нарушений незрячего школьника создан кабинет безопасности жизнедеятельности.

Педагог-психолог в мае 2011 года в г. Ростове-на-Дону прошла обучение на семинаре "Полифункциональная среда: психологическая безопасность (тёмная сенсорная комната), безопасность жизнедеятельности". Учитель Тимофеева Т.Б. в мае 2011 года в г. Ростове-на-Дону прошла обучение на семинаре "Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью - инновационная образовательная программа для детей с ОВЗ".

Для развития сенсорной сферы, мышления, и формирования компенсаторных функций организма воспитанников создана сенсорная комната.

Сенсорную комнату, как предметно - развивающую полифункциональную интерактивную среду можно разделить на три блока: среда темной сенсорной комнаты, среда светлой сенсорной комнаты и среда комнаты для сенсорно-моторного развития [1].

В школе-интернате для среды темной сенсорной комнаты выделено специальное помещение, технические характеристики которого отвечают требованиям, предъявленным к использованию различных электроустановок. Комната соответствует требованиям противопожарной безопасности. Одним из главных условий темной сенсорной комнаты является затемнение, для того чтобы наблюдать светоэффекты.

Комфортная мягкая мебель способствует решению различных задач на занятии в темной сенсорной комнате. Используются специальные мягкие модули (диван с гранулами, пуфик- кресло с гранулами, кресло - трансформер ).

Дизайн темной сенсорной комнаты продуман так, что все предметы абсолютно безопасны при передвижении в полу мраке.

В любой момент темная сенсорная комната может стать светлой сенсорной комнатой, необходимо для этого включить свет или раскрыть плотные шторы на окнах.

В темной сенсорной комнате представлены в определенной логической последовательности мягкие модули, шариковый бассейн, сенсорные (аудиовизуальные и тактильные) стимуляторы [3]. Данное оборудование позволяет в привычном для ребенка пространстве выполнять различные предметно-практические и игровые действия, максимально реализовать потребности в движениях и игре в приспособленной, безопасной среде.

Темную сенсорную комнату мы постарались сделать волшебной. В ней все журчит, звучит, переливается, манит, ненавязчиво заставляет забыть страхи, успокаивает. Специальное оборудование, установленное в сенсорной комнате, воздействует на все органы чувств ребенка. Лежа в сухом бассейне или сидя на мягком пуфике, в волнах медленно плывущего света, слушая успокаивающую музыку, вдыхая ароматы лечебных трав, ребенок сам становится героем сказки. Ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности наилучшим образом способствует установлению спокойных доверительных отношений между ним и педагогом-психологом.

Сенсорная комната позволяет выполнить следующие процедуры психологического воздействия:

  • релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • стимулирование сенсорной чувствительности и двигательной активности детей, подростков, взрослых;
  • развитие, коррекцию, а в ряде случаев и восстановление у детей зрительно-моторной координации и сенсорно-перцептивной чувствительности;
  • фиксирование внимания и управление им, поддержание интереса и познавательной активности;
  • повышение психической активности за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций;
  • развитие воображения и творческих способностей детей и подростком;
  • коррекцию психоэмоциональных состояний.

Адекватно дозированные занятия с незрячими и слабовидящими детьми активизируют их деятельность, стимулируют развитие и коррекцию базовых чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания.

Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения и становления мировоззрения ребенка с тяжелым нарушением зрения, его сенсорного и познавательного развития. Пребывание в темной сенсорной комнате способствует нормализации психического и эмоционального состояния школьника, снижению беспокойства и агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности, а также активизации мозговой деятельности.

Работа областной инновационной площадки продолжается. Главное мы видим в том, чтобы помочь незрячему ребенку адаптироваться, приспособиться к социальной среде. Мы стараемся создать атмосферу эмоционального благополучия инвалидов по зрению, придать уверенность в своих силах.

Литература

  1. Кальмова С.Е., Орлова Л.Ф., Яворовская Т.В. Сенсорная комната - волшебный мир здоровья. Учебно-методическое пособие / Под ред. Л. Б. Баряевой. Пособие предназначено для специалистов ДОУ (воспитателей, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, логопедов и др.) и родителей, Санкт-Петербург, МАПО 2010
  2. Баряева Л.Б., Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде: Программно-методический комплекс, издательство: Дрофа, 2008
  3. Жевнеров В.Л., Баряева Л.Б., Галлямова Ю.С. Сенсорная комната-волшебный мир здоровья. Темная сенсорная комната. Учебно-методическое пособие, издательство: Санкт-Петербург, МАПО, 2007