Урок-исследование по литературе "Концепция мира и человека в поэзии Б.Пастернака"

Разделы: Литература


Цели:

  • Познакомить учащихся с ранней лирикой поэта.
  • Определить основные темы и мотивы лирики.
  • Воспитывать эстетические чувства.

Тип урока: Урок-исследование.

Ход урока

I. Организационный момент

II этап

– Сегодня мы начнём знакомство с поэзией великого русского поэта, лауреата Нобелевской премии Бориса Леонидовича Пастернака.
Вчитываясь в стихотворения поэта, постараемся определить основные темы и мотивы его лирики.
Прежде чем начнём читать стихи, попытаемся представить внешний облик поэта, каким он был.
Что помогает понять в лирике Пастернака его внешность? (Сложность и многообразие поэтического мира/)

III этап

– У вас на столах карточка. Познакомьтесь, как современный учёный Баевский определяет эпохи и фазы развития творческого пути поэта.

IV этап

– Выясним на примере стихотворений своеобразие поэтики раннего Пастернака.
– Откройте стихотворение «Февраль» (Читаю.)
– Какие образы использует поэт в этом стихотворение? (Чернила, слякоть, пролётка, шесть гривен, проталины, колёса, грачи, лужи, ветер.)
– Каковы краски («Весною чёрную горит», «Обугленные груши», «Проталины чернеют».)
– Какие все краски? (Чёрные.)
– Но создают ли они мрачную картину? (Нет, так как передают динамику прихода весны.)
– Какая ассоциация тёмного цвета здесь? (Цвет показавшейся из-под снега земли, а это цвет обновления в природе.)
– Каковы звуки? («Клик колёс», «грохочущая слякоть», «шум ливня», «тысяча грачей», «слагаются стихи навзрыд».)
– Что вы увидели в этой прелестной миниатюре? (Мир представлен звучащим на многие лады: здесь и плавность (пролётка, ливень, слёзы-л ; и шуршание (сорвутся в лужи и обрушат); и грохот («сухую грусть на дно очей»)
– Всё это музыка приближающейся весны.
– Обратим внимание на особенности синтаксиса
– С какого предложения начинается стихотворение? (Назывного.)
– Какие ассоциации возникают со словом февраль? (Позёмка, вьюга, холод, мороз, ветер).
– Но есть и февральская лазурь. (Как на картине Грабаря.)
– А здесь какой февраль? (Ощущение скорой весны.)
– Каких ещё предложений в тексте много? (Инфинитивных – глаголы, стоящие в начальной форме, употребляются они в значение повелительного наклонения, обращаются к лирическому герою.)
– Что это подчёркивает? (Ощущение необходимости этого действия.)
– В чём особенность третьей строфы? (Вся она является придаточным предложением, однородным тому, которое есть во второй строфе.)
– Что это придаёт тексту? (Дополнительную эмоциональную напряжённость.)
– Обратите внимание на словосочетание «писать навзрыд»? Какой это фразеологизм разрушает автор? (Плакать навзрыд.)
– Так открывается внутренний и внешний планы стихотворений.
– Внешний – это образ приближающейся весны.
– Внутренний – это процесс пробуждающейся поэзии.
– О чём стихотворение? (Поэт видит образ весны, наполненной музыкой обновления. Мир преображается, омытый шумным ливнем, который смывает всё обыденное.)

Лирический герой погрузившись в этот мир, обретает способность «слагать стихи, писать о феврале навзрыд»
Природа и поэзия уравнены
«Ландыши». (1927 год)

– Какие ассоциации возникают при произнесении названия? (Серебристый ландыш, «Светлого мая привет», хрупкость, чистота, гордость.)
– А у поэта эти ассоциации есть? (Нет.)
– С какого предложения начинается стихотворение? (Назывного.)
– Первая строфа. Образ жары усиливается в последних строках первой строфы. Какими средствами это создаётся?

«Грузный полдень», «потное плечо», «жары нещадная резня» (эпитеты и метафора).
Какая у него жара? (Как человек.)

– Поэт как бы гиперболизирует этот образ, усиливает его. Используя в первой и второй строфах несколько глаголов. (Хряснет, обламываясь, рухнет.)

– Что вы думаете об этом? (Жара отгородила мир от прохлады, спасительной свежести.)

Вторая строфа. Мастер– стекольщик опускает на землю свой ящик для инструментов, достаёт прочный алмаз и режет сверкающие стекло, придавая ему нужную форму .

– А с жарой как справиться?

– Во второй строфе автор использует глагол укрыться. Зачем? (Указывает путь этого спасения.) Человеку открывается великолепный мир. Какой?

Третья строфа. Белизна сурьмящегося углем березняка, весна, сказочная.

– Этот открывшийся мир лирическому герою, какое чувство у него вызывает. (Освобождения, неожиданного спасения от жары, счастья что «жара не сунется с опушки»)

Третья-четвёртая строфа. Какое средство использует? (Метафора «жары нещадная резня», сравнение «как Углич».)

– Вид берёзок напоминает образ кого? (Красавицы из древней Руси, древнерусскую архитектуру с её белоснежными свечками соборов под золотыми куполами. Как в Угличе.)

– Но ведь что произошло в этом городе?

Историк. Была резня. Убили царевича Дмитрия.

Побег от жары удался. И вот тот, кто убежал, отдышался, теперь способен всмотреться, насладиться миром, укрывшим его от жары природы, причём человек и то, что ему открылось, всматриваются друг в друга.

– Природа позволяет всматриваться в себя бесконечно. Она открывает свои тайны, и в этом её чудо.

Пятая строфа. «Сырой овраг сухим дождём росистых ландышей унизан»

– Какие средства использует Пастернак? (Эпитеты, оксюморон. С какой целью? (Ощущение тайны.)

– А если ещё попытаться представить себе эту картину – дождь ландышей – восторг перед увиденной красотой захватывает любого

– А чудо продолжается

– Из потока ливня кто выделяется? (Он который всё наблюдает снизу.) Что это за средство? (Олицетворение.) Оно помогает автора подчеркнуть что? Что природа тоже ждёт встречи с человеком, прислушивается, присматривается к нему.

– Последние строфы насыщены массой разнообразных приёмов

– Найдите звукопись сравнения (Шурша неслышно как порча, «льнут лайкою его перчатки)

– Что здесь выражено? Может быть, то ожидание счастья, которое бывает, когда собираешься на бал?

– Оказывается, в стихотворение показан путь человека к природе.

О чём эти два стихотворения? (О взаимоотношении человека и природ, результатом которого является творчество, в последнем присутствует образ храма. Природа для лирического героя– это храм.)

Домашнее задание

По стихотворению составить связный текст, оформленный в виде рассуждения, эссе.