Трудности школьников при переходе в 5-й класс и пути их преодоления

Разделы: Классное руководство

Класс: 5


Мой педагогический стаж 25 лет. И все 25 лет я была классным руководителем. Сегодня я классный руководитель 6-го класса. Это не первый класс и, надеюсь, не последний. За годы работы убедилась, что самое трудное начинать всё сначала. Новый класс, новые родители, новые проблемы. Я про пятиклашек.

При переходе из начального звена в среднее учителям, родителям, пятиклассникам предстоит пройти сложный период– им нужно привыкнуть, приспособиться к друг другу, другими словами адаптироваться.

На протяжении своей жизни человек переживает период адаптации несколько раз, и каждый раз испытывает огромные переживания. Результатом адаптации является продукт сложных взаимодействий человека с внешней средой. Каким будет этот продукт для пятиклассника, во многом будет зависеть от родителей, педагогов и классного руководителя.

Считается, что период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. В своём выступлении я остановлюсь на том, как строю свою работу по преодолению трудностей адаптации пятиклассниками как классный руководитель.

Прежде чем строить какую– либо работу по преодолению трудностей адаптации мне, как классному руководителю нужно чётко знать и учитывать возрастные особенности пятиклассников. Назову некоторые.

Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому.

Если для младшего школьника (4-й класс) ведущей деятельностью является учебная, то в младшем подростковом возрасте (5-й класс) ведущей деятельностью для школьников становится общение. Подросток, по сравнению с младшим школьником, более чутко относится к мнению коллектива. Если младшего школьника удовлетворяет похвала учителя, то подростка больше затрагивает общественная оценка.

Самооценка начинает проявляться в младшем школьном возрасте, но там она отличается исключительной неустойчивостью, в то время как у подростка она носит относительно устойчивый характер.

Я обратила внимание на то, что хотя около 70 % пятиклассников отмечают, что недостатков у них много, а нравится в себе “только одно”, “единственная черта”, т.е. характеристикам младших подростков присущ отрицательный эмоциональный фон.

Новообразованиями подросткового возраста являются чувство взрослости, стремление к самостоятельности.

Дети младшего школьного возраста отличаются повышенной впечатлительностью, подражательностью и внушаемостью, у них слабо развита самостоятельность.

У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и требует, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому.

У пятиклассника появляются свои вкусы и взгляды.

По сравнению с младшим школьником, существенные изменения происходят и в эмоциональной сфере подростка. Эмоции младшего школьника носят относительно спокойный характер и легко поддаются управлению со стороны учителя, эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в их управлении, подростки вспыльчивы, резки, самоконтроль недостаточно развит. Подросток, как правило, не забывает обид взрослым.

Этапы организации деятельности классного руководителя.

1 этап – подготовительный

Как классному руководителю мне необходимо знать, кто мои будущие пятиклассники. Поэтому работа начинается ещё с того момента, когда будущие пятиклассники обучаются в 4 классе. Я узнаю о них по рассказам учителя начальных классов, по своим наблюдениям за детьми в учебной и внеучебной деятельности. Чтобы их узнать лучше, провожу несколько тестирований детей по рисункам, вопросам, анкетам, анализирую документацию, имеющуюся на каждого ребёнка (личное дело, успеваемость, характеристика). Перед началом учебного года у меня уже есть определённая картина.

2 этап –основной. Основная цель работы: создание условий для успешной адаптации.

3 этап– заключительный, здесь соотносятся цели и задачи с результатами работы.

Начиная учиться, каждый пятиклассник полон решимости учиться, готов свернуть горы, его не пугают трудности, он готов их преодолевать. Но, увы, происходит то, что не вполне оправдывает детские ожидания. Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают и адаптация затягивается.

