Овощи. Приготовление блюд из овощей

Разделы: Информатика, Технология


Цели:

  1. познакомить учащихся с ролью овощей в питании человека, с классификацией овощей;
  2. рассказать о появлении овощей, о первичной обработке и приготовлении блюд из свежих овощей;
  3. воспитывать аккуратность и опрятность при работе.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, набор овощей, посуда, инвентарь, плакаты, инструкционные карты, презентация.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент.

  • Проверка готовности учащихся к уроку.
  • Повторение, подготовка к восприятию нового материала.

Вопросы:

  1. Что понимают под культурой питания?
  2. Какие основные требования санитарии надо соблюдать при хранении продуктов и приготовлении пищи?
  3. Где и как хранят продукты и готовые блюда?
  4. Что такое жиры и углеводы?
  5. Какие витамины вы знаете?

II. Изучение нового материала.

Овощи – основной источник витаминов. Роль витаминов в жизнедеятельности организма очень велика. Беседа с учащимися о роли витаминов и к чему приводит их недостаток. Так, недостаток витамина С ведет к снижению сопротивляемости организма, инфекционным заболеваниям, появляются сонливость, кровоточивость десен, ослабляется внимание. Витамин С больше всего содержится в капусте, лимоне. Эти продукты частые гости на нашем столе. Рассказ о витаминах сопровождается презентацией. (Приложение.) (Слайд 1–18).

Овощи имеют важное значение в питании человека, так как они содержат не только витамины, но и углеводы, белки, минеральные вещества, фитонциды, клетчатку. Овощи широко используют в кулинарии с глубокой древности. Без овощей невозможно рациональное питание.

Овощи очень разнообразны по вкусу и внешнему виду. В зависимости от того, какую часть растения используют в питании, овощные культуры делятся на группы: луковичные, плодовые, корнеплоды, листовые и цветочные (см. таблица 37 в учебнике стр. 170).

Овощи, часто употребляемые для приготовления пищи: картофель, лук, морковь, капуста, томат. Сообщения детей из истории появления этих овощей на нашем столе (Слайд 20–24).

Овощи содержат большое количество воды, поэтому большинство из них в свежем виде плохо сохраняются. Лучше всего сохраняются корнеплоды и клубнеплоды, а так же репчатый лук. Листовые овощи сохраняются плохо: в сухом помещении они высыхают, сморщиваются, а во влажном – загнивают. Поэтому любые овощи нужно хранить в темном, прохладном и не слишком сухом месте для сохранения в овощах витаминов и минеральных веществ.

Блюдо, которое мы будем готовить сегодня, салат из свежих овощей.

Салат – это холодное блюдо, состоящее из одного или нескольких видов овощей, а также в сочетании с мясом, рыбой, яйцами и так далее (Слайд 25).

Салаты готовят из свежих, вареных, квашеных и маринованных овощей и фруктов. Для заправки салатов используют майонез, сметану, растительное масло, уксус, острые соусы. Винегрет – разновидность салата, но приготавливают его обязательно со свеклой.

Салаты чаще всего подают в начале приема пищи, так как они, как и другие виды закусок, возбуждают аппетит и способствуют улучшению пищеварения.

Последовательность приготовления салата примерно такая: перед приготовлением выбранного салата надо изучить набор продуктов, входящих в его рецептуру. Если в состав входят вареные продукты, то их надо приготовить заранее, чтобы они успели остыть (Слайд 28–29).

Перед приготовлением сырые овощи проходят первичную обработку: сортировка, мойка, очистка и нарезка. Сначала овощи сортируют по размеру (в основном корнеплоды), удаляют посторонние примеси, загнившие или испорченные овощи. Зелень петрушки и укропа отделяют от стеблей.

После сортировки овощи моют, затем чистят. При чистке картофеля следует учитывать, что витамин С находится близко к поверхности, поэтому снимать нужно тонкий слой кожуры.

