Лабиринт внимания

Разделы: Внеклассная работа


Цель: познакомить обучающихся  с понятием «внимание» и способами развития внимания.

Форма: путешествие по лабиринту.

Подготовительный этап. На доске изображен лабиринт, на котором размещены задания (психологические тесты на внимательность). Обучающимся предстоит выполнить эти задания по мере прохождения лабиринта. Правила самоорганизации – изготавливаются заранее и раздаются обучающимся по окончанию мероприятия.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

– Нашу встречу мы начнем с вспоминания басни И.А.Крылова «Любопытный»:

«Приятель дорогой, здорово! Где ты был?» –
«В Кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил;
…Уж подлинно, что там чудес палата!
Куда на выдумки природа даровата!
Каких зверей, каких там птиц я не видал!
Какие бабочки, букашки.
Козявки, мушки, таракашки!
Одни, как изумруд, другие как коралл!
Какие крохотны коровки!
Есть, право, менее булавочной головки!»
«А видел ли слона? Каков собой на взгляд!
Я, чай, подумал ты, что гору встретил?» –
«Да разве там он?» – «Там» –
«Ну, братец, виноват:
Слона-то я и не приметил».

– Каким был человек? Почему он все запомнил?

– Внимание человека может привлекать все, что для него интересно и важно. Обычный человек не обратит внимания в лесу на какие-то следы. Но внимание охотника, следопыта будет буквально поглощено этими следами. А внимание грибника будет направлено на …

– А вы хотите быть внимательными?  Что такое внимание?

Внимание – это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все что угодно – предметы, явления, отношения, свойства предметов, действия, мысли, чувства других людей.

Внимание – это способность выбирать важное для себя и сосредотачивать на нем свое восприятие, мышление, воображение и др.

Непроизвольное внимание – возникает как бы само собой, без усилий воли (в сознании фиксируется то, что ярко, эмоционально).
С возрастом, в процессе игры, обучения, общения с взрослыми начинает формироваться произвольное внимание. Произвольное внимание требует от человека волевых усилий для своего возникновения, оно необходимо для того, чтобы делать не то, что захотел, а то, что необходимо.
В процессе обучения, в процессе работы могут возникнуть интерес, увлеченность, вдохновение. В этом случае говорят о возникновении третьего вида внимания – произвольного.

У подростков  внимание является преимущественно произвольным, следовательно, обучающийся может заставить себя сосредоточиться на интересной и трудной работе.

Даже самый интересный материал самыми внимательными непрерывно воспринимается 7-8 минут, после чего обязательно наступает кратковременное переключение внимания. Вообще избежать переключений внимания невозможно, а сделать их минимальными по частоте возможно.

Внешнее внимание направленно на окружающие предметы и явления.

Внутреннее внимание направленно на собственные мысли, чувства и переживания.

Внимание –  необходимое условие качественного выполнения любой деятельности. Внимание развивается постепенно и на определенном уровне своего развития становится свойством личности – внимательностью.

Внимательность человека проявляется не только в познании мира и осуществления деятельности, но и в отношениях с другими людьми. Чуткость, отзывчивость, понимание настроений  и переживаний другого человека, умение учесть все это в своем поведении и общении с ним отличают внимательного к людям человека.
Внимательность имеет свое внешнее выражение – особенность позы, поворот головы, выражение и движение глаз.

А теперь вернемся к басне. Почему человек запомнил …, а не заметил слона?

А теперь проверим, насколько внимательны вы. Я приглашаю Вас в путешествие по загадочному лабиринту.

При прохождении лабиринта вы столкнетесь с трудностями, которые необходимо преодолеть:

– если встретится на пути зверь – Вы от него убегаете (дети топают);
– если поле с высокой травой – пробираетесь через траву (дети произносят Щ…Щ…Щ…);
– если болото –   идете по болоту (дети произносят чавк, чавк, чавк,…);
– если перевал – вы должны выполнить задание, после чего   можете идти дальше.

За правильно выполненное задание вы будете получать жетончик. У кого окажется больше всего жетончиков – тот самый внимательный.

