Информационная компетентность будущего учителя начальных классов как одно из условий адаптации молодого специалиста в образовательном пространстве школы

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


В настоящее время в современной российской системе образования происходят изменения, связанные с переходом к новой образовательной парадигме, в основе которой лежит компетентностный подход. Данный подход положен в основу Федеральных государственных стандартов. Внедрение ФГОС начального общего образования второго поколения в современную школу предполагает переориентацию приоритетов в подготовке будущих специалистов с процесса обучения на его результаты, диктуемые потребностями общества. Одним из необходимых результатов подготовки учителя начальных классов является его ИКТ-компетентность, позволяющая успешно адаптироваться молодому специалисту в образовательном пространстве школы.

ИКТ компетентность учителя является важнейшей составляющей его профессиональной компетентности. Как отмечается в ФГОС НОО “ИКТ-компетентность (или информационная компетентность) профессиональная (для учителя) — это умение, способность и готовность решать профессиональные задачи, используя распространённые в данной профессиональной области средства ИКТ” [4].

ИКТ-компетентность учителя – это комплексное понятие, которое, с одной стороны, рассматривается как определенный способ жизнедеятельности, а с другой – включает в себя целенаправленное эффективное применение технических знаний и умений в реальной деятельности.

Концепция ФГОС НОО предполагает, что ИКТ-компетентность учителя должна обеспечивать реализацию:

  • новых целей образования;
  • нового содержания образовательной деятельности;
  • новых форм организации образовательного процесса.

Школа сегодня – это информационно-образовательная среда, в которой отображается весь учебно-воспитательный процесс. Применение информационно-коммуникационных технологий можно встретить в ежедневной практике работы учителя, в его общении с коллегами и родительским сообществом, в руководстве учебным заведением. Чтобы выпускник педагогического колледжа умел адаптироваться к такой информационно-насыщенной среде, необходимо подготовить его к данному процессу.

Очевидно, что дальнейшее развитие начального образования, так или иначе, будет связано с все более глубоким внедрением информационно-коммуникационных технологий для развития познавательной способности младших школьников. Особенностью профессиональной деятельности учителя начальных классов является то, что именно он адаптирует детей к образовательной среде, показывает особенности обучения и самообразования в условиях информационного общества, реализует развивающую функцию обучения в условиях информационной среды школы.

В настоящее время большое внимание уделяется повышению квалификации учителей, в том числе учителей начальных классов, по направлению использования ИКТ в учебном процессе. Но и в условиях образовательного процесса педагогического колледжа можно реализовать систему формирования профессиональной ИКТ компетентности будущего учителя начальных классов. Тогда выпускник педагогического колледжа, пришедший работать в школу, с первых дней своей профессиональной деятельности сможет эффективно решать профессиональные задачи в условиях информатизации образования, гибко реагировать на инновационные изменения в образовательной сфере, реализовывать основные направления информатизации начальной школы, оказывать консультационную, партнерскую помощь коллегам и родителям.

В педагогическом колледже г. Бугуруслана программа подготовки студентов по специальности “Преподавание в начальных классах” предполагает рассмотрение ИКТ-компетентности учителя в трех направлениях:

  • формирование достаточного уровня ИКТ-грамотности;
  • эффективное и обоснованное применение ИКТ для решения как профессиональных, так и иных задач;
  • понимание ИКТ как основы новой стратегии в образовании, направленной на развитие учащихся как субъектов информационного общества.

При изучении дисциплин информационного цикла данные направления реализуются на уровне комплексного подхода к организации учебно-воспитательного процесса, предполагающего изучение дисциплин “Информатика” на 1, 2 и 4 курсах, “Информатика с методикой преподавания” и “Технические средства обучения с методикой применения в учебно-воспитательном процессе” - на 5 курсе, проведения производственной практики с применением информационно-коммуникационных технологий, а также целенаправленной внеучебной деятельности, связанной с развитием ИКТ-компетентности студентов и подготовкой к социализации в современной школе.

Давая определение ИКТ-компетентности, Лапчик М.П. выделяет три составные части профессиональной компетентности: ключевую, базовую и специальную компетентности. [1] Все три вида компетентностей взаимосвязаны. Они формируют индивидуальный стиль педагогической деятельности, создают целостный образ специалиста.

Ключевые компетентности необходимы для любой профессиональной деятельности и связаны с успехом личности в быстро меняющемся мире. В педагогическом колледже эта группа компетентности формируется в рамках учебной дисциплины “Информатика” общеобразовательного блока.

Базовые компетентности отражают специфику определенной профессиональной деятельности. Для профессиональной педагогической деятельности базовыми будут компетентности, необходимые для построения информационно-образовательного пространства в соответствии с требованиями системы образования на определенном этапе развития общества. Эти задачи решают дисциплины: “Технические средства обучения с методикой применения в учебно-воспитательном процессе”, “Информатика с методикой преподавания”.

