План-конспект урока "Введение в предмет" "Фитодизайн"

Разделы: Внеклассная работа


Цель занятия: формирование познавательного интереса у детей к фитодизайну и флористике, как к ведущему виду декоративно-прикладного искусства.

Задачи занятия:

Образовательные:

  • выявить имеющиеся у детей знания о фитодизайне, флористике.
  • дать обучающимся представление о флористике и фитодизайне, познакомить с разнообразными природными и флористическими композициями.

Развивающие:

  • развивать чувства цвета и гармонии, фантазию и зрительное воображение, формировать художественное видение.
  • развивать мелкую моторику пальцев и рук.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
  • воспитать у детей дружеское отношение друг к другу, умение работать в коллективе.

Возраст обучающихся: 10-12 лет.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Форма организации занятия: групповая.

Материально-техническое оснащение:

Компьютер-ноутбук проектор
экран магнитофон, DVD-диски, фотоаппарат
термописталет ножницы
ленты, тесьма аксессуары
Живые цветы растительный материал
степлер упаковочный материал
детские флористические работы стенды с методическим пособием

Структура занятия

Организационная часть (3 минуты) Приветствие. Знакомство.
Основная часть (35 минут) Теоретическая часть, практическая часть
  Теоретическая часть
  • Беседа “Значение слов фитодизайн и флористика, чему мы сможем научиться в объединении “Фитодизайн”
  • знакомство с разнообразным природным и флористическими композициями, с основными художественно-композиционными чертами и приемами работы с упаковочным материалом, со специальными терминами и понятиями.
  • рассказ о флористическом дизайне букета из одного цветка, демонстрация различных видов оформления одного цветка, показ видеофильма, показ приемов рациональной работы с материалом и аксессуарами.
Практическая часть
  • Декоративное флористическое оформление букета из одного цветка.
Заключительная часть (7 минут) Подведение итогов

Ход занятия

1. Организационная часть.

Дети проходят в кабинет и садятся за стол.

Здравствуйте ребята! Меня зовут Анна Рафаэловна. Я очень рада вас видеть. Ребята посмотрите, что у меня в руках? (дети отвечают) Я не просто так взяла этот красивый цветок! Используя эту розу, я хотела бы узнать ваши имена. Сейчас я дам вам этот цветок, вы будите передавать его друг другу из рук в руки, тот, у кого в руках окажется роза называет свое имя и передает цветок другому.

А знаете ли вы, чем мы сегодня будем заниматься? (дети отвечают) Я сегодня вам расскажу о таком интересном искусстве – фитодизайн и флористика.

2. Основная часть.

Теоретическая часть.

А вы знаете, что обозначает слово “фитодизайн”?

Слово "фитодизайн" происходит от двух составляющих: "фито" – от греческого phyton – растение, и "дизайн" – это художественное оформление. Таким образом, фитодизайн – это художественное оформление с использованием природных растений.

– Ребята, а вы знаете, что обозначает слово флористика?

Флористика от лат. Слова Flora — “цветок”, т.е. аранжировка цветов. Флора это богиня цветов, весны и плодородия. Во флористики можно использовать любые природные, сухоцветные, искусственные цветы и разнообразные аксессуары.

– Так, в чем же различие между флористикой и фитодизайном? (дети отвечают)

Вы наверно обратили внимание на разнообразные флористические композиции, коллажи, выставленные в этом кабинете. Это работы воспитанников нашего коллектива. (Рассказываю о разнообразных видах флористических работ и начинаю демонстрировать их). Дети, работая над композицией или коллажем, пользуются информацией со стенда, где описаны технологии, правила, виды материалов, инструменты. Заканчиваю демонстрацию горшечными растениями.

Ребята, а у вас дома есть что-то флористическое или касающееся фитодизайна? (дети отвечают) А горшечные растения есть? А какие у вас дома есть растения? И какие ваши любимые растения? Знаете ли вы, что в Древней Индии беднякам запрещалось выращивать цветы у себя дома т.к. это считалось прерогативой богатых людей. (Дети отвечают) Ребята, а вы знаете, что в Японии аранжировка цветов – обязательный предмет в школьной программе. Японцы считают, что у человека, который занимается этим видом декоративного искусства, формируется "цветочное сердце", а заниматься фитодизайном и флористикой может любой человек, где угодно и когда угодно, используя любые растения. Если вы хотите научиться тонко и чутко подмечать красоту в окружающей природе и отражать ее в искусстве вам в этом может помочь занятия по Фитодизайну.

В прошлом люди не знали определенных технологий по изготовлению букетов. Они просто ставили цветы в вазу. Но со временем мода менялась и все усложнялось. И по сей день ежегодно появляется много новых открытий в волшебном мире флористики и фитодизайна. А чтобы успеть за всеми новинками мы с вами будем посещать международные выставки, показы, выезжать на экскурсии, в музеи, участвовать в окружных, городских и международных конкурсах-выставках.

– Ребята, а как вы думаете, какие принято сейчас дарить цветы? (Дети отвечают) Подарить цветы — значит выразить человеку свои искренние чувства любви, почтения, уважения. Цветы помогают делать наши отношения более сердечными, а общение более непринужденным, доверительным.