Овощи промывают и нарезают (Слайд 30). Нарезают овощи различными способами: соломкой, брусочками, кубиками, ломтиками, кружочками (Слайд 31–32).

Демонстрация приемов нарезки продуктов.

Учитель показывает приемы нарезки продуктов, обращая особое внимание на положение рук во время работы с ножом, а также показывает некоторые способы украшения блюд.

Инструктаж по охране труда. (Слайд 26–27).

Правила безопасной работы:

  • При нарезке любого продукта крепко держать его левой рукой, следить, чтобы пальцы находились как можно дальше от лезвия ножа.
  • Передавать нож ручкой вперед.
  • Нарезать продукты на разделочных досках, предназначенных именно для данного продукта.
  • Осторожно работать с теркой, чтобы не поранить руки.
  • Следить за тем, чтобы кипящая жидкость не заливала плиту.
  • Открывать металлические и консервные банки и бутылки специальным инструментом, соблюдая безопасные приемы пользования ими.

Общие правила приготовления салатов. (Слайд 28):

  1. Все продукты, из которых приготавливают салаты, проходят первичную обработку, а некоторые из них подвергают и тепловой обработке.
  2. После тепловой обработки продукты должны быть охлаждены. При нарезании теплые овощи теряют форму и, кроме того, соединение их с охлажденными вызывает быструю порчу приготовленных блюд.
  3. Овощи для салатов можно приготовить заранее (за 1–2 ч). Салаты из сырых овощей готовят непосредственно перед подачей.
  4. Салаты заправляют перед подачей, чтобы вкус и внешний вид их не ухудшались. Перемешивать продукты надо осторожно, чтобы они не мялись.
  5. Приготовление, оформление и хранение салатов должно проводиться в строгом соответствии санитарно – гигиеническим требованиям. Готовить и хранить салаты надо в эмалированной, в керамической или в стеклянной посуде (но не в металлической).

Срок хранения салатов, не заправленных не более 12 ч., заправленных – 6 ч.

Требования, предъявляемые к качеству салатов:

  • Овощи должны быть нарезаны одинаково.
  • Зелень – свежая.
  • Вкус, запах, цвет – соответствует используемым продуктам.
  • Салат из краснокочанной капусты не должен иметь синий оттенок в готовом виде.
  • Не следует использовать перезрелые огурцы с грубой кожей и семечками, их следует лучше почистить (Слайд 33).

III. Практическая работа “Приготовление салата из свежих овощей”.

Учащиеся выполняют практическую работу, пользуясь инструкционной картой на столе (Слайд 33–35).

Приготовление салата из огурца, перца, помидора, лука, зелени, чеснока, заправленного подсолнечным маслом.

Перед началом работы необходимо вспомнить правила техники безопасности.

Учитель, обходя рабочие места учащихся, контролирует технологию приготовления, правильные приемы работы, соблюдение правил безопасности.

В конце практической работы – дегустация готового блюда.

IV. Итоги урока.

  • Самооценка выполненной работы по вопросам:
  • Вкусным ли получился салат?
  • Эстетично ли он был оформлен.
  • Удалось ли рационально использовать продукты, сохранились ли витамины?
  • Все ли удалось?
  • Ответить на карточку–задание, написать код.

Карточка. (Слайд 36.)

Задание: вместо точек вставить пропущенные слова.

  1. Сначала овощи ……. по размеру.
  2. Далее овощи…...
  3. Морковь, картофель…...
  4. В картофеле ………. глазки.
  5. При обработке капусты …… верхние грязные листы.
  6. А затем овощи…..

А – отрезают, Б – очищают, В – нарезают, Г – сортируют, Д – моют, И – удаляют.

1 – , 2 – , 3 – , 4 – , 5 – , 6 – .

Выставление оценок.

Домашнее задание: приготовить дома салат. Заполнить в тетради таблицу.

Форма нарезки, рисунок. Овощи Для каких блюд используют.
соломка    
брусочки    
кубики    
ломтики    
кружочки    
колечки, полукольца