"Есть много профессий хороших и важных"

Разделы: Школьная психологическая служба


«Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели...
Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и
пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы,
а затем завоюет себе все околосолнечное пространство».

К. Э. Циолковский

Форма проведения: диспут.

Цель: патриотическое воспитание подростков; формирование стремления к самоопределению.

Задачи:

  • активизировать стремление к самопознанию;
  • развить умение выделять профессионально важные качества (ПВК) профессий;
  • содействовать формированию адекватной самооценки и уровня притязаний;
  • развить навыки самоанализа и рефлексии.

Актуальность: необходимость взвешенного подхода к оценке своих личностных качеств и профессиональной пригодности при выборе профессии.

Оборудование: компьютер, доска, тексты опросников, бланки ответов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Приветствие

II. Организационная часть

Вступительное слово психолога;информирование о целях и задачах занятия.

– Итак, уважаемые ребята, в 2011 году весь мир отметил 50-летие со дня первого полета в космос.

Вопрос классу: А что вы знаете о дате 12 апреля 1959 года?

Учащиеся отвечают на вопрос, рассказывают известные им факты.

III. Основная часть (теоретический этап)

Психолог. Пятьдесят лет назад этот день стал днем торжества человеческого разума. Впервые в мире космический корабль с человеком на борту ворвался в просторы Вселенной: ракета-носитель вывела на околоземную орбиту космический корабль «Восток» с советским космонавтом Юрием Гагариным. Космический полет Гагарина был не только триумфом советской космонавтики, не только победой советских ученых, конструкторов, испытателей на земле, но и «звездным часом» всего человечества. Как бы ни были впечатляющи достижения в области космических аппаратов, освоение космоса не мыслится без участия человека. Космос стал понятием земным, еще одной областью применения ума и рук человека. Говоря «космос», мы подразумеваем подвиг, мужество и отвагу, знания и опыт людей, но став привычным понятием, легче и доступнее космос не стал.
Мы привыкли видеть улыбающиеся лица космонавтов с экранов телевизоров, наблюдать за их перемещениями в открытом космосе и как должное принимаем стыковки кораблей, их возвращение на Землю. Но, что стоит за легкостью, с которой все это происходит?

Вопрос классу: Ребята, а как вы думаете, что стоит за внешней красотой профессии «космонавт»?

Учащиеся высказывают предположения о сложности работы космонавтов.

Психолог. На первых порах не было четкого представления о том, какие конкретные «профессиональные» обязанности должен иметь космонавт – человек совершенно новой и необычной профессии. Поэтому целью первого полета было изучение переносимости человеком условий космического полета: наблюдение за параметрами, характеризующими функциональную деятельность организма космонавта: пульс, дыхание, электрокардиограмма, давление и другие физиологические характеристики. Космонавт должен был только наблюдать, оценивать, сравнивать, запоминать и, если понадобится, то при отказе автоматики оказать помощь в управлении техническими средствами спуска корабля с орбиты для возвращения на Землю. Следовательно, задачей первого космонавта была оценка своего состояния, исследование устойчивости вестибулярного аппарата, психофизических возможностей человека в полете. Именно поэтому в первом полете «профессиональные» обязанности космонавта временно уступили контролю за психофизическим состоянием, т.е. всему, что связывалось с оценкой человека, его «запасом прочности», способностей и возможностей одолеть неизвестное.
Научные данные, полученные при подготовке к космическим полетам и при выполнении самих полетов, дали многое для понимания реакций человека на сильные, необычные, так называемые стрессовые воздействия. Они позволили уточнить границы переносимости таких воздействий и расшифровать механизмы адаптации к ним. Эти данные имеют большую ценность для общей и профессиональной медицины. В частности, существует определенная аналогия в условиях и характере деятельности космонавтов и исследователей морских глубин: длительное пребывание в ограниченном пространстве кабины космического корабля или батискафа, большая эмоциональная нагрузка, искусственная атмосфера, состояние своеобразной «невесомости» при выполнении рабочих операций вне батискафа, использование при этом специального снаряжения и т. д. Освоение Мирового океана, таящего в себе огромные энергетические, химические и пищевые ресурсы, чрезвычайно важно для будущего всего человечества, поэтому система отбора и подготовки космонавтов может быть в большой степени использована в практике подводных исследований.