Сегодня уже трудно представить себе какое-либо событие в нашей жизни без цветов. По разному поводу бывают семейные праздники:

– А какие праздники вы знаете? (Дети отвечают: день рождения, 8 марта, новый год, день учителя, свадьба и т. д. ) И, как правило, на все эти торжества мы приходим с цветами. А давайте представим, что у вашей мамы или у папы, а может у сестренки или братика завтра день рождения.

– И что вы в первую очередь подарите? (дети отвечают) Выбрать или составить букет имениннику — несложно, нужно знать самые простые правила. Какие цветы любит этот человек, какой цвет самый любимый у него? И любит ли он вообще цветы? А вдруг у него аллергия на цветы? А может лучше подарить ему красиво оформленную корзину с фруктами?

– Ребята, а сейчас я вам загадаю загадку, и кто правильно ответит, тот получит от меня сюрприз!

– А какие цветы нельзя дарить? (“увядающие”, “поломанные”). Еще одну загадку сможете отгадать?

– В букете какое самое наименьшее количество цветов может быть? (дети отвечают 3, 5, 7)

– А может ли букет состоять из одного цветка? (дети отвечают “Нет”)

Может! Сегодня мы с вами научимся создавать букет из одного цветка. Я сейчас вам продемонстрирую разнообразные букеты, и мы посмотрим видеофильм об оформлении одного цветка, а после этого вы самостоятельно сделаете букет из одного цветка.

Практическая часть

Техника безопасности.

– Помните ребята, что ножницы надо передавать кольцами вперед, не класть на край стола, не делать резких движений, не держать острием вверх, в нерабочем положении концы должны быть сомкнуты и по окончании работы убрать их на место. Также аккуратно работать со степлером, не вставлять пальцы во внутреннюю часть, по окончанию работы положить на место.

Делаем букет из одного цветка.

Обратите внимание, у вас на столе много разнообразного материала. Рассказываю как называется материал, который мы должны использовать для изготовления букета из одного цветка. Далее наглядно демонстрирую технологию изготовления букета из одного цветка.

img1.gif (7932 bytes)

Шаг 1. Возьмите квадратный упаковочный материал. (Сетка снег.)

Шаг 2. Положите вашу розу по диагонали и приложите к ней  зеленую травуберграсс.

Шаг 3. Заворачиваем углы упаковки друг на друга, чтоб у вас получился кулек, в котором будет находиться ваша роза.

Шаг 4. Перевязываем букет чуть ниже от середины цветка и делаем красивый бант из флористической декоративной ленты.

Шаг 5. В завершении мы с вами оформим ваш букет  разнообразными аксессуарами, которые я вам приготовила.

Но хочу вас предупредить, что добавляя данные вам аксессуары нужно не переборщить, т.к. много не значит красиво.

(Дети оформляют букет бусинами, бабочками, перьями, божьими  коровками и др. аксессуарами.)

3. Заключительная часть

Подводим итог выставкой работ детей.

– Давайте посмотрим, как каждый из вас оформил букет из оного цветка. Обсуждение.

– А кому вы решили подарить созданный вами букет из одного цветка? (дети отвечают)

– Мне хочется узнать, что особенно вам запомнилось на сегодняшнем занятии? (дети отвечают)

– Придумайте название своему букету. (дети отвечают)

– А вы сможете, дома также красиво оформить букет, применив полученные сегодня знания? (дети отвечают) Наше занятие подходит к концу.

– Ребята, вам было интересно на занятии? (дети отвечают)

И мне тоже было с вами интересно. Я буду очень рада видеть вас снова. С вами было мне очень приятно. До свидания.

Список литературы

  1. Володина Н.Э., Малышева Н.В. К цветку цветок… Лениздат 1993.
  2. Бонсай в вашем доме. – М., 1994.
  3. Задворная Т.Д. Аранжировка цветов. – М., 1994
  4. Иоханнес Иттен Искусство цвета М., Д. Аронов, 2004
  5. Иоханнес Иттен Искусство формы М., Д. Аронов, 2004
  6. Кияткин А.К. Искусство составления букета – изд. Ташкент 1982
  7. Клевенская Т.М., Панкратов В.П. Цветочная аранжировка. – М.: Агропромиздат, 1988.
  8. Корчагина Л. Н.– Флористический коллаж – ИПП “ОФСЕТ”, Новосибирск, 2003
  9. Лекции курсов МИОО по фитодизайну.
  10. Лекции постоянного семинара педагогов-флористов в МГЦДЮТ.
  11. Новикова Е.Ф. Вдохновение. М: 1994.
  12. Немченко Э.П. Многолетние цветы в саду. – М.: ЗАО Фитон+, 1999.
  13. Осипова Н.В. Современный цветочный дизайн. – М.: Олма-Пресс, 2001.
  14. Пронников В. Икэбана или вселенная, запечатленная в цветке. – М.: Наука, 1985.
  15. Хен Р. Азбука цветов. – Берлин, 1979
  16. Хессайон Д.Г. Об аранжировке цветов – М. Кладезь-букс,1993
  17. Цветы Голландии – каталог 1994/1995.