Работа по формированию психологической готовности ребенка к проживанию в семье: методы, техники, формы работы

Разделы: Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


Одно из ведущих направлений деятельности детских домов на современном этапе - это успешная социальная адаптация воспитанников, подготовка детей к жизни в социуме, в семье.

В нашем детском доме живут маленькие дети: от 3 лет до окончания начальной школы. Этот возраст самый благоприятный для усыновления, установления опеки и других форм устройства детей - сирот. Но часто дети бывают неготовые к жизни в замещающей семье. В таком случае они нередко возвращаются назад в детские дома. Это является для них еще большей травмой.

Поэтому, стало очевидным, что детей необходимо готовить к переходу в замещающую семью.

Стараясь совершенствовать свою работу по данной проблеме, я активно ищу и осваиваю новые формы и технологии работы, модернизирую совершенствую старые.

Мои последние находки - это интересные приемы и техники по повышению психологической готовности и мотивации детей к проживанию в семье.

Ведется эта работа через создание образа положительного прошлого ребенка, его настоящего и его будущего. Эта работа ведется в несколько ступеней, в зависимости от возраста детей.

В работе с детьми дошкольного возраста успешно применяется техника по работе с детскими альбомами "Я расту". В нем собраны истории о раннем детстве ребенка. В основном это данные роста и развития ребенка первого года жизни. На этом этапе необходимо заинтересовать ребенка его прошлым, его первыми достижениями. Это переходная ступенька к дальнейшему самоанализу и саморазвитию воспитанника. Данная работа должна проводиться максимально эмоционально, вызывать положительные чувства у маленького ребенка и живой интерес к своей истории. Данный альбом заполняется взрослым, а ребенок знакомиться с написанными там историями в индивидуальных беседах.

С детьми школьного возраста, начиная с момента поступления ребенка в школу, я работаю над составлением Книги Жизни "Мой мир". Эта книга состоит из мифов о прошлом ребенка, проективных методик и продуктов деятельности детей. Составление данной Книги Жизни ведется на индивидуальных и групповых занятиях с детьми. Непосредственная работа с ребенком строиться в ситуации доверительного общения.

Занятия по данной тематике не имеют четко определенной временной структуры. Говорить на актуальную, интересующую тему необходимо столько, сколько захочет ребенок. Количество встреч и бесед на одну и ту же тему также не ограниченно. При работе с Книгой Жизни затрагиваются такие важные для них моменты, как появление на свет, рост и развитие, его кровная семья и родной дом, семейные праздники, традиции, друзья. Дети обсуждают свои положительные и отрицательные качества, свои достижения, свои мечты.

Чтобы заполнение книги не было сухим и скучным, а сопровождалось положительными эмоциями, используется множество приемов и техник (арт - терапия, песочная терапия, сочинение мифов детьми об их прошлом). Данные мифы (истории) либо сочиняется полностью, либо с опорой на воспоминания ребенка или данные из его личного дела, из которых отбираются только положительные.

Нельзя не рассказать и еще об одной из очень интересных техник работы по социализации воспитанников и подготовке их к проживанию в семьях: это создание и издание уникальной персональной книги сказок про ребенка взрослыми членами коллектива, н-р, "Сказки про Лиду", "Сказки про Катю", "Веселые истории про Катю", Главный герой каждой из сказок или историй -  ребенок, а среди персонажей - могут быть его родители, друзья и любимая игрушка.  На яркой художественной обложке размещается имя героя и его портрет. Такие книги - это полностью ручная работа, она выпускается в единственном экземпляре, персонально для конкретного ребенка. На первой странице персональное обращение к ребенку:

Сказки и волшебные истории сопровождаются особыми картинками-раскрасками, которые дают возможность ребенку проявить фантазию, творчество. Кроме того, истории написаны так, что формируют и укрепляют в детях  положительную жизненную позицию, учат быть победителем и героем, что важно, особенно для детей с низкой самооценкой.

Выбор ребёнка главным героем всех сказок неслучаен. Во время чтения сюжеты, образы и модели поведения откладываются в детском подсознании и усвоение важной информации происходит легко и деликатно. Эти сказки учат ребёнка думать, принимать решения и брать на себя ответственность за свои поступки.

Данный прием формирует положительную самооценку, развивает уверенность в своих силах, снижает тревожность и страхи, дает возможность ребенку актуализировать свое "Я": ведь это же лично для меня выпустили книгу, с моим портретом на обложке, с фотографиями в виде разных героев, значит я не плохой человек!

Маленьким ребятишкам эту книжку читают взрослые: воспитатели либо старшие воспитанники

Еще один вариант этой техники - когда ребенок самостоятельно сочиняет сказки о себе, используя в качестве опоры книгу - фотоальбом "Представьте меня:". Сюжеты в этом альбоме подобраны таким образом, что ребенок может примерить на себя роль сильного, отважного и даже агрессивного героя, в тоже время, маленького, слабого, нуждающегося в защите.