Специальные компетентности отражают специфику конкретной предметной деятельности и их можно рассматривать как реализацию ключевых и базовых компетентностей в работе с детьми младшего школьного возраста, конкретной области профессиональной деятельности. С этой целью в колледже реализуется подготовка студентов по дополнительным образовательным областям, предполагающая не только углубленное изучение научной дисциплины, но и методики ее преподавания на определенном этапе обучения в школе. В частности, в колледже студенты изучают дисциплину дополнительной подготовки “Информатика”, содержащую раздел методики преподавания информатики в начальной школе.

Одним из наиболее эффективных методов обучения студентов, связанных с развитием их ИКТ-компетентности, на наш взгляд, является организация проектной деятельности студентов с дальнейшей реализацией разработок во время прохождения педагогической практики.

Результаты проектной деятельности успешно апробируются во время практики пробных уроков, преддипломной практики, применяются во время проведения студентами внеклассных мероприятий и родительских собраний. Тематика проектов носит разносторонний характер.

Например, при изучении дисциплины “Информатика” студенты выполняют проектную работу по созданию учебной презентации, предназначенной для использования в школе на уроках, занятиях кружков или внеклассных мероприятиях. Студенты разрабатывают презентации:

  • в виде контрольных работ по математике, информатике, русскому языку;
  • в виде интерактивных развивающих головоломок для использования на занятиях кружков по ОБЖ;
  • содержащих материалы по адаптации детей в школе;
  • посвященные проблемам безопасности детей на дороге, соблюдению правил поведения за компьютером, изучению прав и обязанностей детей в законодательстве РФ и др.

Материалы проектов используются на уроках, во внеклассной работе, а также могут оказать помощь родителям в вопросах адаптации детей к школе. Проекты, предназначенные для родителей, представляются на первом родительском собрании во время прохождения психолого-педагогической практики “Первые дни ребенка к школе”.

Реализация проектной деятельности на педагогической практике позволяет значительно расширить рамки учебного процесса, сделать его более интересным, эффективным и оптимальным.

Для подготовки выпускников колледжа к применению компьютерной техники в автоматизации процессов управления в школе, на занятиях по ДДП “Информатика” рассматриваются темы, связанные с изучением автоматизированных систем управления в сфере образования. В рамках изучения этих тем студенты знакомятся, анализируют и оценивают различные образовательные комплексы. Конечно, для колледжа остается большой проблемой отсутствие реальной возможности ознакомления студентов со многими АСУ, предлагаемыми на рынке данной продукции. И единственным выходом из этой проблемы остается изучение рекламных материалов, описывающих возможности продукта, что не позволяет освоить практику их использования, а также иметь квалифицированное представление о программе.

Целям профессиональной адаптации посвящены и внеклассные занятия, и мероприятия, проводимые в колледже в рамках предметно-методических недель. Это и тематические вечера, и встречи с работниками отделов управления образованием города и района, и мастер-классы учителей школ, и различные иные формы занятий.

Например, для развития базы знаний студентов о технических, технологических, информационных и коммуникационных новинках для общеобразовательных учреждений и подготовки к профессиональной адаптации и социализации выпускников колледжа к среде образовательного учреждения была проведена презентация новинок для школы “Арсенал современного учителя”. Данная презентация имела задачи:

  • ознакомить студентов 4-5 курсов с новыми техническими устройствами, которые используются как ТСО в общеобразовательных учреждениях страны;
  • развить представления о возможных изменениях в условиях обучения, материальном и информационном обеспечении в начальной школе в связи с переходом на новые ФГОС начального образования;
  • развить интерес к педагогической деятельности и мотивацию к продолжению профессионального обучения в ВУЗе и другие.

Совместно со студентами 4 и 5 курсов была организована и проведена конференция на тему “Актуальные вопросы информатизации Российского образования: проблемы и перспективы”. Собирая материал к конференции, студенты изучали как общероссийские СМИ, так и областные издания, сайты и новостные сообщения. В своих выступлениях участники конференции освещали вопросы, касающиеся Оренбургского региона: внедрение свободного программного обеспечения в образовательных учреждениях области, решение вопросов информационной безопасности детей в школах, развитие новых форм обучения в условиях реорганизации сельских школ и другие. Конференция показала, что заявленные вопросы не только интересуют будущих молодых учителей, но и являются для них актуальными, животрепещущими.

Сформировавшаяся система подготовки специалистов в педагогическом колледже г. Бугуруслана, показывает, что период адаптации молодого учителя в образовательном пространстве школы будет проходить более успешно и с меньшими психологическими проблемами, если он умеет эффективно решать профессиональные задачи с использованием ИКТ. Таким образом, ИКТ-компетентность будущего учителя начальной школы, несомненно, влияет на конкурентоспособность выпускника, повышает его потребность в постоянном саморазвитии, помогает стать самостоятельным и ответственным педагогом, которого ждет современное общество.

Литературные и интернет-источники

  1. Горохова Р.И. Проблемы формирования ИКТ компетентности будущих учителей. http://www.1c.ru/rus/partners/training/edu/conf8/th/gorr.pdf.
  2. Кузнецов А.А., Хеннер Е.К. и др. Информационно-коммуникационная компетентность современного учителя.//Информатика и образование. 2010. № 4.
  3. Ситникова Л.Д. Формирование информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей начальных классов. // Информатика и образование. 2010. № 2.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html.