Наблюдая не один год за пятиклассниками, отслеживая их успешность, вижу:

  1. Успеваемость у многих падает; многие начинают тяготиться учёбой, жалуются на трудность и усталость, неинтересность.
  2. Интерес к учёбе снижается. Мотивы, которые побуждали их к учению в младших классах (интерес к пребыванию в школе, первые результаты труда) уже удовлетворены, а новые, отвечающие возрастным особенностям, ещё не сложились. Многие пятиклассники не записывают задание в дневник, чтобы родители не смогли их проконтролировать.
  3. Мотивы, которые побуждали их к учению в младших классах (интерес к пребыванию в школе, первые результаты труда) уже удовлетворены, а новые, отвечающие возрастным особенностям, ещё не сложились. Записи в тетрадях и дневниках становятся небрежными: куда-то пропадает старательность и аккуратность. Ребенок, которого было не оторвать от книги, теперь не хочет брать ее в руки;

  4. Отношения между детьми становятся напряжённее. Еще вчера дружный класс становится просто группой детей, возникают конфликты, драки, ссоры;
  5. Сами дети становятся тревожнее, беспокойнее. Иногда ученик не может решить даже те задачи, которые полгода назад делал “на счёт раз”;
  6. Пятиклассники часто становятся непредсказуемыми в своих реакциях; они становятся забывчивыми;
  7. Дети начинают отстраняться от взрослых. Пятиклассник свои трудности плохо осознают, считают, что все дело только в них самих, и не делятся переживаниями со взрослыми, создается впечатление полного благополучия. Очень важно уловить изменения в поведении ребенка, понять их причину и вовремя оказать помощь.

Почему это происходит? Всему виною – адаптационный период, просто ребёнок ещё не успел перестроиться на “взрослый лад”.

Вот факторы, которые делают процесс адаптации пятиклассников таким:

• Смена учителя. В начальных классах учитель – это вторая мама для детей. Отношения между учителем и учащимися чаще всего строятся по принципу домашних, родственных отношений. Учитель не просто преподает предметы, он учит обслуживать себя, заботится, чтобы ребенок был хорошо одет, сыт. Дети, в свою очередь, чувствуют себя защищенными со своей первой учительницей. И вдруг им предлагают “сменить маму”.

  • Появление множество разных учителей, каждый со своим характером, со своими требованиями и привычками. Часто учителя ждут от детей, что те к ним приспособятся, никак не облегчая школьникам процесс приспособления к ним самим. Ребёнку приходится завоёвывать авторитет снова, и не у одного учителя, а у многих, со многими учителями выработать свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься – а в итоге повышается тревожность.

  • Возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, отстают.
  • Появление новых предметов. Возрастает объём работы. Если раньше ежедневно ученики готовились к 2-3 предметам, то теперь приходится готовиться к 4-5. На первых порах появление новых предметов и новых учителей вызывает интерес у пятиклассников. Поэтому на вопрос: “Ну, как тебе в школе?” они часто отвечают: “Хорошо, интересно, здорово!” Успокоенные взрослые перестают волноваться слишком рано. По-настоящему ощутить трудности новых предметов дети могут только месяца через два, а иногда и позже.
  • Новые требования. Выпускники начальной школы представляют себе, что новые требования будут заключаться в том, чтобы “хорошо учиться”, “ходить в школьной форме”. На деле оказывается, что от пятиклассников требуется умение организовать свою работу на уроке, анализировать, делать выводы и обобщения, писать рефераты, работать с дополнительной литературой, а также владеть еще многими общеучебными умениями и навыками. Имеет место противоречивость требований разных педагогов: в тетради по математике поля должны быть с двух сторон, в тетради по русскому языку – с одной, а по иностранному языку – нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному; учительница истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение и т.п.. Количество таких "мелочей”, противоречивость требований нередко существенно затрудняют жизнь школьника.
  • Отсутствие постоянного кабинета. Взрослым может показаться, что никаких трудностей здесь нет. Какая разница, в каком кабинете проходит урок. Такое мнение возникает из-за незнания психологии детей. На самом деле отсутствие своего места, своей территории, необходимость на каждой перемене сложить вещи и перейти в другой кабинет, сама проблема перетаскивания большого количества вещей с места на место вызывает у школьников чувство дискомфорта.
  • Смена позиции. В начальной школе четвероклассники – старшие, и дети это ощущают на каждой перемене, во время проведения совместных праздников и мероприятий. Попав в старшую школу, пятиклассники становятся младшими и сразу чувствуют свою незащищенность. 
  • Отсутствие контроля. Всю начальную школу ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. Быстро выучив все особенности ребенка, учитель помогает ему контролировать учебный процесс. Одному ребенку напомнит, что надо выполнить домашнее задание, другому – чтобы тот принес карандаши, третьему простит невыполненное упражнение (потому что знает, что ребенка мучают головные боли) и останется с ним после уроков. В общем, отслеживал выполнение всех заданий всеми учениками. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход нарушается. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся. Запомнить все особенности всех учеников он просто не в состоянии. Поэтому у ребенка создается впечатление, что он никому из учителей не нужен, что можно "похалявить" и что-то не сделать – в общей массе это может пройти незамеченным.
  • Пробелы в знаниях. За годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика накапливаются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный ком. Но если в начальной школе эти "шероховатости" сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторными объяснениями сразу, как только было замечено неусвоение ребенком материала (класс один, ребят немного, можно успевать контролировать всех). То в пятом классе такого отслеживания не происходит. И не усвоив тему (и не подойдя самому сразу за разъяснением к учителю или родителям), ребенок рискует не понять материал следующий. Материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не усвоены, то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний. Так появляются двойки…