Вопрос классу: Как вы думаете, какими человеческими и профессиональными качествами должен обладать человек, чтобы полететь в космос?

Учащиеся предлагают свои варианты ответа, после чего ведущий резюмирует все сказанное и записывает нужные качества на доске:смелость; мужество; ответственность; уверенность; упорство; трудолюбие; крепкое здоровье; твердый характер; выносливость; выдержка; высокий уровень интеллекта; чувство юмора; терпение; инициативность; целеустремленность; хорошо развитая интуиция; любознательность; способность к нестандартным действиям и решениям; мгновенная реакция.

Психолог. Профессия космонавта уникальна, потому что каждый полет является неповторимым экспериментом. Она уникальна по условиям подготовки, комплексу требований, которые предъявляются к представителям этой профессии. Космическая профессия стоит особняком в ряду всех прочих профессий ещё и потому, что космонавтам приходится не просто работать в трехмерном пространстве, а взаимодействовать с Пространством и Вечностью, особенно в открытом космосе. И это не только очень большая физическая нагрузка, сложная интеллектуальная деятельность при высоком уровне риска. Эмоциональная напряжённость увеличивается чувством высочайшей ответственности: космонавт понимает, что он должен реализовать результаты работы и усилий многих и многих тысяч людей, которые создавали эту технику. Космонавт не только работает, но и живёт, теперь уже месяцами, в постоянном контакте с опасностью: от космоса со всеми его «неприятными» свойствами и возможными сюрпризами отделяет хоть и надёжная, но очень тоненькая стеночка. В экстремальной ситуации космонавт может рассчитывать только на себя или на свою команду.
Космонавт – это человек, деятельность которого протекает в необычных условиях, оказывающих на его организм сильное воздействие, нередко близкое к предельно переносимому. В настоящее время, когда количество членов экипажа космического корабля вынужденно ограничено, а космический полет является сложным мероприятием, космонавт должен обладать еще и глубокими познаниями в различных областях науки и техники, опытом и навыками исследовательской работы. Кроме того, он должен обладать высокими чисто человеческими качествами и, конечно же, иметь большое желание летать в космосе. Успех полета – завершающего этапа труда многочисленных коллективов зависит от того, насколько космонавт подготовлен к выполнению поставленных задач. Поэтому проблема профессионального отбора и подготовки членов экипажей космических кораблей имеет огромное значение. Следует, правда, отметить, что указанная проблема важна не только для космонавтики. Сейчас немало отраслей человеческой деятельности требуют участия людей с определенными личными и профессиональными качествами. Нередко они необходимы для различных профессий.

Вопрос классу: Как вы думаете, с какими трудностями в полете встречается космонавт?

Учащиеся предлагают свои варианты ответа, а педагог формулирует основные проблемы.

Психолог. Итак, большие перегрузки – первое, что космонавт встречает на своем пути. Правда, это не только чисто космический фактор. Ведь каждый из нас в обычной земной жизни сталкивается с чем-то подобным. Наземный транспорт, самолеты, спортивные игры – мало ли где можно на какое-то мгновение ощутить свое тело резко потяжелевшим. Так что в известной степени без всякой специальной тренировки человек приспособлен к подобным ситуациям.
Другое дело – утрата собственного веса. Невесомость, например, возникает эпизодически во время полетов на самолете, когда он попадает в «воздушные ямы» или резко теряет высоту при пикировании. Ощущение невесомости хорошо знакомо парашютистам. Но количество людей, у которых приобретается некий опыт в смысле невесомости, разумеется, невелико, а сам этот опыт исчисляется секундами. А в космосе невесомость – постоянное условие жизни и деятельности. Это резко отличает космос от среды, где уже миллионы лет обитает человечество, среды, в которой весь нервно-мышечный аппарат человека существует в непрерывной борьбе с силой тяжести. Человек «плавает» в космосе…

Вопрос классу: Что происходит в организме в состоянии невесомости? (Ответы учащихся)

