Понятие рынка

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (222 кБ)


Тип урока: комбинированный

Цель урока: добиться осознанного усвоения учащимися изучаемой темы и понимания ее социальной значимости

Задачи:

  • Обучающая - сформировать представление у учащихся о понятии "рынок"
  • Развивающая - развивать навыки применения знаний, полученных на уроке на других предметах и на практике
  • Воспитывающая - способствовать развитию мыслительной деятельности и аналитического мышления.

Ход урока

  1. организационный
  2. проверка домашнего задания
  3. изучение нового материала
  4. закрепление материала; рефлексия
  5. подведение итогов

Оборудование:

  • Интерактивная доска
  • Раздаточный материал

Проверка домашнего задания проводится в форме беседы по ключевым вопросам темы "Экономика и ее роль в жизни общества" (Л.Н.Боголюбов. Учебник "Обществознание" М.:Просвещение, 2011. параграф11)

Вопросы для обсуждения:

1) Что такое экономика?

Примерные варианты ответов:

Экономика (от греч.oiros-дом, хозяйство и nomos- правило, закон)

- это хозяйство конкретной страны, включающее определенные отрасли и виды производства;

- это правила ведения хозяйства;

- это наука о законах развития хозяйства и способах его рационального ведения;

- это научная дисциплина, изучающая какую-либо область хозяйственной жизни общества.

2) Какова роль экономики в жизни общества?

Примерные варианты ответов:

3) Что такое потребности человека? В чем состоят потребности и ресурсы человека?

4) Что такое свободные и экономические блага?

Вывод: таким образом, зная, что такое экономика, какова ее роль в жизни общества, понимая, что такое свободные и экономические блага и потребности человека необходимо понять суть экономических процессов происходящих в стране, связанных с развитием рыночной экономики.

Введение в новую тему. Учитель объясняет значимость и актуальность изучаемого материала для современного общества.

Тема урока (слайд №1) Понятие рынка

План изучения нового материала. (слайд №2)

1. Рынок

2. Рыночные отношения

3. Условия ведения цивилизованных рыночных отношений

4. Функции рынка

Изучение нового материала

1) Рынок

(работа с понятием) учащимся задается вопрос:

- Что такое рынок?

При раскрытии сущности понятия рынок, надо иметь ввиду, что в экономической литературе приводятся разнообразные определения. Самое упрощенное определение рынка - это место, где люди в качестве продавцов и покупателей находят друг друга. (слайд №3)

В современной неоклассической экономической литературе наиболее часто используется определение рынка, данное французским экономистом А.Маршаллом (1842-1924г.). "Рынок - это не какая-либо конкретная рыночная площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сделки покупателей и продавцов друг с другом свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться". (слайд№4)

Английский экономист У.Джевонс (1835-1882г.) в качестве основного критерия определения рынка выдвигает "тесноту взаимосвязей между продавцами и покупателями. Он считает, что рынок представляет собой всякую группу людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающие сделки по поводу любого товара" (слайд №5)

Основной недостаток приведенных понятий состоит в том, что содержание рынка сводится только к сфере обмена.

Понятие "рынок" имеет двойственное значение. Во-первых, в собственном смысле рынок (market) означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения. Во-вторых, рынок- это система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления. (слайд№6)

Он выступает в качестве сложного механизма функционирования экономики, основанного на использовании разнообразных форм собственности, товарно-денежных связей и финансово-кредитной системы.

Кроме обращения как такового, рыночные отношения включают и другие. Необходимо понять, что такое рыночные отношения.

2) Рыночные отношения

Чтобы вы могли ответить на этот вопрос, я предлагаю вам выполнить задание №1 в раздаточных материалах. (Приложение 1)

Задание №1: необходимо их предложенных различных вариантов отобрать те, которые подходят для характеристики рыночных отношений.

Предложенные варианты: а) государственная собственность на ресурсы, б) отношения, связанные с арендой предприятия и других структур экономики, когда взаимосвязь между двумя субъектами осуществляется на рыночной основе, в) централизованное планирование, г) обменные процессы совместных предприятий с зарубежными фирмами, д) фиксированные цены и унифицированная зарплата, е) процесс функционирования рыночной инфраструктуры управления, включающей в себя товарные, фондовые, валютные биржи и другие подразделения, ж) прямое распределение экономических ресурсов, з) процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда и) кредитные отношения при выдаче кредитов под определенный процент.