Можно сказать еще и о неудобном расписании, увеличении нагрузки и множестве других более мелких вещей.

Если не учитывать этих факторов, не смягчать их определенным образом, то процесс адаптации детей в 5 классе может стать более сложным и длительным.

Как классному руководителю мне необходимо помочь каждому пятикласснику прожить критический период.

Для этого необходимо:

  1. Установить тесное сотрудничество с учителями – предметниками, педагогами дополнительного образования.
  2. Установить контакт с семьёй.
  3. Содействовать реализации потенциальных возможностей каждого ребёнка.
  4. Создать доброжелательную атмосферу взаимодействия в классном коллективе.
  5. Вовлекать учащихся в активную внеклассную деятельность.
  6. Проводить диагностическую работу.

По сути, это направления моей работы как классного руководителя.

Что делаю по каждому из этих направлений.

Работа с родителями.

Как классный руководитель работу с пятым классом начинаю со знакомства с условиями проживания ребёнка, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребёнка.

Пути и средства привлечения родителей к совместной работе:

  • изучение запросов родителей по интересующим их темам;
  • разработать темы и представить их родителям, т.е. по каким вопросам осуществляется взаимодействие с родителями учащихся (Как приучить ребёнка к самостоятельности? Почему у пятиклассников пропадает интерес к учёбе? Как повысить самооценку ребёнка? Почему ребёнок стал неуспевающим?)
  • проведение родительских собраний “Ваш ребёнок – пятиклассник”,
  • организация встреч родителей о встречах с учителями – предметниками и специалистами психологической службы;
  • организация индивидуальных встреч с родителями для консультации по различным вопросам.

Работа с учителями – предметниками.

  • организация консультаций, бесед по различным вопросам ( посещаемость учащихся, поведение в школе, уровень подготовки домашнего задания)

  • посещение уроков с целью наблюдения за работоспособностью и успеваемостью учащихся

  • согласование общих требований

например:

а) обязательные дисциплинарные требования (правила):

  • здороваемся стоя;

  • не перебивать учителя, ни ученика;

  • поднятая рука – сигнал о вопросе, ответе;

б) организация учебного процесса:

  • наличие необходимых учебных пособий;

  • соблюдение правил оформления тетрадей

в) отношения между детьми, между учителем и ребёнком.

Создание доброжелательной атмосферы взаимоотношений в классном коллективе.

Подразумевается

  • создание эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе ( доверительность, искренность, мягкость, оптимизм, возможность посоветоваться, пожаловаться, откровенно поговорить);

  • недопустимость критики в адрес ребёнка в присутствии других людей (учителей, сверстников);

  • поощрение, похвала ребёнка не только за учебные успехи;

  • установление определённых норм взаимоотношений с взрослыми, одноклассниками.