Психолог. Во-первых, фактически выключается из деятельности мускулатура, больше не стимулируемая силой тяжести. Специальные исследования показали, что подобное «безделье» мышц поведет к тому, что упадут все характеристики их деятельности – выносливость, точность, скорость. Малая активность мышечной системы вредна не только для нее самой. Нервные импульсы, возникающие при всяком мышечном напряжении, участвуют в регуляции и влияют на сердечнососудистую деятельность. Эта регуляция зависит также от давления крови, то есть ее веса. Тем самым невесомость дважды оказывает вредное влияние на работу сердечнососудистой системы: снижается общее напряжение мышечного аппарата тела, происходит потеря веса самой кровью. Из-за пассивности мышц уменьшится общий расход энергии и упадет количество потребляемого человеком кислорода. Значит, возникнет избыток гемоглобина – поставщика кислорода тканям организма, что может повести к пониженной деятельности костного мозга, синтезирующего гемоглобин. Есть основания полагать, что ограничение подвижности нарушит фосфорный обмен в костях, и они станут хрупкими. Следовательно, длительное исключение силы тяжести из условий окружающей человека среды вызывает многочисленные нарушения жизнедеятельности организма.
Во-вторых, помимо чисто физиологических реакций организма человека на невесомость, нарушается двигательная координация, а у некоторых даже возникает дезориентация в пространстве. Эти явления входят в круг вопросовкосмической психологии,изучающей особенности психической деятельности человека в условиях космических полетов, особенно если учесть, что он находится в условиях полнейшей тишины, которая может по-разному влиять на психоэмоциональное состояние человека.
В-третьих, проблема общего психического состояния нормального, здорового человека в космосе, где его сопровождают новизна и опасность. Новизна обычно нарушает текущую психическую деятельность, вызывая ориентировочный рефлекс типа «Что такое?». Новые, незнакомые человеку раздражители являются факторами, резко тормозящими его деятельность. Опасность в любом случае вызывает у всякого нормального человека ту или иную по содержанию и внешнему проявлению эмоциональную реакцию, которую обычно называют страхом. Психологи говорят о разных формах страха.
Одна из них, паническая реакция – астеническая форма страха ярко нарисована М. Ю. Лермонтовым в поэме «Беглец»: «Гарун бежал быстрее лани, быстрей, чем заяц от орла; бежал он в страхе с поля брани, где кровь черкесская текла». Существо, охваченное подобным страхом, фактически теряет правильное представление об окружающем и чаще всего гибнет именно потому, что поступает неразумно, во вред себе. Есть другого вида страх – нормостенический. В этом случае у человека сохраняется разумное отношение к действительности, он продолжает выполнять порученное ему дело, но качество, продуктивность его усилий ниже, чем в обычном спокойном состоянии. Лишь часть людей в опасной ситуации начинает действовать на редкость находчиво, инициативно, решительно, а поэтому – очень эффективно. При этом они переживают чувство особого возбуждения, которое по праву можно назвать боевым возбуждением. Боевое возбуждение называют стенической формой страха, хотя, скорее, это реакция, Следовательно, лучшие кандидаты к длительному существованию в космосе – люди, переживающие опасность подобным образом. Они умеют преодолевать все трудности практического освоения космоса, «психологического барьера» одиночества в космосе.
Ученые предупреждают о том, что человек может не выдержать гнетущей тишины, фантастических впечатлений в свободном пространстве, оставшись один на один с чудовищной пустотой космоса. Он может почувствовать свое ничтожество, свою обреченность перед лицом холодной и беспощадной бесконечности, свою оторванность от человечества, от всего земного, привычного, с чем он был связан в своей прошлой жизни тысячами различных нитей. У него может развиться своеобразное состояние – «реакция отрыва», реакция, никогда не переживавшаяся на земле, поэтому столь необходим тщательный отбор в отряд космонавтов. И понятно значение подвига Алексея Леонова, который впервые в истории человечества «лицом к лицу» встретился с космосом, осуществив первый выход в открытое безвоздушное пространство. Он не только не пережил «феномена отрыва», но и создал целую галерею великолепных картин, открывающих нам космос совершенно с неожиданной стороны.