В результате должны получиться следующие ответы: (слайд №7)

- отношения, связанные с арендой предприятия и других структур экономики, когда взаимосвязь между двумя субъектами осуществляется на рыночной основе;

- обменные процессы совместных предприятий с зарубежными фирмами;

- процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда;

- кредитные отношения при выдаче кредитов под определенный процент;

- процесс функционирования рыночной инфраструктуры управления, включающей в себя товарные, фондовые, валютные биржи и другие подразделения.

Т.о., основываясь на результатах вашей работы, мы вышли на понятие рыночной экономики.

Итак, рыночная экономика - экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность (слайд №8)

Чтобы экономика стала именно рыночной, большое значение имеет выбор условий, обеспечивающий введение цивилизованных рыночных отношений.

3) Условия ведения цивилизованных рыночных отношений (слайд №9)

Такие условия можно разделить на две группы. Первая - связана с введением общих условий хозяйствования, обеспечивающих рыночные связи: (слайд№10)

- реализация многообразных форм собственности (частной, кооперативной, акционерной, государственной).

- демократизация производства при сохранении государственных регуляторов.

- создание рыночной инфраструктуры (которая объединяет три основных элемента: рынок товара и услуг; рынок факторов производства; финансовый рынок)

Вторая - связана с разработкой правового законодательства и принятия экономических положений по переходу на рыночные методы хозяйствования. (слайд №11)

- требуются четкие меры по формированию и обладанию многообразными формами собственности, не допускающими расхищения и нерационального использования.

- преодоление дефицита через структурную перестройку приоритетных отраслей в экономике.

- превращение экономики в открытую систему с привлечением иностранного капитала и созданием смешанных предприятий.

Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях.

4) Функции рынка: (слайд №12)

Важнейшие их них:

- функция саморегулирования товарного производства (при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены. В результате производство сокращается);

- стимулирующая функция (при понижении цен производители сокращают производство, внедряют новую технику, технологии);

- функция установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда (действует в условиях бездефицитного производства);

- регулирующая функция (с помощь рынка устанавливаются основные микро- и макропропорции в экономике, в производстве и обмене);

- демократизация хозяйственной жизни, реализация принципов самоуправления (с помощью рыночных рычагов воздействия происходит освобождение общественного производства от экономических нежизнеспособных его элементов, и за счет этого осуществляется дифференциация товаропроизводителей).

Для того, чтобы выяснить, насколько вы поняли материал, я предлагаю вам выполнить задание №2 в раздаточных материалах.

Закрепление материала (Приложение 1)

У учащихся, в раздаточных материалах, в задании №2 предлагается соотнести функцию и ее характеристикой

1. Функция саморегулирования товарного производства А) при понижении цен производители сокращают производство, внедряют новую технику, технологии
2. Стимулирующая функция Б) с помощь рынка устанавливаются основные микро- и макропропорции в экономике, в производстве и обмене
3. Функция установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда В) с помощь рынка устанавливаются основные микро- и макропропорции в экономике, в производстве и обмене
4. Регулирующая функция Г) при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены. В результате производство сокращается
5. Демократизация хозяйственной жизни, реализация принципов самоуправления Д) действует в условиях бездефицитного производства

Ответы: 1-г; 2-а, 3-д, 4-в, 5-б

После выполнения данного задания учащиеся сдают раздаточные листы учителю. Работы будут проверены после урока.

Вывод: т.о. мы видим, что рынок, рыночные отношения присутствуют в нашей жизни каждый день, касаются каждого человека, в том числе и вас. Мы можем этого не замечать, но, так или иначе, принимаем участие в этих отношениях на уровне потребителя, в роли покупателя разнообразных товаров. Знание законов рыночной экономики помогает правильно оценить ситуацию и принять в каждом случае верное решение.

Подведение итогов.

Выставляются оценки за работу на уроке.

Домашнее задание

Параграф 12, ответить письменно на вопросы из рубрики "В классе и дома". С.99 №1, с.100 №3