Методика «Счет»

Учащимся предлагается быстро и правильно складывать два однозначных числа, написанных одно под другим. Эта работа продолжается 10 минут. Сумму чисел ставят в верхнюю строку, а под ней в нижнюю строку ставят предыдущее верхнее число. Если сумма больше десяти, то десяток отбрасывают, пишут только число единиц.

Пример:

5  4  9  3  2  5  7  2
9  5  4  9   3  2  5  7…

Методика «Муха»

По одной из четырех возможных команд (вверх, вниз, вправо, влево). «Муха» перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Команды подаются по очереди всем учащимся. Игроки должны неотступно следить за передвижениями  воображаемой «мухи».

             
     
       

Распределение внимания

Юлий Цезарь, как известно, удивлял современников способностью делать одновременно несколько дел. Вероятно, у него было хорошее распределение внимания. Попробуйте одновременно выполнить хотя бы два дела. В течении минуты учащиеся должны назвать цифры от одного до двадцати, одновременно записывая их на доске в обратном порядке.

Методика «Корректурная проба»

Определение объема внимания (норма 600 знаков – 5 ошибок).

На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая буквы слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые. Работать надо быстро и точно. Время работы – 5 минут.

Например:

Е К Р Н С О А Р Н Е С В А Р К В Р Е О Д Г А В Е Н Р О М Н Е Р О П Н Е Р

Таблица Шульте

Используется для исследования скорости ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания.

Необходимо показать указкой и назвать все числа от 1 до 25. Как можно скорее, не ошибаясь.

9 5 11 23 20
14 25 17 19 13
16 21 7 3 1
18 12 6 24 4
22 15 10 2 8

Упражнение направленное на увеличение объема внимания

Включается элемент соревнования. Учащимся предлагается по сигналу «Внимание» фиксировать взглядом слово и постараться прочесть предъявляемый на короткое время материал и записать его по памяти. Кто записал правильно больше 5 букв в двух самых длинных словах, тот и выиграл.

Р Б В Л
Ж К П Р И
К П Т Н С Д
Д П В
Б М Д Р К Л Ф
С Т П Ц Г В Д К
М В П К Ш Л Ч Б Х

Подведение итогов.

Мы с вами сегодня познакомились с понятием «Внимание», определили самого внимательного, выполнили несколько упражнений на внимательность. Внимание необходимо развивать и укреплять, правила самоорганизации помогут вам в этом.

Правила самоорганизации

  1. Приучайте себя работать в самых разнообразных условиях и даже в шумной и отвлекающей обстановке.
  2. Приступая к работе, предварительно организуйте свое рабочее место.
  3. Развивайте у себя силу воли. Следуйте принципу «надо», а не «хочу». Чередуйте легкие и трудные дела, интересные и неинтересные.
  4. Тренируйте свою способность к сосредоточению. Чем более ты собран, тем внимателен.
  5. Не забывайте о гигиене умственного труда, нормальном освещении и температуре.

Список литературы:

  1. А.Ф.Ануфриев, С.Н.Костромина Как преодолеть трудности в обучении детей  [Текст]: научно-методическая литература  – М.:  «ОСЬ-89»,  2003 – 83 с.
  2. Боденко Б.Н. Выявление некоторых причин трудностей в учении / Научно-практические проблемы школьной психологической службы [Текст]: научно-методическая литература  – М.: «Просвещение», 1987 – 116 с.
  3. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития ~ коррекция его неблагоприятных вариантов: методические разработки дл. школьного психолога / Сост. Е.А. Бугрименко, А.Л.Венгер, К.Н.Полива нова, Е.Ю.Сушкова  [Текст]: научно-методическая литература  – М.: «Просвещение», 1989 – 247 с.
  4. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику [Текст]: научно-методическая литература  – М.:  «Просвещение», 1995 – 139 с.
  5. Методы изучения и диагностики психического развития ребенка, Под ред. Н.И. Непомнящей [Текст]: научно-методическая литература  – М.: «просвещение», 1975 – 132 с.
  6. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова [Текст]: научно-методическая литература  – М.: «Просвещение», 1990 – 241 с.
  7. Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики [Текст]: научно-методическая литература  – М.: «Просвещение», 1989 – 174 с.

Приложение 1