Системно-деятельностный подход на уроке математики

Разделы: Начальная школа


Знания только тогда знания, когда они приобретены  усилиями своей мысли, а не памяти.

Л.Н.Толстой

До недавнего времени в научном познании преобладал аналитический подход, который как метод научной деятельности не утратил своего значения до сих пор. Однако, потребность в повышении мотивации и активизации учебно-познавательной деятельности школьников, послужила возникновению и практическому применению новых педагогических технологий.

Одной из таких технологий является системно-деятельностный подход. Системный подход — это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике.

Системно-деятельностный подход, как педагогическая технология, может использоваться практически на любом предмете, в любой образовательной деятельности. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.

Культурно-исторический системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.

Урок математики в 4 классе по теме  «Числовой луч»

Цели:

  • Познакомить учащихся с понятием «числовой луч», уметь отмечать на луче точку, соответствующую заданному числу, называть число, соответствующее заданной точке, выбирать при построении числового луча единичный отрезок.
  • Закреплять умение самостоятельно анализировать и решать задачи, находить корень уравнения, развивать умение выполнять действия со смешанными  числами.
  • Развивать навыки самоконтроля и самоанализа, логическое мышление, речь, внимание, память.
  • Воспитание аккуратности, умение работать в коллективе.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».

2. Актуализация знаний

1) Вычислите и расположите дроби в порядке возрастания:

6 7/9 – 2 5/9  А                3 2/9 – 2 4/9   А
10/9 – 8/9     Ш                5 3/9 – 2 6/9   Л
1 – 4\9          К

2/9     5/9     7/9     2 6/9     4 2/9
Ш        К       А       Л          А

– Что такое шкала? (Это деления и числа на приборах, стоящих в определенном порядке.)
–  Где можно встретить шкалы?    
– Что такое « цена деления»? (Число единиц измерения, соответствующих делению шкалы.)

2) Работа по вариантам

Определите цену деления шкалы на числовом отрезке:

3) Геометрические фигуры.

– Рассмотрите внимательно чертежи.
– Что можете сказать?

(Это геометрические фигуры.)
– Какую фигуру можно назвать линией? Почему?
(Луч, т.к. отрезков – 2, прямых – 2, а луч один)
– Чем интересна данная фигура?
(Луч – часть прямой линии, которая имеет начало, но не имеет конца.)

3. Постановка проблемы. Открытие нового знания. Использование подводящего  диалога

– Рассмотрите чертеж. Что можете сказать?

– Это луч? (Не знаем).
– Как же назвать данное изображение? (Эти изображения нельзя назвать просто лучами, т.к. на них есть мерки).

(Проблема!)

1) Постановка учебной задачи: дать название новому изображению. Определить его значение.

– Что изображено на чертеже?
– Проанализируйте еще раз? (Луч, на котором отмечено начало и точка «0», на некотором расстоянии находится следующая точка «1». Очень похожи на шкалы с разными мерками.)
– Подумайте, можно ли отметить дальше числа по порядку? (Можно.)
– Следовательно, это изображение – числовой луч. (Открытие!)
– Продолжите каждый ряд. Что получилось?  (Числовой луч)
– Подумайте, что важно учесть?  (Важно учесть выбранный единичный отрезок.)

Вывод:

Числовой луч – наглядное изображение числового ряда.
Выбранный отрезок (мерка) на числовом луче – единичный отрезок. (Открытие!)
– Откройте с.57 учебника и прочитайте текст в «рамочке».
– Совпал ли он с нашими выводами?
– Что еще интересного вы узнали?

Вывод:

Числовой луч – это бесконечная шкала.
С помощью числового луча можно сравнивать числа.
Из двух чисел меньше то, которое расположено правее.
С помощью числового луча можно прибавлять и вычитать.

2) Отличие числового луча.

– Чем отличается шкала числового луча от шкалы линейки? (Числовой луч – бесконечная  шкала. На числовом луче можно изобразить любое число.)

№ 1 с. 58.

– Проанализируйте каждый чертеж.
– Какие ошибки заметили? Обоснуйте свое мнение.
– Какой можно сделать вывод:
а) Числа должны стоять строго под своими отметками (штрихами).
б) Обязательно должно быть отмечено начало числового луча в точке «0».
в) На числовом луче должны быть отложены равные отрезки.

3) Построение числового луча. Индивидуальная работа.

№ 2 с. 58.

Каждый учащийся выбирает какой луч построит № 2(а), № 2 (б), № 2 (в).
Проверка каждого задания у доски.

– Итак, какой вывод можно сделать?

(Учащиеся предлагают алгоритм)

  • Поставить точку, провести вправо луч.
  • У начальной точки луча поставить «0».
  •  Выбрать единичный отрезок и отложить его вправо от нулевой точки.
  • Найти место  для чисел в соответствии с единичным отрезком.

– Что напоминает  данный алгоритм? (Ранее мы использовали числовой отрезок. Он отличает тем, что ограничен, а числовой луч – бесконечен.)

Вывод:

– Что нового открыли для себя? (Числовой луч – это бесконечная шкала.)
– Назовите его особенности:

1) Число  «0» соответствует началу луча.
2)  На числовом луче отложены равные (единичные) отрезки.
3)  Расстояние в выбранных единицах от каждого числа до начала отсчета (точки «0») равно количеству отложенных отрезков.

4. Первичное закрепление

1) Сравнение с помощью числового луча.

№ 8 с. 59. Работа в парах.

Физкультминутка

2) Сложение и вычитание на числовом луче.

№ 9 с. 59. (а), (б) – с комментированием, остальные самостоятельно.

Взаимопроверка. Обсуждение спорных моментов.

5. Повторение пройденного материала

1) Решение задачи №60 с. 11. Индивидуальная работа. Выбор заданий по уровню сложности.

  • Решение задачи.
  • Решение задачи и составление подобной.
  • Решение задачи и составление обратной.

– Самый высокий бал получают ученики, выбравшие 3 уровень.

2) Числовой кроссворд. № 16 с. 60 (по времени).

6. Итог

– Какие открытия вы сделали для себя на этом уроке?
– Что важно запомнить?

7. Дома: с.59 № 6, с. 60 № 13 (по выбору).

Приложение 1