Таким образом, отличительной чертой работы космонавта является то, что его деятельность на борту космической станции протекает в необычных и сложных условиях космического полёта – невесомость, изоляция, ощущение опасности.
Подготовка профессионального космонавта ведется по нескольким направлениям: летной и парашютной, инженерно-технической, медико-биологической подготовке и специальным тренировкам.
Летной подготовке уделяется большое внимание. Полеты на больших высотах знакомят космонавтов с внешней обстановкой, близкой к обстановке космического полета. Она позволяет сохранять хорошую форму. Выполнение фигур высшего пилотажа готовит летчика к работе в условиях знакопеременных перегрузок и кратковременной невесомости, тренирует вестибулярный аппарат, вырабатывает навыки пространственной ориентации. Полеты в закрытой кабине и в облаках помогают вырабатывать высокие операторские навыки, умение абстрагироваться от конкретной окружающей обстановки.
Парашютная подготовка формирует и вырабатывает самообладание и дисциплинированность, устойчивость к большому нервно-эмоциональному напряжению в неожиданных или аварийных ситуациях, способность быстро оценивать, анализировать обстановку и отвечать на ее изменения точными координированными действиями. Особенно необходимы прыжки с парашютом при подготовке к работе в открытом космосе. Здесь можно привести несколько аналогий: выход из космического корабля и выброс из самолета (преодоление психологического барьера), свободное «плавание» в космосе и свободное, особенно в первые секунды, падение парашютиста, ориентировка в пространстве после выхода из корабля и ориентировка в свободном падении.
Инженерно-техническая подготовка космонавтов тоже имеет свои особенности и занимает важное место в общей системе космической подготовки, т.к. современный космический корабль – реальное воплощение новейших достижений науки и техники.
Для успешного решения всех этих вопросов космонавты изучают небесную механику, астрономию, физику верхних слоев атмосферы и космического пространства, навигацию, метеорологию, вычислительную технику, геологию, теорию автоматических систем, радиосвязь, ракетные двигатели, конструкцию космического корабля, методы проведения научных исследований в космическом пространстве и многое другое.
Полеты наших космонавтов показывает, что человечество способно к активной жизнедеятельности в свободном космическом пространстве, что оно не оказывает влияния, «разрушающего» нормальную психическую жизнь.

Психолог. Космонавтами хотят стать самые разные люди – весёлые и хмурые, открытые и замкнутые, «физики» и «лирики», импульсивные и сдержанные, честолюбивые и скромные, азартные и рассудительные. Полный спектр человеческих качеств с разнообразнейшими оттенками представлен сообществом космонавтов, но стать космонавтом может далеко не каждый желающий. Для этого необходимо иметь за плечами определённый жизненный и профессиональный опыт: со школьной скамьи «учиться на космонавта» не берут. Нужно уже кем-то быть – лётчиком, инженером, физиком, биологом, врачом, стремиться к познанию, не бояться трудностей, не теряться в сложных и опасных ситуациях.Но пугаться таких требований не стоит: если есть задатки и упорство в стремлении к цели, эти качества разовьются в процессе подготовки к полётам, и профессия космонавта станет реально достижимым.

Вопрос классу: «К какому типу профессий относится профессия космонавта?» (Ответы учащихся)

Психолог.Я предлагаю рассмотреть таблицу «Профессионально важные качества различных типов профессий» и рассказать о профессии космонавта (Приложение 1).(Ответы учащихся)

Психолог подводит итоги ответов.

Вопрос классу: «А как вы считаете, в каких еще профессиях человеку могут пригодиться качества, о которых уже говорили?» Ученики называют профессии, для которых также важны жизненный и профессиональный опыт, способность к нестандартным действиям, выносливость, стремление к познанию, полная самоотдача, трудолюбие, упорство, крепкое здоровье.

Вопрос классу. Ребята, а как вы думаете, что такое«самооценка», «успех», «уровень притязаний? (Ответы учащихся)

IV. Практическая часть (Приложение 2)

Психолог. Успех – это удача в достижении чего-нибудь. Уровень притязаний личности – это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным. А как связаны понятия «самооценка» и «уровень притязаний»? (Ответы учащихся)
– Американский психолог Уильям Джеймс вывел формулу самооценки, которую иногда называют формулой счастья:

Самооценка = успех: уровень притязаний.