Общая цель данных методов:

Через выстраивание положительного образа прошлого, настоящего и будущего сформировать у ребенка психологическую готовность к проживанию в семье, как в замещающей, в которую он может попасть в ближайшем будущем, так и в своей собственной (отдаленное будущее).

Все представленные выше формы работы проводятся в два этапа.

I этап - подготовительный.

Чтобы применять эти формы работы - нужна глубокая подготовка. Она состоит в сборе данных о ребенке совместно с воспитателями, социальным педагогом, медицинскими работниками на основе имеющейся информации - это те документы, которые получены вместе с детьми при поступлении (личное дело, медицинская карта, характеристика ребенка, данные о родственниках, и другие документы). Вся найденная о ребенке информация оформляется в виде матрицы, которая является основой или сценарием мифов, сказок, для заполнения страничек в альбоме.

Здесь же используются рассказы и воспоминания самих детей о своей семье, о своих друзьях, школе, о своей прошлой жизни. Данный этап особенно продуктивен, если проводиться совместно с ребенком. Например, дети с большим увлечением изучают свою медицинскую карту, открывают новые факты своего младенчества, которых они, конечно сами не могут помнить (рост, вес при рождении, появление первого зубика, первые шаги, первые слова и др.), а рассказать им об этом было некому. А тем детям, которые пришли без медкарты и других документов (такое тоже бывает) - эти сведения придумываем, и на втором этапе работы рассказываем: нам известно, что ты родился с весом :, рост у тебя был:, первый зуб появился в 4 месяца, это было 29 августа и т.д.

II этап - коррекционный.

В специально организованной ситуации доверительного общения ребенку рассказывается о том, каким он был маленьким. При этом я привлекаю ребенка к участию в воспоминаниях через установки типа: "Помнишь? Ты об этом, я знаю, должен помнить!". Ориентировочные вопросы: "Где ты родился?"; "Как называется место, где ты родился?"; "Когда ты родился?"; "Что ты знаешь о себе маленьком?"; "Как зовут твою маму?"; "Что ты о ней знаешь?"; "Как зовут твоего папу?"; "Что ты о нем знаешь?"; "Расскажи о жизни в твоей семье"; "Как ты попал в детский дом?". Самое главное в этой работе - сформировать у ребенка эмоционально-ценностное отношение к своему прошлому, укрепить ребенка в положительном отношении к себе в более раннем возрасте.

Закрепление образа прошлого в сознании ребенка, его детализация, положительное подкрепление, идет в повседневной жизни и на специальных занятиях, и постепенно вытесняет из сознания ребенка негативные стороны прошлого.

В этой работе используется как дополнительное подспорье географическая карта, где флажками, фотографиями отмечены места, где родился тот или иной ребенок. Дети любят собираться у карты, рассматривать ее, обмениваться рассказами о месте своего рождения, хвастаются достижениями в селе, знаменитыми людьми села, потому что на карте придуманы условные обозначения, даже для неумеющих читать дошкольников.

Все альбомы - Я расту, Книга Жизни, Сказки про меня, Сказки для Меня, находится в доступном для ребенка месте, что дает возможность ребенку по первому побуждению листать альбом, рассматривать его

Следующий этап работы направлен на формирование адекватного образа будущего. Это работа является продолжением составления книги жизни. Она происходит аналогичным образом, т.к. детям уже привычна и понятна данная форма. На индивидуальных и групповых встречах дети готовят для себя альбом "Я в семье". Работая в этом альбоме, воспитанники через непосредственное погружение в ситуации жизни семьи пополняют коллекции полезных советов, которые пригодятся ребенку в будущем. Эти советы составлены самим ребенком на основе размышлений, представлений, воспоминаний, мозгового штурма.

Темы бесед, как и страницы в альбоме отражают основные стороны семейной жизни: семья и дом по представлению ребенка, семейные горести и радости, семейные праздники, семейные будни, семейный выходной, наказания в семье, семейные традиции, взрослые и дети в семье, семейные обязанности, пространство семьи. В связи с этим, данная работа полезна всем детям, независимо от того, попадут они в замещающую семью или нет. Они все равно вырастут и будут создавать свои семьи, и полученные знания и опыт, а также подготовленные советы, помогут им в этом.

Таким образом, проводимая с воспитанниками работа по формированию психологической готовности детей к проживанию в семье сама по себе очень важна, она помогает детям снять с себя чувство вины и стыда, за то, что он оказался в детском доме, формирует положительное отношение к своему прошлому, учит сострадать своим горе-родителям, укрепляет родственные связи, способствует развитию у наших детей позитивных установок на семью.

(Приложение)