Используются формы общения:

  • Индивидуальные и групповые консультации (вопросы консультирования: взаимоотношения с новыми учителями и их требованиями, режим дня – умение правильно рассчитать время на подготовку домашнего задания и отдыха, как готовить домашнее задание, ошибки в организации своего времени);
  • Экскурсии, походы;
  • Классные часы
  • Беседы, диспуты.

Вовлечение учащихся в активную внеклассную работу.

  • подготовка общешкольных мероприятий;

  • организация внутриклассных мероприятий;

  • выполнение поручений в классе.

Перечень не может быть солидным, поскольку решается лишь конкретная задача: адаптация ученика, а не все задачи воспитательного процесса.

Содействие реализации возможностей ребёнка.

  • грамотное рассаживание детей в классе с учётом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожелания родителей;

  • отслеживание успеваемости каждого ребёнка (в сравнении с учёбой в начальной школе, в предыдущей четверти), анализ причин возникающих трудностей, прогнозирование возможных будущих проблем и поиск путей их решения;

  • организация классного самоуправления.

В начале учебного года были проведены выборы классного самоуправления, в их основу был положен выбор ребят. Каждый высказал сначала своё мнение о том, в каком секторе он хочет работать, затем в каком из секторов мог бы работать его одноклассник. Обязанности были строго распределены. В классе все ребята охвачены поручениями с учётом их интересов, а это способствует развитию активности, инициативы, деловитости. От общественных поручений никто не отказывается. Не всегда и не всё получается у ребят, но классное самоуправление, пройдя стадию становления в течении первых трёх четвертей 5 класса, стало функционировать лучше. Я считаю, что каждый ученик должен учиться руководить и подчиняться.

Диагностическая работа.

1.Определение уровня усвоения учебной программы в 4 классе и за 1 четверть 5 класса.

2.Определение школьной мотивации (по Н.Г. Лускановой). Основные факторы, влияющие на уровень школьной мотивации: уровень умственных способностей, характер отношений в классе, особенности отношений с отдельными педагогами, личность классного руководителя, позиция родителей.

3.Анкетирование “Чувства, которые я испытываю в школе”, используется методика С.В.Левченко “Мои чувства в школе”, которая позволяет выделить превалирующие чувства в школе, определить индивидуальный характер переживаний и общий “эмоциональный портрет” класса.

4. “Открытое письмо”. Методика заключается в том, что ребёнку предлагается дописать начатое предложение по своему усмотрению – так, как ему хочется. Прочитав их, можно увидеть проблемы.

5. “Автобиография в цвете”. Учащимся предлагается и слова , и фрагменты рисунков выполнять цветными карандашами . Рисунок может о многом рассказать. Учителю предоставляется дополнительная возможность лучше знакомится с пятиклассником.

6. Анкетирование учащихся “Твои ожидания в классе” – выявление круга интересов учащихся и их образовательных потребностей.

7.Анкетирование родителей – информация об интересах, склонностях ребёнка, круге друзей.

8. Определение уровня тревожности.

Меры, способствующие снижению тревожности у детей

1. В течение первой недели учебного года проводится экскурсия по школе чтобы показать детям расположение новых для них кабинетов и других помещений.

2. Классный руководитель составляет список правил для дежурных и знакомит с ним всех учащихся.

5. Беседа с детьми о том, для чего нужен дневник – для записи домашнего задания и выставления оценок; рассказать детям о требованиях к ведению дневника.

6. Обеспечить каждого ребёнка информацией о телефонах и днях рождения одноклассников.

7. В первые дни учебного года проводится классные часы, снимающие основные проблемы общения детей внутри класса.

8. Обучение школьников приёмам овладения своим волнением.

9. Перестройка самооценки, мотивации.

Любой результат должен быть увиден и измерен.

Измерителями работы классного руководителя по преодолению пятиклассниками трудностей адаптационного периода являются:

  • Динамика успеваемости
  • Отсутствие или наличие конфликтов в классе
  • Занятость детей, активность во внеурочной деятельности
  • Участие родителей в жизни коллектива
  • Снижение тревожности у учащихся
  • Комфортность пребывания ученика в школе