Психолог.Как вы понимаете эту формулу? Как влияют на самооценку успех и уровень притязаний? (Ответы учащихся)

Психолог. Главное в этой формуле – самооценка. Самооценка оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков. Термин “самооценка” подчеркивает оценочный характер представлений о себе, где присутствуют элементы сравнения себя с неким внешним эталоном, другими людьми или нравственным идеалом.
Самооценка может быть адекватной, заниженной и завышенной.

  • Адекватная самооценка человек реально оценивает себя, видит как свои положительные, так и отрицательные качества. Он способен адаптироваться к изменяющимся условиям среды.
  • Низкая самооценка свойственна людям, склонным сомневаться в себе, они часто не уверены в себе, им трудно дается принятие решений, необходимость настоять на своем.
  • Высокая самооценкачеловек верит в себя, но иногда, будучи уверен в своей непогрешимости, он может попасть в сложную ситуацию, когда требуется отказаться от привычного взгляда на вещи и признать чужую правоту.

Вопрос классу: «Хорошо, если интерес к профессии сочетается с набором качеств, профессионально важных для этой профессии. А если этих качеств нет?» (Ответы учащихся)

Психолог подводит учащихся к мысли о том, что определенные качества можно развивать, а если не получается, то подумать о выборе другой профессии, возможно, близко связанной с данной областью, но требующей развития других профессионально важных качеств.
Первые космонавты набирались из числа военных лётчиков и лётчиков-испытателей, однако потребности космонавтики в различных специалистах росли и вскоре в космос полетели врачи, инженеры, учёные и представители других профессий.
Возможно, кто-то из вас тоже будет отмечать свой профессиональный праздник 12 апреля.

Вопрос классу: «Владея полученной информацией, можете ли вы с уверенностью сказать: «Есть такая профессия!» (Ответы учащихся)

– А теперь, уважаемые ребята, вашему вниманию я предлагаю сухие факты космической одиссеи.

Они были первыми

Статистика на 12 апреля 2011г

  • Всего астронавтов и космонавтов – 520
  • Всего пилотируемых полётов – 288
  • На орбите Земли побывали представители 36 стран
  • Космонавтов России – 110
  • Пилотируемых полётов России – 120
  • Астронавтов США – 326
  • Пилотируемых полётов США – 168
  • Космонавтов Китая – 6;
  • Пилотируемых полётов Китая – 3
  • Космонавтов других стран – 75

Рекорд продолжительности полёта (М. Поляков) = 10505 ч 58 м = 437 дней 17 ч 58 м

Рекорд суммарной продолжительности пребывания в космосе С. Крикалёв (за шесть полётов) = 19281 ч = 39 м = 803 дня 9 ч 39 м.

На 26 февраля 2011 года 55 женщин-космонавтов и астронавтов участвовали в космических полётах.

Женщины-космонавты СССР и России:

  • Валентина Терешкова, 1963, первая женщина – космонавт.
  • Светлана Савицкая, 1982, 1984 – первая женщина, совершившая второй полёт и выход в открытый космос.
  • Елена Кондакова, 1994, 1997 – два полета.

V. Рефлексия

– Дорогие ребята!Мы хорошо поработали, мы думали, рассуждали, Что вы узнали нового?Что можете рассказать родителям, друзьям? Что узнали о себе? Что хотелось узнать еще? Что было интересно? (Ответы учеников)

VI. Прощание

– Итак, наше занятие завершено. Хочу предложить в виде домашнего задания рассмотреть хронологию освоения космоса в 2010 году (Приложение 3)
Желаю всем хорошего настроения и удачи.

– Спасибо за работу. До новых встреч!

Литература:

  1. http://www.vokrugsveta.ru
  2. http://www.federalspace.ru/main.
  3. Большая детская энциклопедия: Вселенная/ сост. К. Люцис. – М.: 2003.– 608 с.: ил.
  4. Детская энциклопедия АиФ. Он слышал зов Вселенной// – 2005. – № 6. – с. 42-47.
  5. Гагарин Ю.А. Ступени во Вселенную. Сборник статей АПН Москва, 1968.
  6. Титов, Г. На звездных и земных орбитах. – М.: Детская литература, 1987.